Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:57, дипломная работа
Поэтому, целью дипломной работы является:
На примере предприятия ООО «Хорунжий» (магазина «Продукты») разработать и провести анализ конкурентоспособности торговых марок чая, занимающих лидирующие позиции в данном конкретном магазине. Лидеров определить, путем всестороннего изучения спроса основного сегмента покупателей магазина.
Подтвердить необходимость в проведении оценки конкурентоспособности каждой группы товаров ассортимента магазина, в целях сохранения (увеличения) имеющихся объемов продаж.
3.4 Анализ конкурентоспособности чая
(черного байхового весового торговых марок: «Принцесса Нури», «Майский», «Ахмад»)
Для оценки конкурентоспособности чая были выбраны следующие параметры (параметры определены в ходе анкетирования):
Анализ конкурентоспособности марок проводился путем сравнительной оценки параметров их конкурентоспособности. Параметры были установлены по результатам опроса потребителей4, где - качество, цена, оформление упаковки, и популярность товара5 – были названы основными мотивами совершения покупки (см. выше). Опрос потребителей помог также определить коэффициенты весомости каждого параметра, выстроив иерархию их значимости (по степени убывания):
Иерархия значимости также была определена покупателями, посредством подсчета количества голосов, отданных за тот или иной показатель.
Для анализа показателей конкурентоспособности была сформирована бальная шкала от 1 до 3 баллов, характеризующая уровни показателя конкурентоспособности:
1 – уровень показателя «низкий»
2 – уровень показателя «средний»
3 – уровень показателя «высокий»
Примечание: по отношению к уровню цены бальная оценка дается в обратном порядке.
1. Упаковка
Дизайн (внешнее оформление)
Рис. 3.12 Упаковка чая Рис. 3.13 Упаковка чая Рис. 3.14 Упаковка чая
«Принцесса Нури»
«Ахмад»
Таблица 3.4
Оценка внешнего оформления упаковки
Оценка (баллы) |
Наименование ТМ | ||
Принцесса Нури |
Ахмад |
Майский | |
2 |
3 |
2 |
Пояснение: На упаковке чая Ахмад, помимо товарного знака и наименования, изображена репродукция картины прошлых времен Великобритании, что говорит о возможной оригинальности рецептуры и ценности чая.
2. Качество
а)Определение органолептических свойств чая
Качество, как основной фактор выбора марки, определялось путем бальной оценки потребительских свойств товара, так как органолептические исследования чая являются основными при анализе его качества. Для этого была использована 10-ти бальная оценочная шкала.
При опросе, потребителям, помимо расстановки приоритетов чайной продукции, было предложено дать бальную оценку каждому показателю качества чая (от 1 до 10) по степени его значимости для отдельно взятого потребителя. Оценка показателей проводилась путем сложения баллов, проставленных каждым потребителем по данному свойству, таким образом, получили следующие результаты (максимальное число баллов по показателю, если бы из 34 опрашиваемых, все поставили 10 баллов = 340):
Итак, респонденты сами сформировали иерархию весомости органолептических свойств чая, распределив места следующим образом:
По каждому показателю определили максимальное количество балов:
___________________________
Итого: 10 баллов
Целью проведения экспертизы, посредством общей органолептической оценки чая, установить уровень конкурентоспособности по потребительским характеристикам, представленных марок, на основании значимости каждого показателя. Для этого, по количеству баллов определили коэффициенты весомости:
б) Экспертиза качества чая
Характеристики качественного весового черного байхового чая должны быть следующими:
Внешний вид (уборка) сухого чая: чаинки имеют округлую форму, легко отделяются друг от друга, при высыпании на ровную поверхность образуют горку с углом наклона 450С и меньше. Увеличение угла горки показывает либо на плохую скрученность листа, либо на повышенную влажность.
Так как целью исследования не является определение сорта, да и это было бы затруднено, вследствие того, что практически все фасованные чаи представляют собой смесь нескольких сортов чая, т.е чайные «бленды» или «миксы», поэтому при анализе вкуса, аромата, интенсивности и прозрачности настоя ограничимся субъективной оценкой:
Аромат и вкус настоя: Полный букет, тонкий и нежный аромат, приятный сильно терпкий вкус, без посторонних запахов и примесей.
Интенсивность и прозрачность настоя: Яркий, интенсивный, прозрачный
Цвет разваренного листа: Однородный, коричнево-красный.
в) Методика проведения экспертизы качества чая
Объекты исследования: чай черный байховый рассыпной марки:
Предмет исследования: органолептическая оценка качества
Оборудование и материалы: Электрический чайник, фарфоровый титестерный чайник, прозрачная титестерная кружка, ситечко, очищенная вода, образцы черного байхового развесного чая «Ахмад» (50г), «Майский» (100г), «Принцесса Нури» (100 г)
Методы исследования:
Метод: средний образец высыпать на чистый лист бумаги и визуально определить однородность и ровность окраски и формы, степень скрученности чаинок, наличие типса (золотистых кончиков, почек флеша), свидетельствующие о высоком качестве чая, присутствие стеблей и чайной пыли, характерных для низких сортов чая из сырья позднеосеннего сбора, волосков, черешков, грубых листьев, волокон древесины, нескрученных пластинок листа и других посторонних примесей (мелкие камешки, обломки стекла, цемента, щепок, травы, черешки, грубый лист, волокна).
Для оценки аромата, вкуса, прозрачности и интенсивности настоя необходимо сделать следующее: 3 г. сухого чая залить в титестерном чайнике 130 мл свежекипящей воды и закрыть крышкой, (настаивать ровно 5 минут), экстракт без чаинок слить в чашку из прозрачного стекла или белого фарфора, при выливании настоя в чашку обратить внимание на то, чтобы настой из заварника был вылит полностью, так как оставленная часть настоя может повлиять на интенсивность настоя и его экстрактивность. Для этого чайник несколько раз встряхивается, чтобы полностью стекли последние наиболее густые капли настоя.
Метод: Аромат настоя следует определять после сливания настоя. К определению вкуса и аромата чая приступают не сразу после выливания настоя, а спустя 1-1,5 минут. Для этого чайник, с оставшимся в нем чайным листом, подносят к носу и сильно втягивая воздух, оценивают запах. Аромат доброкачественного чая - приятный, свойственный данному виду. В титестерной практике наиболее совершенные ароматы чая характеризуются терминами: «розанистый», «миндальный», «медовый», «цитрусовый», «смесь запахов земляники, герани и черной смородины» и т.д.
Метод: визуальной оценки. Цвет настоя определяется в целях подтверждения соответствия его типу чая. Яркая окраска и прозрачность настоя являются надежным признаком высокого качества чая; тусклый непрозрачный раствор – признак чая низкого качества. Снижении интенсивности, характеризуется терминами: «вышесреднего», «средний», «слабый»6. Наилучшим считается прозрачный, яркий цвет настоя. Коричневый, темный, мутный или зеленоватый цвет настоя считается недостатком и указывает на нарушение технологического режима.
Метод: Отпить немного из чашки, и не проглатывая, перекатывать во рту, оценивая вкусовые ощущения. Терпкость и полнота вкуса настоя – свидетельствует о высокой экстрактивности чаев, пустой, плоский вкус свидетельствует о переферментации чая (технологический дефект).
Метод: Чайник перевернуть на крышку, и отжав из разваренного листа остатки настоя, определить цвет листьев и однородность их окраски. У высококачественного черного байхового чая разваренный лист имеет яркий медный цвет. Темно-коричневый, зеленый и тусклые оттенки цвета разваренного листа оцениваются как дефекты.
Таблица 3.5
Результаты экспертизы качества чая
Показатели |
Наименование торговой марки | ||
«Принцесса Нури» |
«Майский» |
«Ахмад» | |
|
Мелкорезанный лист, окраска неоднородная, преобладает нескрученный лист, примесь черешков и стебельков
Рис. 3.14 |
Лист хорошо скручен, окраска ровная, однородная, лист ровный, посторонние примеси отсутствуют
Рис.3.15 |
Мелкорезанный лист, достаточно хорошо скрученный, присутствие незначительного количества нескрученных листьев
Рис.3.16 |
Оценка (баллы): |
0,5 |
1 |
0,75 |
|
Тонкий приятный, аромат с оттенками: «медовый», «сенный» (2 тона) |
Приятный аромат, немного грубоватый; с оттенками: «хлебный» или «солодовый», «табачный" (2 тона) |
Легкий, приятный, аромат, с оттенками «медовый», «цветочный», «подсолнечный» (3 тона) |
Оценка (баллы): |
1 |
1 |
2 |
Информация о работе Анализ ассортимента и конкурентоспособности чая