Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:55, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений – поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли.
Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия, сущности розничного товарооборота, его состав, значение, систему показателей. Провести анализ розничного товарооборота, а также его планирование.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты товарооборота
1.1. Сущность и содержание понятия розничный товарооборот 5
1.2. Факторы, влияющие на товарооборот предприятия 7
1.3. Методика анализа и планирования товарооборота 17
Глава 2. Анализ и планирование товарооборота магазина «Мой компьютер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика розничного магазина «Мой компьютер» 20
2.2. Анализ товарооборота торгового предприятия «Мой компьютер» 23
2.3. Расчет факторов, влияющих на товарооборот торгового предприятия «Мой компьютер» 29
2.4. Планирование товарооборота 33
Глава 3. Пути роста товарооборота магазина «Мой компьютерр»
3.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия − пути увеличения товарооборота 35
3.2. Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота 40
Заключение 43
Список литературы 45
Коэффициент поправки составляет:
Кп=400/400=1,0.
Индекс сезонности показывает, насколько
процентов отклоняется товарооб
4. Состав товарооборота.
Таблица 7. Информация о динамике ассортимента и структуре товарооборота магазина «Мой компьютер» за 2010-2011 гг.
Товарные группы |
2010 |
2011 |
Изменения в динамике, тыс. руб. |
Изменения в динамике в % |
Товарооборот 2010 к 2011 в % | ||
тыс. руб. |
уд вес % |
тыс. руб. |
уд вес % | ||||
Готовые системные блоки |
12021 |
47 |
12029,1 |
43 |
8,1 |
-3 |
100 |
Программное обеспечение |
732,6 |
3 |
932,6 |
3 |
200 |
1 |
127 |
Мобильные компьютеры |
11251 |
44 |
12431 |
45 |
1180 |
1 |
110 |
Мониторы и оргтехника |
459 |
2 |
727,3 |
3 |
268,3 |
1 |
158 |
Комплектующие |
875,4 |
3 |
993,4 |
4 |
118 |
0 |
113 |
Периферия |
424 |
2 |
721,6 |
3 |
297,6 |
1 |
170 |
Итого |
25763 |
100 |
27835 |
100 |
По всем товарным группам обеспечены высокие темпы роста реализации товаров. В отчетном году по сравнению с прошлым годом выросла реализация по периферии на 297,6 тыс.руб., по мониторам и оргтехнике на 268,3 тыс. руб., по программному обеспечению на 200 тыс.руб. Неравномерность развития товарооборота по отдельным группам привела к изменению его структуры. В частности, по категории готовые системные блоки увеличение товарооборота практически не произошло.
Выполнение плана и динамика товарооборота зависят от трех групп факторов:
а) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
б) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;
в) от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверим, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость выражается формулой товарного баланса:
Зн + П = Т + В + Зк,
где Зн - запасы товаров на начало отчетного периода;
П - поступление товаров;
Т - товарооборот;
В - прочее выбытие товаров;
Зк - запасы товаров на конец отчетного периода.
Влияние показателей товарного баланса на объем товарооборота можно определить, применив следующую формулу:
Т = Зн + П – В – Зк
Таблица 8 - Товарный баланс предприятия «Мой компьютер» за 2010-2011 гг.
Показатель |
2010 факт |
2011 |
Отклонение |
Повлияли на | |||
план |
факт |
от плана |
от прошлого года |
выполнение плана товарооборота |
динамику товарооборота | ||
Запасы на начало периода |
623 |
592 |
513 |
-79 |
-110 |
-79 |
-110 |
Поступление |
25315 |
27124 |
29354 |
2230 |
4039 |
2230 |
4039 |
Выбытие |
23 |
23 |
25 |
2 |
2 |
-2 |
-2 |
Запасы на конец периода |
571 |
354 |
317 |
-37 |
-254 |
-37 |
254 |
Реализация |
25763 |
26421 |
27835 |
1414 |
2072 |
1414 |
2072 |
Товарооборот по сравнению с планом возрос на 2230 тыс.руб. за счет перевыполнения плана поступления товаров. Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (-2 тыс.р.) и заниженными товарными запасами на конец года (-254 тыс.р.). Магазин «Мой компьютер» в выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров. В связи с этим увеличение по сравнению с планом и в динамике прочего выбытия товаров должно с отрицательной стороны характеризовать его торговую деятельность.
По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет заниженных товарных запасов на начало года (-110 тыс.руб.), роста поступления товаров (+4039 тыс.руб.). Возможности роста товарооборота в динамике увеличились в результате уменьшения товарных запасов на конец года (254 тыс.руб.).
Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывает заниженные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров, и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.
Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле
Этов = Р / Зн + П – Зк ,
где Этов - показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.
Таблица 9 - Информация об эффективности использования товарных ресурсов на предприятии торговли «Мой компьютер».
Показатель |
Факт 2010 |
2011 |
Отклонение |
в % к прошлому году | |||
план |
факт |
% выполнения плана |
от плана |
от прошлого года | |||
Товарооборот, тыс.руб. |
25763,00 |
26642,00 |
27835,00 |
104 |
1193,0 |
2072 |
108 |
Объем товарных ресурсов |
26163,00 |
27317,00 |
28421,00 |
104 |
1104,0 |
2258 |
109 |
Прочее выбытие товаров, тыс.руб. |
23,00 |
23,00 |
25,00 |
109 |
2,0 |
2 |
109 |
Объем товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота |
1,02 |
1,02 |
1,02 |
100 |
0,0 |
0 |
100 |
Прочее выбытие товаров к объему товарооборота, в % |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
104 |
0,003 |
0,00054 |
101 |
Анализ эффективности использования товарных ресурсов показал, что товарооборот по сравнению с планом вырос на 1193 тыс.р., а по сравнению с прошлым годом на 2072 тыс.р.. Объем товарных ресурсов вырос по сравнению с планом на 1104 тыс.р., а по сравнению с прошлым годом на 2258 тыс.р.
Объем товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота не изменился по сравнению с планом ни по сравнению с прошлым годом.
2. Изменение в товарообороте можно увязать с изменением выработки одного работника и изменением численности работников. Рассчитаем это влияние на объем товарооборота.
а) влияние производительности:
8* (817,67 – 720,88) = 871,11 тыс. руб.
б) влияние численности:
720,88* (7-8) = 720,88 тыс. руб.
в) совокупное влияние факторов:
871,11+720,88= 1591,99 тыс. руб.
Из расчета следует, что производительность возросла, ведя за собой и рост товарооборота на 871,11 тыс.р. За счет увеличения численности работников товарооборот увеличился на 720,88 тыс.р. В итоге совокупное влияние факторов составило 1591,99 тыс.р.
Сущность планирования товарооборота заключается в определении его объема в стоимостном выражении на определенные периоды времени в будущем. Планирование товарооборота служит инструментом выявления будущей прибыли предприятия, позволяет улучшить контроль за размещением и использованием всех его ресурсов.
Таблица 10 - Исходные данные магазина «Мой компьютер».
показатель |
год |
Объем товарооборота |
Цепные темпы роста |
Темп прироста |
К1 |
2009 |
23461 |
||
К2 |
2010 |
25763 |
109 |
+9 |
К3 |
2011 |
27835 |
108 |
+8 |
Одним из методов расчета общего объема товарооборота предприятия являются экономико-статистические методы. Эти методы основываются на изучении тенденции показателей динамического ряда. Тенденции экономического ряда переносятся на плановый период. При характеристике тенденции используется метод среднегодовых темпов изменения показателей:
В среднем товарооборот увеличивается на 118% в год. Эту тенденцию можно перенести на 2012г.:
2012= 27835*1,18= 32845,3 тыс. руб.
Таким образом планируемый товарооборот на 2012г. составляет 32845,3 тыс.руб.
Экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.
Экстраполяция по скользящей средней может применяться для целей краткосрочного прогнозирования. Необходимость применения скользящей средней вызывается следующими обстоятельствами. Бывают случаи, когда имеющиеся данные динамического ряда не позволяют обнаружить какую–либо тенденцию развития того или иного процесса из–за случайных и периодических колебаний исходных данных. В таких случаях для лучшего выявления тенденции прибегают к методу скользящей средней.[8]
(8/9)/2 = 0,44
Полученный выровненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:
(8-9)/1 = -1%
Показатель – -1% это средний темп уменьшения товарооборота, который принимается в качестве ориентира для расчета плана. Плановый товарооборот рассчитывается с учетом этого темпа.
Значение прироста товарооборота на планируемый год определяется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперед, то есть, начиная от предшествующего года, через отчетный год на планируемый год:
9+ (-1,15) = 8%
Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот магазина «Мой компьютер» должен увеличится на 8%
Товарооборот план. 2012г. = 27835 * (100+8)/100= 30061,8 тыс. руб.
Как известно, существует ряд факторов, влияющих на динамику и величину товарооборота на торговом предприятии. Все эти факторы можно разделить на две группы.
Первая группа − это внешние факторы, на которые предприятие влиять не может или влияет в незначительной степени.
К таким факторам, в частности, относится диктат со стороны крупных производителей и поставщиков, диктующих свои условия, как в отношении цен, так и по ассортименту и условиям поставки. Такое поведение, выбранное производителем, обусловлено выбранной маркетинговой стратегией, основанной на применяемой технологии и стратегических задачах, стоящих перед производителем.
Вторым внешним фактором можно назвать конкурентов − предприятия, имеющих общую с магазином «Мой компьютер» зону обслуживания и аналогичный товар. Влиять на конкурентов можно только при условии значительного превосходства, как по оборотам, так и предоставляя наилучшие качество товара и условия продажи, по наиболее выгодным ценам.
Информация о работе Анализ и планирование товарооборота на примере магазина компьютеров