Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа
Поскольку объектом фальсификации является товар, представляемый на свободный рынок конкурирующими субъектами, то у потребителя возникает объективная необходимость идентификации товаров.
Идентификация и фальсификация продовольственных товаров охватывает комплекс задач технического и экономического характера:
• развитие теоретических положений об идентификации и фальсификации продовольственных товаров;
• разработку критериев и методов идентификации и способов обнаружения фальсификации товаров;
• создание нормативно-правовой базы идентификации товаров;
• исследование соответствия испытуемых товаров аналогам, характеризующимся совокупностью свойств или описанием товара на маркировке, упаковке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах;
Введение…………………………………………………………………………3
1. фальсификация пищевых продуктов……………………………………….5
1.1 История фальсификации продовольственных товаров………………….5
1.2 Основные виды и способы фальсификации товаров……………………..7
2. Основные методы борьбы с фальсификацией……………………………..15
2.1 Экспертиза………………………………………………………………….15
2.2 Понятие и методы идентификации продовольственных товаров………24
3. Причины фальсификации продовольственных товаров в современных условиях…………………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованной литературы…………………………...………………35
Добавки — это вещества или другие компоненты,
которые вводятся в пищевые продукты как для придания
им тех или иных свойств, так и для имитации отдельных потребительских
качеств товара. Добавки подразделяются
на чужеродные и пищевые. К чужеродным
добавкам относятся такие компоненты,
которые обычно отсутствуют в пищевых
продуктах и при их введении обязательно
должны проводиться клинические испытания
на их безвредность. К пищевым добавкам
относятся вещества, которые присутствуют
в пищевых продуктах, но в данных изделиях
они либо отсутствуют, либо присутствуют
в недостаточных количествах. Например,
в мясных изделиях отсутствуют многие полисахариды
(за исключением гликогена), и введение
инулина, крахмала и других полисахаридов для
Относятся к качественной фальсификации также и подкрашивание или ароматизация пищевых продуктов добавками, не предусмотренными рецептурой и технологией производства и предназначенными для придания продукту органолептических свойств, позволяющих имитировать их повышенную пищевую ценность. Конечная цель такой фальсификации — создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем придания им видимости повышенных потребительских свойств.[5]
Количественная фальсификация
Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.
В практической деятельности
этот вид фальсификации называют недовесом
или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны
на неточных измерениях с грубыми погрешностями
всегда в сторону уменьшения количественных
характеристик измеряемого
При количественной фальсификации используют:
Поддельные или неточные средства измерений
— это наиболее распространенный способ
количественной фальсификации товара.
При этом используются поддельные меры
(гири, метры, измерительная посуда и др.)
и приборы (весы и т.п.) без поверочных клейм и свидетельств,
наносимых и выдаваемых органами государственных
Количественная фальсификация осуществляется на производстве — при фасовке товаров, розливе напитков или на предприятиях торговли, массового питания при отпуске потребителю.
Стоимостная фальсификация
Стоимостная фальсификация — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими количественными показателями. Этот вид фальсификации является самым распространенным, так как совмещает в себе и другие ее виды (ассоргиментную, количественную и др.). Более того, именно стоимостная фальсификация и является главной целью корыстного обмана потребителей, так как позволяет получить незаконный доход путем незаконного повышения стоимости товара.
В условиях рыночной экономики, одной
из характерных черт которой являются свободные цены,
регулируемые только конкуренцией между отдельными
производителями, стоимостная фальсификация
Информационная фальсификация
Информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или свойствах товара. Данный вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, сертификате, маркировке и рекламе. Рассмотренные ранее другие виды фальсификации в большинстве случаев дополняются и информационной фальсификацией о составе и свойствах товара. В противном случае фальсификация легко выявляется.
Способы доведения информации о составе
и свойствах товара до потребителя в настоящее время
При информационной фальсификации товара искажаются или указываются неточно следующие данные:
Чаще всего не указывается или указывается неправильно страна происхождения товара, а также фальсифицируется штриховой код. На российский рынок поступает значительное количество фальсифицированных товаров отечественных, а также импортных без указания страны происхождения и фирм изготовителя. Встречаются подделки под фирменные продукты, завоевавшие уже признательность у потребителя.
Наиболее часто подделываются также
товарные и фирменные знаки предприятий
- изготовителей, активно рекламирующие свою
продукцию и уже имеющие заслуженно высокую
репутацию у потребителя
Комплексная фальсификация
Выше были рассмотрены наиболее распространенные
отдельные виды фальсификации и ее способы,
однако на практике чаще сталкиваешься
с комплексной фальсификацией продовольственных
товаров. Комплексная фальсификация
В зависимости от места формирования фальсификата она бывает:
При технологической фальсификации подделка товаров осуществляется в процессе технологического цикла производства. Наглядным примером такой фальсификации могут служить приготовление водок, вин, ликероводочных изделий с использованием технического спирта, добавление различного немясного сырья в колбасные изделия и т.п. Также к технологической относится фальсификация путем введения различных пищевых добавок без их указания при маркировке и т.п.
При предреализационной фальсификации
подделка товаров происходит при
подготовке их к продаже или при
отпуске потребителю. Это, например:
реализация маргарина, выдаваемого
за сливочное масло; замена этикеток
на низкоценных консервах
2. Основные методы борьбы с фальсификацией
2.1 Экспертиза
Экспертиза - самостоятельное исследование предмета экспертизы (товара), проводимое компетентным специалистом (экспертом) на основании объективных фактов с целью получения достоверного решения поставленной задачи.
А именно – проверка соответствия поступившей партии условиям контракта/договора по количеству, качеству, упаковке маркировке товара; определение уровня качества товара по потребительским свойствам и/или по уровню дефектности; выявление причин образования дефектов и/или процента снижения качества по наличию дефектов; идентификация товара и т.д.
Экспертиза осуществляется на всех стадиях жизненного цикла изделия - проектирования, изготовления, обращения и эксплуатации (потребления). [1]
Комплексная экспертиза проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления. Поэтому проведение такой экспертизы ориентирует экспертов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки. Оцениваемый объект рассматривается в сложных и многочисленных взаимосвязях с человеком-потребителем и его предметным окружением. В процессе экспертизы формируются критерии оценки, отбираются базовые образцы и показатели качества.
Оперативная экспертиза товаров основывается на результатах предварительно проведенных комплексных экспертиз, что позволяет экспертам резко сократить сроки экспертных работ при сохранении требуемой глубины и обоснованности экспертных заключений.
Особенностью оперативной экспертизы
является, прежде всего, ее проведение
как на основных стадиях разработки новых товаров
(техническое задание, проектно – конструкторская документация,
опытный образец), так и в процессах массового выпуска и
Оперативная экспертиза предусматривает:
Экологическая экспертиза товара осуществляется с целью оценки показателей, характеризующих свойства продукции оказывать влияние на человека (безопасность) и окружающую среду (экологичность) в процессе потребления (эксплуатации).
Экологическая экспертиза товара предусматривает применение совокупности методов анализа, с помощью которых оценивается содержание вредных примесей, выделяемых изделиями в окружающую среду при хранении, транспортировании и потреблении. При проведении экологической экспертизы необходимо исходить из норм, регламентируемых стандартами и другой нормативной документацией, а также правилами Европейского сообщества, ИСО и других организаций, занимающихся разработкой методологии охраны окружающей среды и практикой ее применения и реализации.
Экономическая экспертиза проводится экспертом в области экономики с целью установления фактического состояния дел и обстоятельств для правильного решения вопроса, возникающего в процессе правоотношений.
С помощью экономической экспертизы
определяют общую сумму приписок к выполненным заданиям
по выпуску товарной продукции на предприятии
и в его подразделениях. Она используется
при расследовании дел о фальсификации товаров,
выполнении планов производства товарной
продукции по ее видам, количеству и качеству,
ее сохранности при
Товарная экспертиза подразделяется в зависимости от объектов, которые подвергаются экспертному исследованию, на экспертизу продовольственных и непродовольственных (отечественных и импортных) товаров, сырья, полуфабрикатов, оборудования. Источником информации служат первичные документы (техническое задание, ГОСТы, контракты/договоры, ТН ВЭД СНГ) на производство, транспортировку, хранение, упаковку и реализацию продукции.
В зависимости от цели проведения товарные экспертизы классифицируются:
Информация о работе Фальсификация пищевых продуктов. Виды и способы распознавания