Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
- изучение показателей качества цитрусовых плодов и методов их определения;
- изучение свойств и показателей ассортимента цитрусовых плодов;
- товароведная оценка качества.
Для того чтобы достичь поставленной цели нужно решить следующие задачи:
а) изучить показатели качества цитрусовых плодов и методы их определения;
б) исследовать понятие оценки качества и уровня качества цитрусовых плодов;
в) провести сравнительный анализ цитрусовых плодов торгового предприятия с требованиями стандартов, и выяснить соблюдаются ли условия стандартов в торговом предприятии.
г) сформулировать выводы и предложения по проделанной работе.
Введение …………………………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Обзор литературы.
1.1.Потребительские свойства………………………………………………………….. 4
1.2.Факторы формирующие качества………………………………………………10
1.3.Классификация и ассортимент……………………………………………………12
1.4.Упаковка, маркировка, хранение, транспортировка и реализа –
ция …………………………………………………………………………………………………… 14
1.5.Показатели качества…………………………………………………………………..17
Глава 2. Исследовательская часть.
2.1.Анализ ассортимента реализуемого в торговой сети города Нальчика……………………………………….18
2.2.Оценка качества…………………………………………………………………………19
2.2.2. Оценка качества по органолептическим показателям ………..20
2.2.3.Результаты органолептической оценки………………………………… 21
Выводы и предложения…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………………….25
Приложение……………………………………………………………………………………..26
Глава 2. Исследовательская часть.
2.1. Анализ ассортимента реализуемого в торговой сети г. Нальчика.
Название плодов |
Вестер |
Магнит |
Магазин №13 |
Апельсины Мандарины Лимоны Грейпфруты
|
+ + + +
|
+ + + -
1 |
+ - + -
2 |
Из анализа таблицы
видно, что ассортимент в
Оценка качества - совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их фактического значения и сопоставлению с нормативными требованиями. Оценка качества цитрусовых культур производится по внешнему виду (свежесть, форма, окраска, размер). Допустимые отклонения предусматривают ограничение количества плодов с повреждениями механическими, сельскохозяйственными вредителями, с дефектами (сетка, побурение, потертость и т.д.). Не должно быть плодов треснувших, больных, подгнивших. Определяющие показатели принимаются за основу при оценке качества плодов и овощей. К ним относят внешний вид, величину, а также вкус и запах. Внешний вид - это комплексный показатель, который характеризуется несколькими единичными показателями: окраской, формой, состоянием поверхности, целостностью, свежестью. Окраска - один из наиболее значимых показателей, влияющих на потребительские свойства и сохраняемость плодов и овощей. Свидетельствует о накоплении красящих веществ, а для многих видов дозревающих плодов и овощей - о степени зрелости. В стандартах окраска регламентируется как соответствующая данному природному сорту (для овощей) или типичная (для плодов). Конкретная окраска продукции указывается редко: для томатов - красная, розовая. Форма - регламентированное значение показателя, которое предусматривает соответствие эталону определенного природного сорта. Наибольшее значение форма имеет для плодов, так как эстетические свойства для них особенно значимы. Состояние поверхности плодов и овощей характеризуется сухостью и чистотой. Отсутствие увлажнения на их поверхности создает неблагоприятные условия для развития многих патогенных микроорганизмов. Целостность плодов и овощей предполагает отсутствие на них повреждений: механических, сельскохозяйственными вредителями, микробиологическими физиологическими заболеваниями. Свежесть - один из наиболее значимых показателей большинства плодов и овощей.
2.2.2. Оценка качества по органолептическим показателям.
Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Органолептический метод прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как запах, вкус. Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие параметры свойств продукции.
Определяющие показатели принимаются за основу при оценке качества плодов. К ним относят внешний вид, величину, а также вкус и запах. Внешний вид - это комплексный показатель, который характеризуется несколькими единичными показателями: окраской, формой, состоянием поверхности, целостностью, свежестью. Окраска - один из наиболее значимых показателей, влияющих на потребительские свойства и сохраняемость плодов. Свидетельствует о накоплении красящих веществ, а для многих видов дозревающих плодов и - о степени зрелости. Форма - регламентированное значение показателя, которое предусматривает соответствие эталону определенного природного сорта. Наибольшее значение форма имеет для плодов, так как эстетические свойства для них особенно значимы. Состояние поверхности плодов и характеризуется сухостью и чистотой. Отсутствие увлажнения на их поверхности создает неблагоприятные условия для развития многих патогенных микроорганизмов. Целостность плодов и предполагает отсутствие на них повреждений: механических, сельскохозяйственными вредителями, микробиологическими физиологическими заболеваниями. Свежесть - один из наиболее значимых показателей большинства плодов.
2.2.2.Результаты органолептической оценки.
Сравнительная характеристика цитрусовых культур ТП «Магнит» с требованиями стандартов. Данное торговое предприятие, с которым проводят сравнительную характеристику, находится по адресу: г. Нальчик, пр. Ленина 54. Форма торгового обслуживания - индивидуальная. Профиль – цитрусовые культуры. Сравнительная характеристика плодоовощных товаров будет проводиться на основании ГОСТа по следующим критериям: внешний вид, запах и вкус, окраска. Результаты оформлены в виде таблицы.
ГОСТ-4427-82 Технические требования.
Настоящий стандарт распространяется на апельсины, заготовляемые , отгружаемые, реализуемые для потребления в свежем виде и для промышленной переработки.
Апельсины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
№№ |
Показатели |
Требования ГОСТ |
Характеристика образца |
Соответствия ГОСТ |
1 2
3
4 |
Качества Внешний вид
Цвет
Запах и вкус
|
Плоды свежие, чистые без механических повреждений, вредителями и болезнями, с ровно срезанной плодоножкой.
От светло-оранжевой до оранжевой.
Свойственные свежим апельсинам, без постороннего запаха и привкуса. |
Плоды свежие, чистые без механических повреждений, вредителями и болезнями, с ровно срезанной плодоножкой. От светло-оранжевой до оранжевой.
Свойственные свежим апельсинам, без постороннего запаха и привкуса. |
Соответствует
Соответствует
Соответствует |
Из данной таблицы видно, что апельсины по всем показателям соответствуют требованиям ГОСТа.
Мандарины должны соответствовать требованиям и нормам,
№№ |
Показатели |
Требования ГОСТ |
Характеристика образца |
Соответствия ГОСТ |
1 2
3
4 |
Качества Внешний вид
Цвет
Запах и вкус |
Плоды свежие, чистые без механических повреждений, вредителями и болезнями, с ровно срезанной плодоножкой. Допускаются плоды с плодоножкой. От светло-оранжевой до оранжевой. Свойственные свежим мандаринам, без постороннего запаха и привкуса. |
Плоды с механическими повреждениями.
Светло-оранжевый
. Свойственные свежим мандаринам, без постороннего запаха и привкуса.
|
Не соответствует
Соответствует
Соответствует |
Из данной таблицы видно, что мандарины по внешнему виду не соответствует требованиям ГОСТа, а по цвету запаху и вкусу соответствует.
Лимоны должны соответствовать требованиям и нормам,
№№ |
Показатели |
Требования ГОСТ |
Характеристика образца |
Соответствия ГОСТ |
1 2
3
4
|
Качества Внешний вид
Цвет
Запах и вкус |
Плоды свежие, чистые без механических повреждений, вредителями и болезнями, с ровно срезанной плодоножкой. Допускаются плоды с плодоножкой. От светло – зеленой до желтой или оранжевой. Свойственные свежим лимонам, без постороннего запаха и привкуса. |
Плоды свежие, чистые без механических повреждений, вредителями и болезнями, с ровно срезанной плодоножкой. Допускаются плоды с плодоножкой.
Желтая Свойственные свежим лимонам, без постороннего запаха и привкуса. |
Соответствует
Соответствует
Соответствует |
Из данной таблицы видно, что лимоны по цвету не соответствует, а по качеству, внешнему виду, запаху и вкусу соответствуют требованиям ГОСТа.
При проведении сравнительного анализа цитрусовых плодов торгового предприятия «Магнит», расположенного на проспекте В.И.Ленина г
Нальчика, с требованиями стандартов было установлено, что торговое предприятие соблюдает оптимальные условия хранения.
Исходя из всего выше написанного,
можно сделать следующие
Для того чтобы выявить качество цитрусовых культур проводится товарная экспертиза, которая состоит из органолептического и лабораторного методов. При проведении сравнительного анализа цитрусовых культур с требованиями стандартов было установлено, что торговое предприятие «Магнит» соблюдает оптимальные условия хранения.
Мною было изучено следующее:
- химический состав, биологическая,
пищевая и энергетическая
- требования к качеству;
- классификация и ассортимент цитрусовых плодов;
- требования стандартов к
- дефекты и причины их
Таким образом, была достигнута поставленная цель и доказана актуальность данной курсовой работы.
Список использованной литературы:
1. Николаева М. А./ Товароведение плодов и овощей: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 1990.
2. Потапов В. А., Фаустов В.В., Пильщиков Ф. Н. / Плодоводство. 2000.
3. Гаммидулаев С. Н., Иванова Е. В., Николаева С. П., Симонова В. Н./Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров: Учебное пособие. СПб.: Альфа, 2000.
4. Брозовский Д.И., Борисенко Н.М. Основы товароведения. Издание третье переработанное. М.: Экономика, 1988.
5. Екимов В. П., Субтропическое плодоводство. 1997.
6. Бусыгин А.В. Товароведение. М.: ИНФРА-М, 2004
7. Товароведение и экспертиза
продовольственных товаров:
8. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров. - Ростов - на - Дону.: Учебное пособие, 2001.
www.dbases.ru