Анализ ассортимента и качества ювелирных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ ассортимента и качества ювелирных изделий.
Задачами данной работы являются: рассмотрение основных материалов для изготовления ювелирных изделий, описание технологических процессов, а также оценка качества ювелирных изделий на практическом примере.
Объектом исследования выступают ювелирные изделия – украшения для рук.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ 4
1.1. ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 4
1.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 11
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ ЮВЕЛИРНЫХ ТОВАРОВ 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРИМЕРЕ ФИРМЫ «АЛМАЗ» И «SHENE-ЮВЕЛИР» 24
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.2. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УКРАШЕНИЯ ДЛЯ РУК 27
ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ, ХРАНЕНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

ЧерновиК.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Лазурит — довольно мягкий и хрупкий минерал, легко обрабатывается и полируется. Из лазурита изготовляют декоративные вазы, шкатулки, статуэтки. В виде тонких пластин применяют для инкрустации в художественных мозаичных работах, а также для облицовки колонн, каминов и др. Один из наиболее ценных и наиболее древних минеральных пигментов.

Оникс - это один из наиболее ценных поделочных камней. Кальцитовые (мраморный и др.) виды ониксов широко распространены и относятся к наиболее доступным и недорогим декоративно-поделочным материалам. Как раньше, так и теперь, они широко используются в серийных бытовых и крупных изделиях: это всевозможная мелкая и средняя пластика, ониксовые вазы, шкатулки, подсвечники, столешницы. Применяется также в мозаике и облицовке. Сравнительно недорогой поделочный камень.

Малахит - Плотные разности хорошего цвета и с красивым рисунком ценятся довольно дорого и употребляются для изготовления ваз, инкрустаций (облицовки столов, шкатулок) и других предметов, а также кабошонов для вставок в мелкие ювелирные изделия.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Технология производства ювелирных изделий

Особенностью производства ювелирных изделий является то, что они расцениваются как произведения искусства и создаются художниками – ювелирами. Производство ювелирных изделий начинается с разработки эскиза, изготовления модели, утверждения ее на художественном совете. Основные технологические процессы производства следующие: заготовка, создание форм, отделка, огранка и закрепка.

Заготовка материалов

Заготовку материалов осуществляют путем составления  лигатуры и ее плавки, вальцовки, волочения, ковки и резания.

Плавку драгоценных металлов производят в графитовых тиглях в электропечах (более совершенный способ), а также в газовых, нефтяных и коксовых печах. Сначала плавят тугоплавкие металлы, затем вводят легкоплавкие. Для получения соответствующих заготовок (в виде полос или проволоки) расплавленный металл разливают в подогретые стальные или чугунные изложницы.

Вальцовку производят на специальном стане, при этом получают листы, полосы или прутки металла  желаемой толщины и формы. Полученные в результате вальцовки полосы или листы металла размечают и раскраивают на заготовки нужных размеров для использования в последующих операциях по изготовлению изделий.

Волочение производят путем протягивания слитка круглого сечения до определенного размера  через проволочные вальцы. Затем полученную проволоку протягивают через отверстия волочильных досок до желаемого диаметра.

Ковка – это  изменение поперечного сечения  заготовки в горячем или холодном состоянии без снятия стружки.

Создание форм изделий

Формы изделий  создают путем штамповки, сборки деталей и пайки, литьем по выплавляемым моделям.

Штамповка на прессах  деталей или целых изделий  – это один из основных процессов. Для штамповки применяют стальные штампы, состоящие из двух рабочих частей (нижняя часть называется матрицей, верхняя – пуансоном).

Пайку производят специальными припоями, которые состоят  из сплавов металлов, соответствующих  пробе изготовляемых изделий, но менее термостойкими. Припой по цвету не должен отличаться от цвета изделия.

Литье по выплавляемым моделям является наиболее прогрессивным способом изготовления тонкостенных и сложных по конфигурации изделий. Характерной особенностью является использование специальных пресс-форм, вспомогательных материалов и принудительное заполнение литейной полости форм жидким металлом под действием центробежных сил или вакуумного всасывания. Этот метод дает возможность значительно расширить ассортимент, увеличить выпуск изделий и повысить их качество.

После сборки и  пайки изделия подвергают дальнейшей обработке – опиловки, очистке, шлифовке, полировке, при необходимости отжигу и др.

Отделочные операции

Отделка ювелирных изделий предполагает механическую обработку (шлифование, полирование, чеканка, травление, гравировка) или нанесение защитно-декоративных покрытий (чернение, золочение, родирование). В последнее время для отделки ювелирных изделий все шире применяются финифть и филигрань (скань).

   При обработке ювелирных изделий на их поверхности образуются мелкие шероховатости, впадины и пр. Для получения гладкой поверхности служит шлифование, а сильный металлический блеск изделия приобретают после полирования.

Шлифование  – это срезание с поверхности обрабатываемого изделия частиц металла с помощью шлифующих (абразивных) материалов. Различают шлифование предварительное, чистовое и тонкое.

      Шлифование можно производить на абразивных брусках, напильниках, пемзой, наждачной бумагой, с применением бормашины и даже пальцами рук.

Полирование — один из отделочных процессов обработки изделий, но не всегда последний. Ювелирные изделия могут подвергаться полированию перед оксидированием, перед покрытием слоем другого металла. Если изделия после сборки нельзя отполировать целиком, некоторые детали их полируются в процессе монтировки. В основном применяются два вида полирования ювелирных изделий: механическое и электрохимическое. Механическим называют поштучное полирование изделий с абразивом и без него. Массовые же способы полирования — в барабанах и контейнерах, несмотря на то что они фактически тоже механические, называются галтовкой и виброобработкой.

Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства. Является одним из вариантов художественной ковки.

Техника чеканки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений.

Рельеф или  рисунок можно чеканить, положив  лист металла на торец березового или липового кряжа, на войлок, толстую резину, брезентовый мешок с речным песком, слой пластилина или смолы в некоторых случаях более удобна свинцовая плита.

Травление — группа способов удаления поверхностного слоя материала с заготовки под действием специально подбираемых химических реактивов. Ряд способов травления предусматривает активацию травящих реагентов посредством других физических явлений, например, наложением внешнего электрического поля при электрохимическом травлении, ионизацией атомов и молекул реагентов при ионно-плазменном травлении и т.п.).

Если часть  поверхности, подвергаемой травлению, требуется сохранить, то она защищается (химически или механически) путём наложения специальной маски.

Основные виды травления: химическое («жидкое»), электрохимическое, ионно-плазменное («сухое»).

Процесс травления включает в себя:

  • подготовку поверхности (например, механические шлифовка и полировка, обезжиривание);
  • взаимодействие травителя или электролита (растворы кислот, растворы и расплавы солей и щелочей, другие органические и неорганические жидкости, плазма) с обрабатываемым материалом;
  • очистку поверхности от травителя и продуктов травления (как правило, это отмывка каким либо растворителем).

Процесс травления  может сопровождаться газовыделением. В частности, кислотное травление  металлов часто сопровождается выделением водорода, что требует применения особых мер безопасности.

Гравировка — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла.. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

Чернение -  придание изделиям из драгоценных металлов чёрного цвета. Применяется как художественный элемент, либо для сокрытия мелких дефектов, в этом случае чернению подвергаются отдельные части, например соединительные швы.

Золочение — нанесение на предмет тонкого слоя золота.

В современном виде технология, как правило, основана на принципе гальваники, что позволяет получать тончайшие покрытия из золота. Иногда для этих целей используется сусальное золото. Применяется для золочения различных поверхностей.

Родирование — нанесение тонкого слоя родия (толщиной 0,1—25 мкм) на поверхность любых металлических изделий для повышения их отражательной способности, коррозионной стойкости, жаростойкости, обеспечения постоянства контактной электропроводности, а также для придания защитно-декоративных свойств.

Финифть — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают  стеклу рубиновый цвет, кобальта —  синий цвет, а меди — зелёный. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Элементы филигранного узора  бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д.

В единое целое отдельные  элементы филиграни соединяют при  помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

Материалами для  филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также  медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Огранка

Огранку ювелирных  камней производят различными способами. Основные из них – огранка розой (боковые поверхности камня состоят из треугольных граней, сведенных вверху в точку), бриллиантовая (с большим количеством граней, расположенных в несколько ярусов), ступенчатая (грани расположены рядами в виде ступенек), огранка кабошоном (верхняя часть камня имеет криволинейную форму).

Закрепка

В ювелирных изделиях наиболее распространены следующие виды закрепок камней: крапановая, гризантная, корнеровая, глухая и клеевая.

Крапановая  закрепка. Процесс закрепления вставки в касте при помощи крапанов — приливов (стоек) металла, выступающих над верхней кромкой каста,— называется крапановой закрепкой. Крапановая закрепка применяется для закрепления практически всех видов вставок из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Крапановая закрепка обеспечивает лучшее по сравнению с глухой закрепкой освещение вставки, позволяет увидеть ее форму и огранку, а в случае необходимости легко произвести профилактический осмотр (осуществить промывку вставки). Ювелирные украшения с крапановой закрепкой вставок производят впечатление ажурных, легких. Крапановая закрепка является самым распространенным видом закрепки, она применяется примерно в 50% всех изделий со вставками, выпускаемыми в нашей стране.

Гризантная  закрепка — наиболее сложный вид закрепки, связанный с разделкой штихелями всей закрепочной площади изделия. Процесс закрепки начинается с впасовки камней (ранее подобранных) в свои отверстия. Чаще всего для этого используют котировочный штихель. Им выбирают для камня плотное вертикальное гнездо. Глубина делается такой, чтобы рундист камня находился ниже поверхности закрепочной площадки

Корнеровая  закрепка. Процесс, когда закрепление вставки осуществляется при помощи корнеров, поднятых штихелем из металла изделия, а сама вставка укладывается в гнездо — опорный поясок в отверстии изделия,— называется корнеровой закрепкой. Наиболее часто корнеровая закрепка применяется для закрепления прозрачных вставок, так как освещение их возможно и сверху и снизу. Особенно же незаменим этот вид закрепки в многокаменных изделиях, когда сочетание цвета многочисленных вставок, корнеров и специально вырезанного на боковой стороне каста сквозного узорчатого рисунка придает изделиям особую нарядность, зрелищность и привлекательность.

Глухая  закрепка. Закрепление вставки в касте путем равномерного и непрерывного обжатия ее стенок со всех сторон металлом — закрепочным пояском каста — называется глухой закрепкой. Глухая закрепка позволяет придать вставке более правильную форму, резче обозначить цветовой контраст вставки и металла, а главное, обеспечивает наибольшую надежность всего изделия. Недостатком глухой закрепки является то, что ее применение ограничивается в основном закреплением непрозрачных вставок, так как подсвет (освещение) вставки в данном случае возможен только с одной (верхней) стороны.

Клеевая закрепка. Для закрепления вставок из жемчуга, янтаря, стекла, декоративных пластмасс применяется клеевая — совокупность механической и клеевой.

Вставки из жемчуга  обычно закрепляют в сферической  формы чашечке, снабженной резьбовым  штифтом, при этом радиус чашечки  должен быть чуть меньше радиуса жемчужин. Для посадки жемчужин на штифт  в них сверлом с диаметром, равным диаметру штифта, просверливают отверстие на глубину 2/3 ее размера. Но такой способ, как показывает практика, не обеспечивает качественной закрепки, поэтому для повышения прочности и надежности соединения при изготовлении ювелирных изделий со вставками из жемчуга используют клеющие вещества, т. е. механическая закрепка дополняется клеевой. Клеевая закрепка применяется также для закрепления вставок из стекла, янтаря, декоративных пластмасс.

1.3. Классификация и ассортимент ювелирных товаров

Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы:

  • Предметы личных украшений;
  • Предметы туалета;
  • Принадлежности для курения;
  • Предметы для сервировки стола;
  • Письменные принадлежности;
  • Предметы для украшения интерьера;
  • Принадлежности для часов;
  • Сувениры.

Информация о работе Анализ ассортимента и качества ювелирных изделий