Формирование товарного ассортимента в розничной торговле магазин «Магнит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является магазин «Магнит»- магазин по продаже товаров ежедневного спроса, покупателям со средним и низким уровнем доходов. Временные рамки исследования объекта – 3 года (2010– 2012гг.).
Задачей курсовой работы является:
изучение и анализ показателей ассортимента товаров;
внесение предложений по улучшению товарного ассортимента магазина.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Понятие формирования товарного ассортимента. 6
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ЗАО «Тендер»,магазин «Магнит. 15
2.1 Организационно-экономический анализ деятельности предприятия 15
2.2 Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 17
Глава 3. Организация и развитие коммерческой деятельности магазина «Магнит» 20
3.1. Организация самообслуживания в магазине «Магнит». 20
3.2 Рекомендуемая структура площадей различных видов помещений в магазинах самообслуживания 23
3.3 Ассортимент товаров, реализуемых магазином «Магнит» за 2010-20112г. 26
3.3. Динамики прибыли и рентабельности. 28
Выводы и предложения 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА

 

 

 

 

Кафедра коммерции и маркетинга в АПК

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Организация коммерции  по сферам применения

На тему: Формирование товарного  ассортимента в розничной торговле магазин «Магнит».

 

 

 

 

 

      Выполнила: студентка  факультета очного

обучения  по специальности   «Коммерция(бакалавр)»

                                                             Мартюшева Ксения Станиславовна

                                                             ШифрКб-1681-2010

                                                             Руководитель: Ясырева Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь  2013

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие формирования товарного ассортимента. 6

Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ЗАО «Тендер»,магазин «Магнит. 15

2.1 Организационно-экономический анализ деятельности предприятия 15

2.2 Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 17

Глава 3. Организация и развитие коммерческой деятельности  магазина «Магнит» 20

3.1. Организация самообслуживания в магазине «Магнит». 20

3.2 Рекомендуемая структура площадей различных видов помещений в магазинах самообслуживания 23

3.3 Ассортимент товаров, реализуемых магазином «Магнит» за 2010-20112г. 26

3.3. Динамики прибыли и рентабельности. 28

Выводы и предложения 30

Список использованных источников 32

Введение.

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения  населения. Посредством нее осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного  дефицита фактически нет. Бюрократическая  система распределения товаров  полностью заменена отношениями  свободной купли-продажи.

На предприятиях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных  в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы  стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

В курсовой работе освящен вопрос формирования ассортимента на розничном торговом предприятии на примере магазина «Магнит».

Понятие ассортимент  товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному  признаку. Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

Постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Процесс сбыта  товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции.

Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых  образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше  понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться  в том, чтобы умело сочетать финансы  предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно  разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству  указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться  предприятие, что в свою очередь  позволяет сотрудникам предприятия  ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

Правильный  выбор ассортиментной политики предприятия  служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.

Объектом  исследования курсовой работы является магазин «Магнит»-  магазин по продаже товаров ежедневного спроса, покупателям со средним и низким уровнем доходов. Временные рамки исследования объекта – 3 года (2010– 2012гг.).

Задачей курсовой работы является:

  • изучение и анализ показателей ассортимента товаров;

внесение  предложений по улучшению товарного  ассортимента магазина. 
Глава 1. Понятие формирования товарного ассортимента.

Розничная торговля - это завершающая форма продажи  товаров конечному потребителю  в небольших объемах через  магазины, павильоны, лотки, палатки  и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в  розничных торговых предприятиях в  отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Основные  предприятия розничной торговли могут быть определены, если провести классификацию всех предприятий  торговли с учетом предлагаемого  ими товарного ассортимента. Такой  подход позволяет выделить следующие  наиболее распространенные предприятия розничной торговли:

• специализированные магазины;

• универмаги;

• универсамы;

• супермаркеты;

• магазины товаров повседневного спроса.

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский. Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным  ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый  ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

Товарный  ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

Формирование  товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. Ассортимент имеет ряд характеристик: ширину; глубину; полноту; степень обновления; структуру.

Широта характеризуется количеством изделий того или иного назначения.

Глубина – определенное количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров.

Полнота – отношение фактического количества разновидностей товара к количеству, предусмотренному соответствующей спецификацией или прейскурантом.

Степень обновления ассортимента – удельный вес новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу.

Структура ассортимента – это удельный вес товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей товаров в общей сумме товарооборота. Структура позволяет определить наиболее рациональный ассортимент для предприятия, что дает возможность сократить затраты труда, времени, ускорить реализацию, увеличить скорость товарооборота.

Помимо этого  существует такое понятие как  товарная единица – это обособленная целостность, характеризуемая ценой, сортом, размером.

Совокупность  всех ассортиментных групп товаров  и товарных единиц, предлагаемых для  продажи, представляет собой товарную номенклатуру. Показателем которой является ее гармоничность (последовательность). Он обозначает степень близости между товарами различных ассортиментных групп, каналов распределения и других характеристик.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия  определяется в большей степени  способностью ассортиментного ряда предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровнях, не менее сильному, чем для аналогичной  продукции конкурентов.

Рынок отдает предпочтение богатому ассортименту. Большинство фирм на развитых рынках давно отказались от так называемой однопродуктовой стратегии и перешли на производство и торговлю товарами либо взаимосвязанных (технологией, сырьем, сбытом, продажей), либо совсем разных и тем самым реализуют стратегию диверсификации, что способствует конкурентной устойчивости и жизнеспособности хозяйствующих субъектов.

Одним из основополагающих вопросов ассортиментной политики является определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для  успешной работы фирмы на рынке и  обеспечивающего экономическую  эффективность ее деятельности в  целом.

 

Задачами  ассортиментной политики могут быть:

  • удовлетворение запросов потребителей;
  • оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы (хотя технологическое преимущество фирмы бывает довольно хрупко);
  • оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объеме прибыли;
  • завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей реализационной программы (такой подход отличается определенной консервативностью, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревших товаров за счет нахождения новых рынков сбыта);
  • соблюдение принципа гибкости за счет диверсификации сфер деятельности фирмы и включения нетрадиционных для нее отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;
  • соблюдения принципа синергизма, предполагающего расширение областей реализации и услуг фирмы, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.

Маркетинговая концепция предусматривает продажу  широкой гаммы изделий одновременно, то есть проведение ассортиментной политики, когда вся реализуемая продукция подразделяется на:

  • виды, представляющие собой конечный продукт производственного цикла, например грузовые, легковые автомобили, мотоциклы;
  • подвиды по функциональным особенностям, уровню качества и цены, предназначенные для определенных категорий покупателей или продажи через определенные каналы сбытовой сети, образующие достаточно широкий параметрический ряд (product line), например грузовые автомобили, но разной грузоподъемности или мощности двигателя;
  • модификации, или марки, на которые делятся подвиды продукции и которые представляют собой наиболее детализированную товарную классификацию, соответствующую запросам отдельных сегментов рынка.

Широкая ассортиментная гамма продаваемой продукции  укрепляет позиции фирмы на рынке  и увеличивает объем продаж.

Формирование  ассортимента товаров в розничных  торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

Считается, что в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих ассортиментных перечней положен производственно-технический  признак ассортимента товаров, который  не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

Формирование  ассортимента представляет собой процесс  подбора для реализации  различных  групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным  признакам. Процесс формирования товарного  ассортимента должен исходить из формы  его товарной специализации и  размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей  и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

Для характеристики ассортимента розничного предприятия  и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры  ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится.

Информация о работе Формирование товарного ассортимента в розничной торговле магазин «Магнит»