Анализ и оценка управления товарными запасами на предприятии ООО «Стройсервис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению управления товарными запасами в торговой организации.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие запасов, их классификацию.
2. Рассмотреть методику оценки и систему контроля за состоянием запа
сов
3. Провести анализ использования товарных запасов.
4. Провести анализ струтктуры, динамики и эффективности управления
запасами в торговой организации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…….3
1 Теоретические аспекты управления запасами торговых организаций
1.1 Понятие, сущность, виды запасов и необходимость их существования
в торговых организациях…………………………………...……….........5
1.2 Нормирование запасов и система контроля за состоянием запасов….10

2 Анализ и оценка управления товарными запасами на предприятии ООО
«Стройсервис»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Стройсервис»………...17
2.2 Анализ струтктуры, динамики и эффективности управления запасами
на предприятии ООО «Стройсервис»………… ..…………………...…18
2.3 Рекомендации по повышению эффективности управления товарными
запасами…………………………………………….…………………….25

Заключение………………………………………………….…………...……..…...31
Список использованных источников и литературы……………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….….…….3 
1 Теоретические аспекты управления запасами торговых организаций 
          1.1 Понятие, сущность, виды запасов и необходимость их существования       

                 в торговых организациях…………………………………...……….........5 
          1.2 Нормирование запасов и система контроля за состоянием запасов….10

 
2 Анализ и оценка управления товарными запасами на предприятии ООО

   «Стройсервис» 
          2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Стройсервис»………...17 
          2.2 Анализ струтктуры, динамики и эффективности управления запасами  

                на предприятии ООО «Стройсервис»………… ..…………………...…18

2.3 Рекомендации по повышению эффективности управления товарными    

      запасами…………………………………………….…………………….25

 

Заключение………………………………………………….…………...……..…...31 
Список использованных источников и литературы……………………………...34

Приложение А Балансы ООО “Стройсервис” за 2009-2011 гг………………….36

 

Введение

Вопросы анализа и  управления запасов торговых организаций в последние годы привлекают все большее внимание представителей российского бизнеса. Это обусловлено значением запасов в хозяйственном механизме предприятия. Рациональная организация источников формирования и структуры запасов оказывает влияние на скорость их оборота и эффективность использования. Кроме того, финансовое состояние организации находится в непосредственной зависимости от того, насколько правильно осуществляется финансовая политика в отношении источников формирования запасов. Так, избыток запасов означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Вместе с тем недостаток запасов будет тормозить ход производственного процесса, замедляя скорость оборота хозяйственных средств торговой организыции. Поэтому проблема управления запасами предприятия является достаточно актуальной.

Необходимость анализа  запасов связана еще с одним  обстоятельством. Конъюнктура рынка постоянно меняется, поэтому потребности предприятия в запасах нестабильны. Покрыть эти потребности только за счет собственных источников временами затруднительно. Поэтому, для формирования эффективной структуры запасов необходимо обеспечивать их непрерывное финансирование, при необходимости привлекая заемные средства.

Кроме того, многие российские предприятия сегодня испытывают трудности с планированием товарных запасов. Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений. Плановые данные значительно отличаются от фактических, что связано преимущественно с отсутствием четкого взаимодействия между маркетинговыми и финансовыми службами предприятия. В таких условиях чрезвычайно сложно определить потребность предприятия в финансировании запасов.

Управление запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала.

Политика управления запасами представляет собой часть  политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию  размера и структуры запасов  товарно-материальных ценностей, снижение затрат на их обслуживание, создание системы контроля за их движением. Разработка политики управления запасами предусматривает такие этапы, как анализ товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде; определение целей формирования запасов; оптимизацию размера основных видов текущих запасов; оптимизацию всей суммы товарно-материальных ценностей организации; формирование эффективной системы контроля за движением запасов в организации.

Задача управления запасами возникает, когда необходимо создать  запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени (конечном или бесконечном). Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа. Спрос можно удовлетворить путём однократного создания запаса на весь рассматриваемый период времени или посредством создания запаса для каждой единицы времени этого периода. Эти два случая соответствуют избыточному запасу (по отношению к единице времени) и недостаточному запасу (по отношению к полному периоду времени).

При избыточном запасе требуется  более высокие удельные (отнесённые к единице времени) капитальные вложения, но дефицит возникает реже и частота размещения заказов меньше. С другой стороны, при недостаточном запасе удельные капитальные вложения снижаются, но частота размещения заказов и риск дефицита возрастает. Для любого из указанных крайних случаев характерны значительные экономические потери. Таким образом, решения относительно размера заказа и момента его размещения могут основываться на минимизации соответствующей функции общих затрат, включающих затраты, обусловленные потерями от избыточного запаса и дефицита.

Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению  управления товарными запасами в торговой организации.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие запасов, их классификацию.

2. Рассмотреть методику  оценки и систему контроля  за состоянием запа  

    сов

3. Провести анализ использования товарных запасов.

4. Провести анализ струтктуры, динамики и эффективности управления   

    запасами в торговой организации

5. Разработать рекомендации по повышению эффективности управления  

    товарных запасов в торговой организации

Предметом исследования выступает процесс управления движением товарных запасов в торговых организациях в современных условиях хозяйствования.

Объектом работы является организация ООО «Стройсервис», основным видом деятельности которого является выполнение строительно-монтажных работ.

В ходе исследования применялись  положения действующего законодательства, нормативные материалы федерального и регионального уровня, методические положения и указания. Информационной основой работы являются данные бухгалтерской отчетности ООО «Стройсервис» за 2009-2011 гг.

 

1 Теоретические аспекты управления запасами торговых организаций

1.1 Понятие, сущность, виды запасов и необходимость их

      существования в торговых организациях     

Материально-производственные запасы являются составной частью оборотных активов организации.

Наиболее общую формулировку понятия запасы дает Гаджинский А. М.: «Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления».

Товарно-материальный запас  — это запас какого-либо ресурса  или предметов, используемых в организации. Система управления товарно-материальными запасами — это совокупность правил и способов регулирования, с помощью которых можно контролировать уровни запасов и определять, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа [7].

Все предприятия хранят определенный запас товарно-материальных ценностей. При этом они руководствуются следующими принципами:

- обеспечение независимости своей производственной деятельности. Запас материалов на рабочем месте обеспечивает определенную гибкость в производстве. Например, в связи с неизбежностью затрат времени на переналадку для каждого нового изделия, наличие товарно-материального запаса позволяет сократить потери времени;

- обеспечение независимости  рабочих мест на сборочных  линиях. Время, которое требуется  на выполнение идентичных операций, естественно, меняется от одного  изделия к другому. 

- необходимость учета  колебаний спроса на продукцию. Если спрос на продукцию известен точно, ее можно производить в точном соответствии с этим спросом (хотя это и не всегда экономически оправдано).

- обеспечение гибкости  производства. Наличие товарно-материальных  запасов позволяет ослабить давление объема выпуска продукции на производственную систему.

- обеспечение защиты  от колебаний периода поставки  сырья. Когда у поставщика заказывают тот или иной материал, могут возникать различные задержки.

Материально-производственные запасы на промышленном предприятии классифицируются по трем видам :

- производственные запасы;

- незавершенное производство;

- готовая продукция.

К первой группе относятся  запасы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топливо, тару и тарные материалы, отходы, запасные части, прочие материалы.

На пути превращения  сырья в конечное изделие и  последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов – производственные и товарные.

Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального  производства, предназначенные для  производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса, [10, стр.15].  

Товарные запасы –  запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. 
        Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления.

Производственные и  товарные запасы подразделяются на текущие, страховые и сезонные.

Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.  

Страховые запасы – предназначены  для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств [3].

Сезонные запасы –  образуются при сезонном характере  производства, потребления или транспортировки.

Необходимо выяснить насколько необходимы запасы для  предприятия, а также определить виды затрат, которые оно несет в связи с содержанием запасов.

Политика накопления материальных запасов ведет к  значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Также, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов. 
       В современных работах по экономике предприятия выделяют следующие основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов:  

- коммерческие затраты  – проценты за кредит; страхование;  налоги на капитал, вложенный  в запасы;

- затраты на хранение  – содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и т.д.); операции по перемещению запасов;

- затраты, связанные  с риском потерь вследствие: устаревания,  порчи, продажи по сниженным  ценам, замедления темпов потребления  данного вида материальных ресурсов;

- потери, связанные с  упущенной выгодой от использования  вложенных в производственные  запасы средств в другие альтернативные  направления: увеличения производственной мощности; снижение себестоимости продукции; капиталовложения в другие предприятия.

При этом долговременное содержание запасов, порой даже чрезмерной их величины приводит к образованию  на российских предприятиях так называемых «неликвидов» - запасов, которые не могут быть использованы ни на самом предприятии, ни реализованы сторонним потребителям , [8, стр.74].

Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов  предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию. Для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов осуществляется управление запасами [7].

Образование запасов  связано также с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия.

Скидки за покупку  крупной партии товаров также  могут стать причиной создания запасов.

В современных условиях хозяйствования в России одной из основных проблем финансово-хозяйственной  деятельности предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть  до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов избежать падения покупательной способности денег.

С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас с  целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном  случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов [15].

Информация о работе Анализ и оценка управления товарными запасами на предприятии ООО «Стройсервис»