Жизненный цикл организации. Жизнь, как репродуцирование структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ предприятия в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Изучить понятие жизненного цикла организации;
Рассмотреть модели жизненного цикла;
Исследовать анализ моделей жизненного цикла;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ
1.1 Понятие организации………………………………………………………...5
1.2 Классификация организации………………………………………………...6
1.3 Законы и принципы организации…………………………………………...8

ГЛАВА II. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ. МОДЕЛИ АНАЛИЗА
2.1 Жизненный цикл…………………………………………………………….14
2.2 Модели жизненного цикла………………………………………………….16
2.3 Анализ моделей жизненного цикла………………………………………...21

ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 ООО «Арсенал-Инвест Груп»………………………………………………23
3.2 Основные этапы жизненного цикла ООО «Арсенал-Инвест Груп»……24
3.3 Анализ поведения ООО «Арсенал-Инвест Груп» на стадии зрелости….25
3.4 Рекомендации по управлению жизненным циклом ООО «Арсенал-Инвест Груп»……………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 167.67 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1.1 Варианты изменения  потенциала организации:

1 – потенциал имущества  предприятия; 2 – потенциал репутации  предприятия;

3 – потенциал работников  предприятия; 4 – потенциал одного  вновь приятного работника (например, директора); 5 – приобретение некомплектного  оборудования, которое не установлено  и лежит на складе

 

Соединение ресурсов 1, 2 и 3 дает меньший  прирост потенциала, чем соединение тек же ресурсов с ресурсом 4, обладающим небольшим потенциалом. Привлечение  ресурса 5 снижает потенциал организации (рис. 1.1)

Процесс существенно усиления или  ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии.

 

Закон наименьших

Закон наименьших – структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью части целого. Иными словами, разрушение целостного образования происходит по самому слабому элементу структуры.

Примеры действия закона:

  • Цепь, состоящая из звеньев разной прочности, выдерживает тот вес, который выдерживает наименьшее прочное звено;
  • Цепь доказательств рушится, если хотя бы одно из ее звеньев не выдерживает критики;
  • Полное товарищество как организационно-правовая форма практически не используется, так как предполагает высокий уровень имущественной ответственности и высокий уровень доверия между участниками. В этом проявляется слабость этой организационно-правовой формы.

Этот закон используется при  анализе деятельности организации  или подразделения, так как любой  анализ направлен на выявление «узких мест» в работе и принятие мер  по их устранению.

В системе стратегического управления компанией закон используется для  оценки сильных и слабых сторон организацией, ее возможностей и угроз.

 

Закон самосохранения

Закон самосохранения означает, что  каждая материальная система сознательно  или стихийно стремится к сохранению своей качественной определенности и использует для достижения этого  весь свой потенциал.

Самосохранение организации обусловлено  действием двух факторов – стабильности и развития:

  • Стабильность вызывает застой;
  • Развитие ускоренное, но не обеспеченное ресурсами, ориентировано на временный успех.

В качестве механизма реализации закона самосохранения выступает способность  системы к устойчивому функционированию в условиях меняющейся внешней и  внутренней среды и сохранению своих  свойств, характерны для системы.

 

Закон развития

Закон развития означает, что каждая материальная система стремится  достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на принципы инерции, эластичности, непрерывности  и стабилизации.

Принцип инерции состоит в том, что изменение потенциала системы  начинается спустя некоторое время  после начала воздействия изменений  во внешней или внутренней среде  и продолжается некоторое время  после их окончания.

Принцип эластичности состоит в  том, что скорость изменения потенциала системы зависит от самого потенциала. Разные организации по- разному реагируют на одни и те же события в зависимости от профессионализма персонала, технического и организационного уровня самой организации.

Принцип непрерывности – процесс  изменения потенциала идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак изменения.

Принцип стабилизации – система  стремится к стабилизации диапазона  изменения потенциала системы.

 

Законы организации второго  уровня

 

Закон информированности - упорядоченности. Коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и  хранении управленческой информации, необходимой для принятия управленческих решений. Информацию разделяют на два больших класса: объективную (овеществленную в товаре) и субъективную (отраженную, организованную людьми). Закон информированности - упорядоченности исходит из известного соотношения неопределенности информации, обеспечивающей качество разработки решения. Согласно закону, чем большей информацией о внешней и внутренней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет.

 

Закон единства анализа и синтеза.

Анализ и синтез не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, подразумевают их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности. Анализ – исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т. п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Синтез -  исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.

 

Закон композиции и пропорциональности.

Закон гласит: каждая материальная система  стремится сохранить в своей  структуре все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении. Использования закона композиции и пропорциональности на практике помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Руководитель организации с помощью рассматриваемого закона стремится создать команду единомышленников и гармоничнее предприятие.

 

Принципы организации

 

Принцип есть правило действия, вытекающее из закона. Принципы организации - это общие правила формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие упорядоченность и целесообразность функционирования системы. Принципы организации многочисленны и разнородны, поэтому в современной литературе можно встретить различные подходы и взгляды на классификацию принципов организации.

 

Принцип цепной связи (всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь);

 

Принцип ингрессии (образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми, например, поточная линия - машины, работающие в едином ритме);

 

Принцип подбора/отбора (фундаментальный принцип организации, т.е. обобщается все полезное и отметается все бесполезное);

 

Принцип подвижного равновесия, т.е. объект, отдавая свои силы, и энергию может дальше также функционировать; организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде;

 

Принцип слабого звена (организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена).

 

Указанные принципы носят всеобщий характер, поскольку относятся не только к  природе, но и к организующей деятельности человека. 
Современные организационные теории предлагают разные подходы классификационные подходы, один из которых рассматривает принципы организации как важнейшее звено, соединяющее теорию организации с менеджментом и менеджментом человеческих ресурсов (управление персоналом). Итак, следуя данному положению, принципы организации классифицируются по следующим критериям:

 

1. По степени обоснованности:

а)научные: сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность;

б)обыденные: правила и действия, сформулированные человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все субъективны.

 

2. По степени универсальности:

а)универсальные (общие) – отражают правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе;

б)специфические: действующие в отдельных сферах природной и человеческой деятельности;

в)ситуационные: те, которые действуют в конкретных ситуациях.

 

3. По способу реализации:

а)реализуемые природой, без какого-либо участия человека;

б)при взаимодействии природы и человека;

в)только с участием человека (осуществляются посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности).

 

4. По масштабу действия:

а)действующие только в отдельных элементах системы (принцип индивидуальной работы);

б)между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи);

в)между системами (между предприятиями, отраслями национальной экономики).

Практическое  применение рассмотренной классификации  позволяет упростить, упорядочить  и научно обосновать последовательность и содержание работы управленцев.: Особую практическую ценность для менеджеров организаций представляет классификация, сводящая принципы организации в четыре основные группы: общие, статической организации, динамической организации,  рационализации. Таким образом, принципы организации условно можно разделить на 4 группы:

 

Общие принципы

 

1. Принципы организационной статики (статической организации), определяющие правила построения структур (структуризация): целеполагание, приоритет функций над составом звеньев, приоритет объекта над субъектом, адаптивность полная координация функционирования всех составляющих, минимум сложности, полномасштабность, пределы автономности, сочетание централизации и децентрализации, взаимосогласованность вертикальных и горизонтальных связей, единство распорядительства, диапазон контроля;

 

2. Принципы организационной динамики (динамической организации), как общие правила формирования организационных процессов: направленность, прямоточность, результативность, эффективность, восприимчивость, информативность, надежность, оперативность, гибкость, параллельность, ритмичность, синхронность;

 

3. Принципы рационализации, как общие правила совершенствования статики и динамики организации: концептуализация, алгоритмизация, нормализация, систематизация, классификация, концентрация, специализация, стандартизация, унификация, персонификация и регламентация.

Любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла, которые можно объединить в две группы: статическую и  динамическую.

Статическая группа включает: порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). Организацию, находящуюся в статической группе, называют статической организацией. Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в динамической группе, называют динамической.

 

ГЛАВА II. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ. МОДЕЛИ АНАЛИЗА

2.1 Жизненный цикл 

 

Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через  этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации  имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют  определенной модификации понятия  жизненного цикла. Один из вариантов  деления жизненного цикла организации  на соответствующие временные отрезки  предусматривает следующие этапы.

1. Этап предпринимательства. На данном этапе для организации характерен период становления, в ходе которого также формируется жизненный цикл организации. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

3. Этап формализации  и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Основные этапы жизненного цикла  организации графически представлены на рисунке (2.1).

 

Рис. 2.1 Основные этапы жизненного цикла организации.

Информация о работе Жизненный цикл организации. Жизнь, как репродуцирование структур