Анализ ассортимента и экспертиза качества кофе в зернах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Плоды кофе собирают зрелыми до 3 раз в году (всего с одного дерева до 3 кг). После сбора зерна освобождают от плодовой мякоти и внутренних оболочек мокрым, влажным или сухим способом, а затем сушат и сортируют по размеру. Кофейные зерна, очищенные влажным способом лучше по качеству. Для придания зернам красивого гладкого вида их полируют во вращающихся барабанах или центрифугах. По цвету различают зерна желтые, зеленые и синеватые. Зеленый кофе подразделяют по качеству на высший, первый и второй сорта: ботанического вида Арабика — на высший и 1-й; ботанического вида Робуста — на 1-й и 2-й.

Содержание работы

Введение

Теоретическая часть
5
Пищевая ценность и химический состав кофе
5
Факторы, формирующие качество кофе
9
Сырье
12
Процессы, происходящие в кофе при обжаривании
16
Обзор рынка кофе в России
20
Требования, предъявляемые к качеству натурального кофе в зернах
22
Фальсификация кофе
22
Факторы, сохраняющие качество кофе
25
Упаковка растворимого кофе
25
Режимы хранения кофе в зернах
26
Материалы и методы исследования
28
2.1 Объекты исследования
28
2.2. Методы исследования качества
29
Порядок анализа состояния упаковки и содержания маркировки кофе в зернах
29
Органолептические методы исследования кофе в зернах
30
Физико-химические методы исследования кофе в зернах
33
3. Результаты исследования
33
3.1. Результаты анализа состояния упаковки и маркировки исследуемых образцов кофе в зернах
33
3.2 Результаты органолептической оценки кофе в зернах
34
3.3 Анализ результатов проведения физико-химических методов исследования.
35
Выводы и предложения
37
Библиографический список

Файлы: 1 файл

анализ ассортимента и экспертиза качества кофе в зернах.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Количественная фальсификация  кофе (недовес, обмер) — это обман  потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины  и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто пачки занижен, или используют жестебанку большей массы и т. д. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем нетто поверенными измерительными мерами веса и объема.

Информационная фальсификация  кофе - это обман потребителя с  помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации  осуществляется путем искажения: информации в товарно-сопроводительных документах; маркировки; неполной информации, наносимой на упаковку; рекламы. При фальсификации информации о кофе довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

  • наименование товара;
  • страна происхождения товара;
  • фирма —изготовитель товара;
  • количество товара.

К информационной фальсификации  относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

  • каким способом изготовлены печатные документы;
  • имеются ли подчистки, исправления в документе;

является ли штриховой  код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.

 

1.5. Факторы,  сохраняющие качество кофе

 

Одним из важнейших факторов сохранения товарных свойств кофе вследствие наличия в нем неустойчивых летучих веществ является упаковка.

 

 

1.5.1. Упаковка  кофе

Газовыделение из обжаренных целых зерен пли молотого кофе — естественный процесс, его можно  или ускорить, например быстрым и сильным размолом, что сопровождается потерей ароматических веществ, или замедлить путем немедленной упаковки обжаренного продукта в герметичную тару.

Исходя из этого рекомендуется  упаковывать жареный кофе как  в зернах, так и молотый прежде всего в водо- и кислородонепроницаемую тару с герметически сваренными швами. Одним из важнейших факторов сохранения товарных свойств кофе вследствие наличия в нем неустойчивых летучих веществ является упаковка. Лучшей для кофе является газонепроницаемая герметичная упаковка под вакуумом и в атмосфере инертного газа.

В России натуральный  жареный кофе в зернах для розничной торговли упаковывают в:

  • пачки из картона с внутренним полимерным покрытием из термосвариваемых материалов;
  • пакеты из бумаги с полимерным покрытием;
  • пакеты из комбинированных термосвариваемых материалов на основе алюминиевой фольги или металлизированной пленки;
  • пакеты из термосвариваемых пленочных материалов;
  • банки металлические и комбинированные, металлические сборные цилиндрические, стеклянные, из полимерных материалов, разрешенных органами Госсанэпиднадзора к применению в пищевой промышленности.

Допускается упаковывание натурального жареного кофе в зернах в пакеты из полиэтиленовой пленки.

1.5.2. Режимы  хранения натупального кофе в зернах

Хранят кофе в чистых, сухих (с относительной влажностью воздуха не более 75%) хорошо вентилируемых  помещениях, не зараженных вредителями  хлебных запасов, защищенных от прямых солнечных лучей, при температуре  не выше 20С. Не допускается хранение кофе совместно с химикатами и резко пахнущими материалами и продуктами.

Гарантийный срок хранения натурального жареного кофе в зернах зависит от вида упаковки и находится в пределах 4-18 мес.

Гарантийный срок хранения импортного кофе оговаривается условиями контракта и может достигать 2 лет в зависимости от вида упаковки.

Ящики с кофе для хранения укладывают на стеллажи и поддоны  штабелями по высоте не более 8 ящиков на расстоянии не менее 0,7 м от стен и других штабелей и не менее 1 м  – от источника тепла, водопроводных и канализационных труб.  Проветривание складов в сырую погоду и сразу после дождя не допускается.

При хранении в указанных  выше условиях устанавливаются следующие  гарантийные сроки (считая со дня  расфасовки кофе):

для кофе, упакованного в

  • для кофе, упакованного в мешки бумажные четырехслойные, мешки и пакеты из пленки поэтиленовой, пакеты из бумаги мешочной с внутпренним пакетом из пергамента или подпергамента, банки комбинированные - 6 мес.
  • для кофе, упакованного в пакеты из бумаги с полимерным покрытием – 9 мес.
  • для кофе, упакованного в пачки из картона с внутренним полимерным покрытием из термосвариваемых материалов – 10мес.
  • для кофе, упакованного в пакеты из термосвариваемых пленочных материалов – 12 мес.
  • для кофе, упакованного в пакеты из термосвариваемых  материалов на основе алюминиевой фольги или металлизированной пленки, банки металлические, стеклянные, полимерные – 18мес.  
    2. Материалы и методы исследования

 

2.1 Объекты  исследования

В качестве объектов исследования были выбраны 5 образцов кофе  в зернах различных производителей (табл. 2).

Таблица 2 – Краткая характеристика исследуемых образцов кофе

№ п/п

Вид

Наименование

Производитель

Масса нетто, г

Вид упаковки

1.

Кофе натуральный жареный  в зернах, Арабика, высший сорт, средняя обжарка

«Lebo coffee»

ЗАО«Продукт сервис»,Россия, г.Люберцы Московской обл..

100

Пакет из термосвариваемого материала

2.

Кофе натуральный жареный  в зернах, Арабика, высший сорт,

«Черная карта»

ЗАО «Золотые купола»,Россия, Московская обл.,Одинцовский р-н..

100

Пакет из термосвариваемого  материала

3.

Кофе натуральный жареный  в зернах, высший сорт

«Tchibo»

«Tchibo Manufacturing», Германия, Hamburg

250

Пакет из термосварив. мат-ла на основе алюминиевой фольги

4.

Кофе натуральный жареный  в зернах, Арабика, высший сорт, средняя обжарка

«Петр Великий»

ООО«Норман  ЛГ», Россия, Московская обл., Красногорский  р-н..

100

Пакет из термосвариваемого  материала

5.

Кофе натуральный жареный  в зернах, высший сорт, средняя обжарка

«Жокей»

ООО«НЕП», Россия, Ленинградская обл., Всеволожский р-н..

100

Пакет из термосварив. мат-ла на основе алюминиевой фольги


 

 

      1. Порядок анализа состояния упаковки и содержания маркировки кофе в зернах

Качество упаковки и  маркировки определяют визуально осмотром всех упаковочных отобранных единиц. Проверяют вид и состояние упаковочного материала и этикетки, содержание надписей, качество завертки и оклейки, ориентацию и четкость печати, яркость и совмещение красок и соответствия этих показателей требованиям технической документации на данный вид продукции.

Упаковка товара должна быть целой и не поврежденной.

В соответствии с ГОСТ 51074 – 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»  на упаковке должны присутствовать следующие данные:

    • наименование продукта (место происхождения)
    • наименование и местонахождение изготовителя
    • масса нетто
    • товарный знак изготовителя (при наличии)
    • способ приготовления или рекомендации по использованию
    • сорт
    • дата изготовления, дата упаковывания, месяц и год
    • срок годности, срок хранения
    • условия хранения
    • обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен продукт
    • информация о вакуумной упаковке (при наличии)
    • информация о подтверждении соответствия

 

2.2.2. Органолептические методы исследования кофе в зернах

Органолептические показатели растворимого кофе определяют в следующей последовательности: внешний вид и цвет, аромат и вкус.

Внешний вид и цвет определяют визуально, при ярком  рассеянном освещении в части  объемной пробы продукта, помещенной на лист белой бумаги ровным слоем. При определении внешнего вида обращают внимание на равномерность, цвет и состояние поверхности кофе в зернах, цвет. Аромат определяют в сухом продукте и напитке, вкус — только в напитке.

В соответствии с ГОСТ Р 52088-2003 «Кофе натуральный жареный». Общие технические условия» по органолептическим показателям натуральный жареный кофе должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 3.

 

Таблица 3 – Органолептические  показатели качества жареного кофе по ГОСТ Р 52088-2003

Наименование показателя

Характеристика натурального жареного кофе сорта

премиум

высшего

первого

второго

Внешний вид и цвет

Равномерно обжаренные зерна, в основном со светлой бороздой посередине

Преимущественно равномерно обжаренные зерна. Допускается наличие  отличающихся по цвету зерен

Недостаточно равномерно обжаренные зерна

______

С включением оболочки кофейных зерен:

Светлообжаренные - светло-коричневого  цвета, с сухой поверхностью; 

Среднеобжаренные - от коричневого  до темно-коричневого цвета, с матовой  или блестящей поверхностью;

Темнообжаренные - темно-коричневого или переходящего в черно-коричневый цвета, с маслянистой поверхностью или со следами маслянистости;

Высшей степени обжаривания - черного цвета, на грани обугливания, с блестящей маслянистой поверхностью;

 

 

 

Допускается наличие  ломаных зерен и обломков зерна (в этот показатель не входят полые зерна- зерна без внутренней части), %, не более:

1,5

5,0

8,0

     

Аромат и вкус

Аромат ярко выраженный

Аромат выраженный

Аромат от слабо выраженного до выраженного

Аромат слабо  выраженный

Вкус приятный, насыщенный

Вкус приятный

Вкус слегка жестковатый

Вкус горьковато вяжущий, достаточно жесткий

с различными оттенками (кисловатый, горьковатый, и др.).

Не допускаются посторонние  запах и привкус


 

При характеристике внешнего вида кофе натурального жареного в зернах обращают внимание на однородность и равномерность обжаривания зерен: для сорта премиум зерна должны быть равномерно обжарены коричневого цвета с матовой или блестящей поверхностью, для высшего и 1-го сорта допускается наличие зерен более темного или светло-коричневого цвета.

Вкус и аромат у  кофе сорта премиум и высшего должны быть хорошо выраженными, у кофе 1-го сорта может быть слабо выраженный аромат.

Кофе разного происхождения  имеет различные вкусовые оттенки. Так, бразильский кофе Сантос дает напиток с мягким приятным вкусом, бразильский сорт Рио отличается горьковатым и крепким вкусом со своеобразным ароматом, кофе Колумбийский имеет мягкий приятный, чуть кисловатый вкус и хорошо выраженный аромат, аравийский кофе Мокко дает повышенную экстрактивность и кислотность, отличается приятным винным ароматом, кофе вида Робуста — напиток с горьковатым вяжущим вкусом и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Бальная  оценка натурального растворимого кофе

Показатель качества

Оценка, баллы

Отлично

Хорошо

Удовлетвор.

Неудовлетвор.

1

2

3

4

5

Внешний вид

Равномерно обжаренные зерна, в  основном со светлой бороздой посередине,. допускаются ломаные зерна в очень незначительном количестве

Преимущественно равномерно обжаренные зерна,.допускаются ломаные зерна в незначительном количестве

В основном равномерно обжаренные зерна,.большое  количество ломаных зерен и  и  обломков зерен

Не равномерно обжаренные зерна,.большое  количество ломаных зерен и  и  обломков зерен

Цвет

От светло- до темно-коричневого, однородный по интенсивности

неоднородная окраска незначительного  количества зерен

неоднородная окраска значительного  количества зерен

неоднородная окраска больше половины зерен

Вкус и аромат

ярко выраженный, с различными оттенками, свойственными данному продукту.

Хороший вкус и аромат, свойственный данному продукту

Аромат от слабовыраженного до выраженного, вкус слегка жестковатый

присутствие постороннего вкуса и  запаха

Информация о работе Анализ ассортимента и экспертиза качества кофе в зернах