Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:19, курсовая работа
Цель работы – выявить закономерности в развитии организаций.
Для достижения указанных целей нами были поставлены и решены следующие задачи:
дать определения и характеристику жизненным циклам и стадиям развития организаций;
рассмотреть модели развития организаций;
рассмотреть жизненный цикл организации на примере ОАО «Татнефть».
Схематично последовательность стадий жизненного цикла организации, по И. Адизесу, представлена на рис.6.
Рис. 6. Стадии жизненного цикла организации по И. Адизесу
Таким образом, теория И. Адизеса родилась на основании уподобления организации живому организму. Модель показывает, что до расцвета доживают далеко не все предприятия, за расцветом неизбежно следует бюрократизация бизнеса, а затем смерть. И. Адизес определяет ряд опасностей, которые ожидают организацию на пути своего развития, но не дает ответа на вопрос: к какому организационному состоянию она должна стремиться, чтобы подольше задержаться в фазе расцвета. Однако, теория Адизеса описывает монотонно-однонаправленную эволюцию, где границы стадий размыты и условны.17
В отличие от теории И. Адизеса, Л. Грейнер предложил модель, описывающую развитие компаний через последовательность кризисных точек. Он выделяет пять стадий организационного развития, отделяемых друг от друга моментами организационных кризисов. Путь от одной стадии развития к следующей компания проходит, преодолевая соответствующий кризис данного переходного периода. Л. Грейнер выделяет следующие стадии и кризисы организационного развития (рис.7):
Рис. 7. Модель организационного развития Л. Грейнера
Стадия развития по средствам
созидания длится от момента зарождения
организации до ее первого организационного
кризиса - кризиса лидерства. Организация
появляется в результате предпринимательских
усилий менеджеров и развивается
благодаря, как правило, исключительно
реализации творческого потенциала
ее основателей. Организационная структура
компании чаще всего остается неформализованной.
Однако, по мере роста организации,
ее основатели все в большей степени
вынуждены контролировать и направлять
ее развитие в специфических направлениях,
что требует новых
Вторая стадия – стадия
развития посредством управления. Когда
кризис лидерства успешно преодолен,
наступает период организационного
роста, основой которого в первую
очередь является четко спланированная
работа и профессиональный менеджмент.
Однако через какое-то время наступает
момент, когда бюрократическая
Третья стадия – стадия
развития посредством делегирования
полномочий. Успешное преодоление кризиса
автономии связано со структурной
перестройкой и децентрализацией функций,
а также последующим
Четвертая стадия – стадия
развития посредством координации.
Успешное преодоление кризиса контроля
связано с изменениями в
И пятая стадия – стадия
развития посредством сотрудничества.
Для преодоления кризиса границ
требуется высокое мастерство психологов,
способных разрешать
Данная стадия не является последней. Она лишь указывает на логическую завершенность определенного цикла развития организации.
Теория организационного развития Л. Грейнера, по сути, выражает, что все изменения в организации являются запрограммированными. С 70-х годов, когда была создана теория, многие предприятия действительно прошли стадии, аналогичные указанным в модели Грейнера. Несмотря на это, некорректно утверждать, что любое современное предприятие обязательно пройдет указанный путь.
Не дают две представленные модели ответов и на другие вопросы. Обе эти модели не учитывают в полной мере особенности ведения бизнеса.18
Одним из примеров модели роста организации является модель Леона Данко (рис.8). Эта модель специалисты сопоставляют с моделью Л. Грейнера.
Рис. 8 Модель развития организации Л. Данко
На рисунке по горизонтальной оси отложено время - или возраст организации (системы) - молодой - зрелый. По вертикальной оси - изменение размера организации или системы. Под размером организации можно понимать различные параметры. Для организаций на микроуровне чаще имеют в виду изменение годового оборота, балансовой стоимости активов, или численности занятых на предприятии, или рассматривают эти критерии в комплексе.19
Также существует концепция
органического эволюционного
По Ливехуду, в своей жизни любая организация проходит объективно закономерные и последовательные фазы эволюционного развития, начиная с пионерной или первопроходческой фазы. По мере развития предприятия его структура меняется, превращаясь из изначально простой и плоской во все более разветвленную и многоуровневую. На каждой новой стадии доминирующей становится новая подсистема, которая и определяет впоследствии структуру и характер действий в отношении клиентов компании, персонала, маркетинга и менеджмента.
1. Пионерная фаза. Доминантной
в это время является
2. Фаза дифференциации. По
мере роста организации
3. Фаза интеграции. Доминирующая
роль в этой фазе переходит
к социальной подсистеме, которая
находится в гармонии с уже
эффективной экономической и
совершенной технической
4. Ассоциативная фаза. В
этой фазе все три подсистемы
находятся в своей высшей
Как можно видеть, концепция Ливехуда, так же, как и рассмотренные ранее теории и модели жизненного цикла, предусматривает однонаправленный характер развития. Границы фаз развития, как и у Адизеса, нечеткие. Новым является рассмотрение трансформаций с точки зрения приоритетности подсистем организации и более значительный акцент на социальных аспектах.20
В 1967г. А. Даун предложил модель «Движущие силы роста». Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. После описания четырех различных путей возникновения комитетов, Даун предложил три основных стадии роста и развития организаций. Первая стадия - борьба за автономию - возникает до формального рождения или сразу же после него. Она характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения “порога выживания”. Вторая стадия - стремительного роста - включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность. Последняя стадия - замедления - характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур. Кратко, эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, и затем к формализации и контролю.21
Одна из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе - модель «Управленческое участие» Г. Липпитта и У. Шмидта (1967). Они преложили, что корпорации проходят три стадии в развитии: рождение - создание управленческих систем и достижение жизнеспособности; юность - развитие устойчивости и репутации; и зрелость - достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях работы. Эта модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются от стадии к стадии.22
Модель Б. Скотта «Стратегия и структура» (1971) описывает три отдельных типа организаций, которые следуют в исторической последовательности. Скотт утверждает, что фирмы развиваются от неформальной (как он это называет – «шоу одного человека») до формализованной бюрократии, и затем до разнообразных промышленных конгломератов.23
В модели У. Торберта «Ментальность членов организации» (1974) организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие происходит от индивидуальности и диффузности групп к чувству принадлежности и причастности к коллективу. При этом не уточняются механизмы развития.24
Д. Кац и Р.Кан предложили модель «Организационная структура» (1978), в которой они строят модель развития организаций на тщательной разработке организационной структуры, в соответствии с этим они предлагают три основных стадии развития - стадия простых систем, устойчивая стадия организации и стадия разработки структур. После выхода этой работы, социальные организации стали рассматривать как «открытые» системы, которые характеризуются взаимодействием с внешней средой. Главные предпосылки успеха организации отыскиваются не внутри, а вне ее. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.25
Ф. Лиден: «Функциональные проблемы» (1975).
На стадиях своего развития организации имеют различные функциональные проблемы – проблема адаптации к окружающей среде, приобретение ресурсов, достижение целей и поддержка образцов поведения. Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. В основном это достигается через инновации. Второе – это приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур. В третьих, придается особое значение постановке целей и получению прибыли. На четвертой стадии придается значение поддержанию поведенческих паттернов и институализации структур.26
Дж. Кимберли: «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой» (1979).
Изучение создания и развития
медицинских школ позволило Кимберли
создать принципиально