Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить закономерности в развитии организаций.
Для достижения указанных целей нами были поставлены и решены следующие задачи:
дать определения и характеристику жизненным циклам и стадиям развития организаций;
рассмотреть модели развития организаций;
рассмотреть жизненный цикл организации на примере ОАО «Татнефть».

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 191.34 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Субъектами мировой хозяйственной  системы на микроуровне являются организации, различные по размерам, организационно-правовым формам, сферам деятельности.

В теории менеджмента развивается  направление, в рамках которого исследователи  рассматривают организацию как  развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение  организаций может быть описано  с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами. Однако, как отмечают российские исследователи, следует подчеркнуть  ограниченность этой аналогии. Биологические  организмы начинают умирать с  первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать  об организации, поскольку никакая  организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации.1

Каждый день образуется множество  новых фирм. Далеко не все из них  способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации  способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно  меняющейся внешней среде предприятия  погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и  адекватно реагировать на внешние  изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству  необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы  сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

Одним из подходов к определению  значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого  понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста… или  то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм.  Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным.2

 Объектом исследования  данной работы является изучение  понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное  время  моделей развития организаций;  подробное описание основных  стадий эволюции компании; ОАО «Татнефть», обладающее своей историей развития.

Цель работы – выявить  закономерности в развитии организаций.

Для достижения указанных  целей нами были поставлены и решены следующие задачи:

  1. дать определения и характеристику жизненным циклам и стадиям развития организаций;
  2. рассмотреть модели развития организаций;
  3. рассмотреть жизненный цикл организации на примере ОАО «Татнефть».

  Актуальность данной работы обусловлена необходимостью руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.

 

1. Жизненные циклы и стадии развития организаций

 

1.1 Жизненный цикл  организации

 

Еще в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать  организацию в терминах «личности», а развитие организации стали  сопоставлять с развитием человека. В 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости… Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками». Такое сравнение, как: «Подобно людям, организации имеют свой «взгляд» на смысл жизни, на то, чем для них являются люди, персонал…», наводит на размышления о том, что организации, как и люди, живут и развиваются по своим внутренним психологическим законам. Если и далее следовать логике таких рассуждений, то можно предположить, что организации в своем развитии преодолевают кризисы, переходя на новые этапы развития, достигают своего расцвета и, в конце концов, умирают. Уместно привести еще одно сравнение: «…смотришь на иную фирму: ей отроду три года, а она уже как постаревший ребенок – дряхлое руководство, апатичные сотрудники, никому ничего не надо…».3 Напрашивается вывод о том, что все организации индивидуальны в своем развитии, и психологический возраст организации может сильно отличаться от физического. Наблюдение Л. Грейнера за организациями почти в течение 27 лет (с момента выхода его статьи «Evolution and revolution as organizations grow» в 1972 году) и анализ этапов развития различных организаций позволяет ему утверждать, что «смертей» организаций на сегодняшний день стало гораздо больше.4

Жизненный цикл организации – совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования.

Эта теория рассматривается  в рамках менеджмента и подразумевает  прохождение организацией нескольких этапов развития.

Жизненный цикл имеет следующий  вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет  выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить  имеющуюся долю рынка под своим  контролем и старость, когда фирма  быстро теряет свою долю рынка и  вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста  или зрелости (реже – других стадиях). Сколько организаций, столько и  разных типов жизненного цикла.

Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные  факторы, влияющие на организационную  эффективность. Разнообразие видов  жизненных циклов позволяет анализировать  изменения, происходящие на различных  уровнях управления промышленным предприятием.5

Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает следующие стадии (рис. 1.).

 

Рис. 1. Жизненные циклы  организации

 

На рисунке обозначены цифрами стадии 1 — формирование организации, 2 — интенсивный рост или «размножение», 3 — стабилизация, 4 — кризис (спад).

Итак, жизненные циклы  подразделяются на этапы:

  • «тусовка»;
  • «механизация»;
  • «внутреннее предпринимательство»;
  • «менеджмент качества» или «управление качеством».6

1. Установка, характерная  для цикла развития организации  «тусовка», ставит во главу  ценности межличностного общения,  создания внутрифирменной целостности  на базе личных контактов, приверженности  общим принципам коммуникации  и подобным человеческим особенностям. Особенности деятельности определены  технологическим процессом, регламентом,  руководителем; параметры деятельности  фирмы малоизменчивы.

2. На этапе «механизации»  постепенно накапливаются проблемы, которые приводят организацию  к кризису. На этом этапе  компания представляет собой  хорошо отлаженный механизм. Снижение  текучести кадров, мидл-менеджмент сформирован. Компания становится престижной, численность персонала растет.

3. Установка, проявляющаяся  в период цикла развития «внутреннее  предпринимательство», провозглашает  необходимость максимального участия  каждого из сотрудников в «предпринимательском  процессе». Такое представление  о ценностях говорит о том,  что любой сотрудник организации  должен подходить к реализации  своей деятельности как предприниматель,  который представляет товар на  рынке. А поэтому любой сотрудник  должен хорошо знать своего  клиента (и внутрифирменного также), его потребности и работать  так, чтобы его продукт находил  сбыт.

4. Установка, характерная  для этапа «управление качеством», связана с всемерной ориентацией  всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый  сотрудник организации должен  озаботиться проблемой качества (соответствия представлениям заказчика  о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных  продуктов (полуфабрикатов) должен  быть максимально качественным. Хотя сама проблема понимания  качества также будет требовать.7

По мнению Мильнера, организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы (рис. 2).

 

Рис. 2. Жизненный цикл организации

 

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, не4юрмальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.8

Несмотря на уникальность каждой компании, весь период ее существования  можно разбить на основные этапы, через которые она проходит. Переход  от одного этапа к другому связан с осуществлением изменений. Для  того, чтобы облегчить проведение изменений и переход от одного этапа к другому, необходимо знать  особенности каждого этапа в  этой цепочке.

Таким образом, взгляд на организацию  сквозь призму циклов развития позволяет  более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и  ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией. Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация  должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Исследуя организационные  структуры управления предприятием, необходимо иметь в виду, что любая  организация — это часть общества, являющегося органической системой. На организацию распространяются и в ней проявляются законы общественно-экономической формации, в которой она существует, в организации воспроизводятся отношения этой формации. В то же время каждая организация имеет свой индивидуальный жизненный цикл который состоит из нескольких стадий и этапов.9

1.2 Стадии развития организаций

Как было уже отмечено, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный  цикл организации обязательно включает следующие стадии (рис.3):

 

Рис. 3. Стадии развития компании

 

На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, а другая се часть с  отрицательным наклоном — стадию упадка организации.

Информация о работе Жизненный цикл организации