Анализ ассортимента и конкурентоспособности чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Поэтому, целью дипломной работы является:
На примере предприятия ООО «Хорунжий» (магазина «Продукты») разработать и провести анализ конкурентоспособности торговых марок чая, занимающих лидирующие позиции в данном конкретном магазине. Лидеров определить, путем всестороннего изучения спроса основного сегмента покупателей магазина.
Подтвердить необходимость в проведении оценки конкурентоспособности каждой группы товаров ассортимента магазина, в целях сохранения (увеличения) имеющихся объемов продаж.

Файлы: 1 файл

analiz_assortimenta_i_konkurentosposobnosti_chaya.doc

— 7.97 Мб (Скачать файл)

Размещение товаров на полках строится на следующих факторах:

    • Совместное приобретение ряда товаров
    • Продолжительность их отбора
    • Трудоемкость перемещения из неторговых помещений (например: овощи расположены ближе ко входу помещения для хранения).

Погрупповая разбивка товаров произведена в зависимости от:

    1. Режимов хранения (температура и ОВВ)
    2. Соблюдения правил товарного соседства
    3. По взаимозаменяемости товаров (кофе – чай)
    4. Взаимодополняемости товаров (сигареты – спички, зажигалка)

Ассортимент товаров представленный в сети магазинов ООО «Хорунжий» относится к товарам народного потребления широкого спроса с высокой оборачиваемостью; цена, установленная на эти товары, рассчитана на людей достаток которых равен средней заработной плате., что делает такую продукцию доступной для большинства потребителей. Цены варьируются в зависимости от спроса и предложения, от цен на товары, установленных поставщиком, а также от количества конкурентов на рынке данных товаров.

Весь ассортимент товаров магазина «Продукты» представлен следующими группами товаров (рядом указана доля каждой группы в общем объеме ассортимента продукции):

  1. Алкогольные напитки, соки, пиво, минеральная вода – 18%
  2. Чай, кофе, сахар – 11%
  3. Весовые  кондитерские изделия – 4%
  4. Хлебобулочные изделия – 5%
  5. Консервы, растительное масло – 4%
  6. Цельномолочная продукция (кефир, молоко, сметана и др.) – 5%
  7. Копчено-вяленые, соленые рыбные продукты – 12%
  8. Сыры, колбасы, мясные копчености, сливочное масло – 15%
  9. Заморозка: пельмени, салаты, овощные, ягодные смеси – 7%
  10. Яйца – 1%
  11. Овощи, фрукты – 16%
  12. Сигареты – 2%

Структуру ассортимента предприятия ООО «Хорунжий» выразим с помощью диаграммы:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2 Структура ассортимента магазина ООО «Хорунжий»

 

 

Ассортимент любого товара характеризуется его широтой, глубиной, насыщенностью, устойчивостью, полнотой, степенью обновления.

Рассмотрим ассортимент чая, представленный в магазине с учетом этих свойств

1. Широта ассортимента характеризуется количеством имеющихся товарных групп, видов товаров. Так как существует несколько видов классификации чая. Рассмотрим понятие ширины и глубины ассортимента в рамках каждой из этих классификаций.

  1. Чай черный байховый весовой – 56 видов
  2. чай черный гранулированный – 10 видов
  3. Чай черный ароматизированный весовой – 3 вида
  4. чай черный байховый пакетированный – 35 видов
  5. чай черный ароматизированный пакетированный – 3 вида
  6. чай зеленый байховый весовой –6 видов
  7. чай зеленый ароматизированный весовой – 3 вида
  8. чай зеленый байховый пакетированный – 2 вида
  9. чай зеленый ароматизированный пакетированный - 1
  10. другие - 1

Широта ассортимента чая = 10

2. Глубина ассортимента чая – это количество реализуемых разновидностей чая, характеризуется ассортиментом предлагаемых видов на количество разновидностей в каждой группе:

                Глубина ассортимента чая = 10 х (56+10+3+35+3+6+3+2+1+1)

                                                                                           10


Глубина ассортимента чая = 117 

3. Насыщенность ассортимента характеризуется суммарным количеством всех видов и разновидностей продукции, выпускаемых одной торговой маркой

Ассортимент чая магазина «Продукты» представлен следующими торговыми марками2:



Акбар» (Акбар brothers LTD)                             «Золотая чаша» («Авалон»)

       


       «Ахмад» (Ahmad Tea Ltd)                                     «Лисма» (компания «Май»)

                                                                                                                         

 


       «Беседа» (OOO «Uniliver»)                                         «Принцесса Гита»

                                                                                                   (Орими Трейд)



       «Брук Бонд» (то  же)                                                     «Принцесса Нури»

                (то же)                                                                                 (то же)

 

 


         «Гринфилд» (Орими Трейд)                                        «Принцесса Ява»


                    (то же)                                                                            (то же)

    


 


«Дилма» (ЗАО "Авалон")                                      «Черный Жемчуг»                                                          

                                                                         

 

«Липтон» (OOO «Uniliver»)



 

 

Рис. 2.3. Ассортимент чая различных торговых марок

Каждая торговая марка выражается определенным числом ассортиментных позиций, представленных в конкретном магазине.

В магазине ООО «Хорунжий количество разновидностей чая, продаваемого под одной торговой маркой, представлены ниже

    1. Ахмад - 22
    2. Беседа -4
    3. Брук Бонд - 3
    4. Гринфилд - 2
    5. Дилма - 5
    6. Майский -  17
    7. Золотая чаша - 6
    8. Императорский - 1
    9. Липтон- 5
    10. Лисма - 4
    11. Принцесса Гита- 5
    12. Принцесса Канди - 3
    13. Принцесса Нури - 16
    14. Принцесса Ява - 7
    15. Черный жемчуг – 4

Лидирующими по количеству ассортиментных позиций, представленных в магазине «Продукты» являются марки: «Ахмад», «Майский», «Принцесса Нури», совокупное количество их ассортиментных позиций составляет 52% от общего количества позиций всех торговых марок чая, представленные в магазине.

Ассортимент чая в магазине «Продукты» построен с учетом следующих факторов:

  • Покупательского спроса
  • Популярности  товаров и марок
  • Закупочной и продажной цены товара
    • Размера торговой площади и специфики организации торговли в магазине
    • Преобладания определенного сегмента потребителей.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Для формирования ассортимента имеет значение объем, структура, частота и характер, предъявляемого спроса Существенные изменения покупательского спроса  сопровождаются изменением в ассортименте. Предпочтение потребителей порождают еще одно свойство товара – конкурентоспособность. Конкурентоспособность товара характеризуется совокупностью качественных, экономических, эстетических и других показателей, позволяющих продукту – не только быть проданным, но и выдерживать конкуренцию на рынке аналогичных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Конкурентоспособность  чая и ее роль

 в формировании  ассортимента 

 

3.1 Понятие конкурентоспособности товаров

 

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены и  дизайна.

Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, в связи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно ёмкое. Конкурентоспособность рассматривают, как способность товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.

Рассматривая конкурентоспособность в данном аспекте, можно сказать о том, что конкурентоспособность это более товароведное понятие, чем какой - либо другой науки.

В этой связи и по причине того, какое значение принимает конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как новое потребительское свойство товара.

Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления.

Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара - конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого - либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку, поэтому  конкурентоспособность слагается из таких показателей, как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность марки.

Как было сказано раннее, потребительские предпочтения - понятие относительное. Поэтому спрос на одну и ту же продукцию будет неодинаков для различных регионов, рынков и мест продаж.

Целью исследования было  определить на примере предприятия ООО «Хорунжий» магазин «Продукты», путем углубленного изучения  представленного ассортимента чая, а также покупательского спроса, основных лидеров чайной продукции для данного магазина, и провести оценку конкурентоспособности через всестороннее рассмотрение параметров конкурентоспособности.

Методами сбора информации для оценки потребительских предпочтений  послужили – анкетирование потребителей магазина «Продукты», а также -  анализ объема продаж чайной продукции за определенный период времени.

Спрос на один и тот же товар варьируется в зависимости от мест, условий, времени его обращения, а также от предпочтений того сегмента потребителей, которому он предлагается.

Чтобы подтвердить данную теорию был проведен анализ покупательского спроса на чай, а также на   представленные в ассортименте магазина ПРОДУКТЫ виды и торговые марки чая.

Методами сбора информации для оценки потребительских предпочтений  послужили – анкетирование потребителей магазина ПРОДУКТЫ, а также -  анализ объема продаж чайной продукции за определенный период времени.

 

3.2 Анализ покупательского  спроса путем анализа объема продаж

 

1. Динамика спроса на чай в категории напитков

Из структуры ассортимента предприятия ООО «Хорунжий, рассмотренной выше видно, что чай составляет значительную часть торгового ассортимента магазина, это связано как со скоростью товарооборота продукта, так и с местом чая в потребительской корзине населения.

Ниже рассмотрена структура товарооборота чая за 205-2006 год табл. 3.1

Таблица 3.1

Структура товарооборота чая магазина «Продукты» ООО Хорунжий в

в период 2005-2006 год

Месяц

Количество проданного чая, руб.

Январь

30966

Февраль

30734

Март

29056

Апрель

26730

Май

24211

Июнь

22014

Июль

16038

Август

14479

Сентябрь

17860

Октябрь

20112

Ноябрь

29157

Декабрь

30695

Итого:

299238

Информация о работе Анализ ассортимента и конкурентоспособности чая