Анализ системы заинтересованных сторон в области качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

В последние годы управление качеством пронизывает все аспекты деятельности предприятий. Из простого набора правил, методов, методик и испытаний обеспечение качества превратилось в инструмент непрерывного поддержания устойчивой конкурентоспособности и прибыльности предприятий. Ныне качество — необходимое условие самого существования предприятий, а не задача для избранных компаний.

Содержание работы

Введение 4
1. Качество и конкурентоспособность 5
2. Модели организационного совершенства 6
3. Предприятие как самостоятельный субъект 10
4. Заинтересованные стороны как самостоятельная категория 12
5. Предприятие как фокус системы заинтересованных сторон 15
6. Концепция заинтересованных сторон как основа стратегии 18
7. Структура заинтересованных сторон (схема) 21
Заключение 25
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

стандартизация[1].doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Юго – Западный государственный университет»

 

 

Кафедра «Управление качеством, метрология и сертификация»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: стандартизация, метрология и сертификация

на тему:«Анализ системы  заинтересованных сторон в области  качества».

 

 

 

Выполнил студент группы ТН-91з Михайлова А.В.

 

Проверил преподаватель  Купчикова В.М.

 

 

 

Курск 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Юго – Западный государственный университет»

 

Кафедра


ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ)

Студент (слушатель)                                шифр                 группа


1. Тема



2. Срок представления работы (проекта) к защите «    »            20      г.


3. Исходные данные (для проектирования, для научного исследования):

 




4. Содержание пояснительной  записки курсовой работы (проекта):

4.1.


4.2.


4.3.


4.4.


4.5.


4.6.


4.7.


5. Перечень графического материала:


 






Руководитель работы (проекта)                         


                                                                                       (подпись, дата)                  (инициалы, фамилия)


 

Задание принял к исполнению


                                                                                                 (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                              4

  1. Качество и конкурентоспособность                                                        5
  2. Модели организационного совершенства                                              6
  3. Предприятие как самостоятельный субъект                                          10
  4. Заинтересованные стороны как самостоятельная категория                12
  5. Предприятие как фокус системы заинтересованных сторон                15
  6. Концепция заинтересованных сторон как основа стратегии                18
  7. Структура заинтересованных сторон (схема)                                         21

Заключение                                                                                                          25


Список использованных источников                                                                26



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы управление качеством пронизывает все аспекты  деятельности предприятий. Из простого набора правил, методов, методик и  испытаний обеспечение качества превратилось в инструмент непрерывного поддержания устойчивой конкурентоспособности и прибыльности предприятий. Ныне качество — необходимое условие самого существования предприятий, а не задача для избранных компаний. Без достижения определенного уровня качества коммерческие предложения компании перестают привлекать потребителей, и

она быстро утрачивает свои позиции на рынке. Таким образом, способность к выживанию становится для предприятия наградой за исключительное качество продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Качество и конкурентоспособность

 

Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения  их качества. 
Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимается не только возможность ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты. 
     Именно то обстоятельство, что современный мировой рынок - это рынок покупателя, и побуждает правительства всех промышленно развитых и многих развивающихся стран всячески способствовать наращиванию национального экспорта.

Понятие конкуренции  весьма разнообразно (конкуренция фирм, государств, внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая, недобросовестная, чистая, монополистическая, олигополистическая, функциональная, видовая, предметная, прямая, скрытая, свободная, совершенная и т.п.). В общем случае под конкуренцией понимается:

  • элемент рыночного механизма

  • форма взаимодействия рыночных субъектов, или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа

  • механизм регулирования пропорций общественного производства

Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качество. В экономической теории конкурентоспособности понятие уровня конкурентоспособности К связывается с отношением показателей конкурентоспособности нашей продукции и конкурента. Если это отношение К > 1, то наша продукция считается конкурентоспособной.

Характеристики качества прямо  пропорциональны показателям конкурентоспособности. Структура оценки показателей конкурентоспособности вытекает из практики. Так, в недавнем прошлом экспортное управление Ирландии провело опрос экспертов фирм многих стран: "Какой фактор является для них определяющим при выборе поставщика?" Результат показал, что большее влияние на принятие решения в этом варианте оказывает качество товара. Цена товара неразрывно связана с его качеством и прямо ему пропорциональна. Интересы потребителя к качеству и цене продукции противоположны. Опросы потребителей Германии в 1989 году подтвердили приоритет качества продукции перед ее ценой - 80% потребителей на первое место поставили именно качество. 
Значения оценок конкурентоспособности и объемов продаж являются функциями времени, а вид зависимостей Q(t) и В(t) одинаков. Прибыль является составляющей дохода, который определяется произведением объема продаж на цену продукции.

Качество продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции. Недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности  до выхода на рынок. Следует относиться к формированию ситуации на рынке активно - приобретать имидж, влиять на соотношение между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие сбытовой сети, рекламная деятельность и т.п.). Качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.

 

2.Модели организационного совершенства.

 

Модели Совершенства, как и любые модельные представления  о сложных объектах, представляют собой упрощенное отражение состояния  сложной производственной среды. Целью  создания этих моделей было выработка единых подходов для оценки деятельности различных предприятий. Поэтому в моделях, как правило, пренебрегают специфическими особенностями объектов оценок, обращая особое внимание на основные характеристики, присущие любым организациям независимо от их размера, формы собственности, отраслевой специфики и других особенностей. Это связано с тем, что наиболее известные модели разрабатывались как модели премиальных конкурсов (премий Деминга, Болдриджа и EFQM), основной задачей которых является оценка и сопоставление деятельности различных организаций-заявителей.

Модель EFQM (рис. 1.1)  имеет  существенное историческое значение,  поскольку она стала первым шагом  к интеграции моделей TQM  с различными моделями качества предприятий.  Ее вряд ли можно считать исчерпывающей моделью деятельности организации, но она имеет немаловажное значение при решении задач организации по улучшению качества. С этой целью, в отличие от традиционных моделей качества, в модель EFQM включены критерии, внешние по отношению к организации, но имеющие важное значение с точки зрения

качества, а именно: результаты деятельности для потребителей, собственно предприятия и его персонала, а также для общества (правая часть рис. 1.1). В левой части отражены возможности организации, от которых зависит качество и, соответственно, результаты работы предприятия. Очевидно, что выбор состава и способов описания возможностей и результатов деятельности предприятий носит субъективный характер и может различаться в моделях,  получивших в настоящее время распространение. Модель EFQM нельзя считать элитной моделью, если иметь в виду возможность ее применения в практике только лучших предприятий.

 Рис. 1.1 Модель EFQM

Модель премии имени  Малкольма Болдриджа была новаторской  для своего времени, но в ней до сих пор отсутствует четкое видение таких критериев, как возможности и результаты.  Эти критерии были впервые введены в модели

EFQM, что стало заметным шагом вперед в направлении интеграции концепций повышения качества в организационные модели предприятий.  Как ожидается,  эти критерии должны быть введены и в модель премии имени Малкольма Болдриджа. В моделях EFQM  и премии имени Малкольма Болдриджа  (рис. 1.2)  цели организации представлены в ее правой части, а в левой — системные факторы или возможности организации,  надлежащее обеспечение и развитие которых позволит достичь высоких результатов. Схема является представлением моделей TQM с точки зрения автора.

Стрелки в верхней части правой стороны схемы  (см.  рис. 1.2)  показывают ценностные потоки между компанией и ее потребителями,  в нижней части —  со всеми заинтересованными сторонами. Эти потоки —  двусторонние и протекают как на функциональном уровне  (сотрудничество для получения требуемых результатов),  так и на уровне целей и результатов (распределение прибылей).

Модели, которые лежат в основе оценок (и самооценок) деятельности, позиционируются как модели Всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM) и включают в себя не только технологическую компоненту (инструмент для оценки), но и концептуальную. Именно мировые модели легли в основу современной философии и идеологии бизнеса (фундаментальные концепции Совершенства Модели EFQM). Основные положения этой философии нашли свое отражение в международных стандартах ИСО серии 9000 в виде принципов менеджмента качества, что подчеркивает роль мировых моделей TQM в формировании современных подходов в менеджменте. Развитые на их основе подходы по сути дела стали стандартами в бизнесе.

Подход, основанный на применении моделей TQM, включает в себя три основных элемента: 1) общие принципы и философию ведения бизнеса; 2) концепцию целостной системы менеджмента на основе критериев «Возможности» Модели, и систему показателей - критерии «Результаты»; 3) систему оценивания качества менеджмента и достигнутых результатов деятельности в виде логики RADAR.

рис.1.2 Схематичное представление моделей TQM. В число заинтересованных сторон (нижний блок в правой части схемы) входят акционеры,

высшие руководители, работники  и деловые партнеры компании, общества в целом.

Важнейшим преимуществом, которое получает предприятие, применяя модели TQM, состоит в разработке и внедрении системной и сбалансированной оценки эффективности и результативности ключевых подходов и процедур системы менеджмента, причем речь идет как о подходах, обеспечивающих операционную эффективность, так и стратегическое развитие.

Подводя итоги, отметим следующее.

• Все модели нацелены на улучшение показателей деятельности организации.

• В моделях можно  выделить две основные части: 1) результаты (показатели), требующие улучшения, и 2) основные, критические, факторы  качества (возможности организации), воздействуя на которые можно добиться улучшения результатов.

• Организация должна классифицировать результаты, выделив  те, которые

требуют совершенствования (например, результаты для предприятия, потребителей, сотрудников, общества), и установить для каждого показателя улучшения (например, применительно к результатам для потребителей — повышение качества продукции и услуг).

 

3. Предприятие как самостоятельный субъект.

Заинтересованная сторона  — собирательное понятие, определяющее субъект

или группу однородных субъектов, чьи интересы в той или иной степени связаны с результатами деятельности организации. Предполагается,  что эти субъекты вносят свой вклад в достижение целей организации и имеют право участвовать в разделении прибылей.

На заре капитализма предприятия,  как правило,  находились в личной или

семейной собственности. Владельцы были единственными законными собственниками результатов работы предприятия. Все остальные лица, участвовавшие в достижении этих результатов, имели право претендовать только на денежную компенсацию,  размеры которой определялись заключенными соглашениями.

В настоящее время  ситуация кардинально отличается. Крупные корпорации представляют собой открытые акционерные общества, и права собственности обычно распределены среди множества акционеров. Большинство из них владеет малым числом акций и не способны реально влиять на стратегию корпорации. Поэтому акции, которыми владеют мелкие акционеры, нельзя считать собственностью в полном смысле этого слова. Этим мелкие собственники отличаются от крупных инвесторов, обладающих значительно более полной информацией и реально влияющих на работу корпорации. Они часто подвергаются влиянию скрытых рисков, что подтвердили экономические и финансовые скандалы, разразившиеся в начале XXI  в. Соответственно они нуждаются в защите от негативных последствий политики, проводимой крупными собственниками и высшими менеджерами корпораций. Современная корпоративная система должна принимать во внимание потребности нового класса инвесторов (Investor Class),  ускоренными темпами развивавшегося на фоне финансово-экономического бума 1990-х гг.

Информация о работе Анализ системы заинтересованных сторон в области качества