Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:25, курсовая работа
целью работы является изучение ассортимента и оценка качества творога, поступающего на реализацию в магазин «Гавань» от разных производителей.
Для решения этой цели в курсовой работе сформулированы следующие задачи:
1 Изучен рынок творога в Росси и городе Челябинске;
2 Дана подробная товароведная характеристика творога;
3 Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности и материально – технической базы магазина «Гавань»;
4 Проведен анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Гавань»;
5 Проведен анализ закупочной деятельности и договорных отношений в магазине «Гавань»;
6 Рассмотрена процедура приемки творога по количеству и качеству в магазине «Гавань»;
7 Проведен анализ динамики поступления и реализации творога в магазине «Гавань»;
8 Рассмотрены формирование и направления рационализации ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань»;
9 Дана характеристика объектам и методам исследования;
10 Проведены собственные исследования качества творога по органолептическим и физико-химическим показателям;
Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1 Обзор литературы……………………………………………………..7
1.1 Состояние, перспективы развития и анализ рынка творога в России и городе Челябинске…………………………………………………………7
1.2 Особенности химического состава и пищевой ценности творога……..10
1.3 Факторы, влияющие на качество творога……………………………….15
1.3.1 Влияние сырья на качество творога. Характеристика заквасок использованных для производства творога………………………...15
1.3.2 Влияние операций технологического процесса производства на качество творога……………………………………………………….17
1.3.3 Упаковка, маркировка, хранение творога и других сохраняющих факторов………………………………………………………………..20
1.4 Идентификация и фальсификация творога……………………………….24
1.5 Характеристика ассортимента творога…………………………………...26
1.6 Дефекты творога, причины возникновения и меры предупреждения….27
Глава 2 Экспериментальная часть…………………………………………….30
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Гавань» и его материально-технической базы………………………………30
2.1.1 Характеристика основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина…………………………………………38
2.1.2 Динамика поступления и реализации творога в магазине……………...41
2.1.3 Закупочная деятельность магазина «Гавань», договорные отношения с поставщиками……………………………………………………………………42
2.1.4 Анализ приёмки творога в магазине «Гавань» по количеству и
качеству…………………………………………………………………………..48
2.1.5 Анализ условий и сроков хранения творога в магазине………………...51
2.2 Анализ ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань». Расчёт рационализации ассортимента………………………………………………….53
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристики (4объекта)……….56
2.4 Результаты исследования качества творога и их обсуждение……………60
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества………………………..60
2.4.2 Результаты физико-химических исследований………………………….62
Выводы и предложения…………………………………………………………64
Список использованных источников…………………………………………..66
Замороженный творог укладывают в картонные ящики и направляют для длительного хранения в камеры с температурой воздуха не выше минус 18°С. При постепенном размораживании брикетов и блоков творога из него не вытекает влага и не происходит значительных изменений его структуры. [7]
За последние годы ассортимент и производство кисломолочных напитков и особенно творога в России значительно увеличились. На рынке кисломолочных продуктов, пользующихся повышенным спросом, находятся сотни его наименований, и многие из них активно рекламируются, поэтому соблазн подделать или увеличить объемы кисломолочных продуктов путем различного вида фальсификаций всегда имеется как у реализатора, так и у производителя кисломолочной продукции.
Сегодня возникают проблемы с проведением всесторонней экспертизы подлинности всех видов кисломолочных напитков, а в особенности творога, поступаемого на рынки России.
При проведении экспертизы подлинности кисломолочных продуктов могут достигаться следующие цели исследования:
- идентификация вида кисломолочных продуктов;
- способы фальсификации и методы их выявления.
При
проведении экспертизы
Кисломолочные
продукты получают путем
Творог вырабатывают из пастеризованного молока путем его створаживания сычужным ферментом и/или молочной кислотой, последующим отделением сыворотки и без формования. Из творога могут быть получены белковые пасты или сырково-творожные изделия с различными наполнителями. [2]
Экспертиза подлинности может проводиться и с цель установления способа фальсификации кисломолочных продуктов. При этом применяются следующие способы и вид фальсификации.
Ассортиментная
фальсификация кисломолочных
Подмена высокожирного творога (с 18% содержанием жира) на полужирный (9%) и даже обезжиренный (1%) творог.
Качественная фальсификация кисломолочных продуктов может осуществляться следующими способами: разбавление водой; разбавление творога другим кисломолочным продуктом; введение чужеродных добавок; введение пищевых красителей, ароматизаторов, загустителей и т.п.; введение консервантов и/или антибиотиков.
По данным ВНИИ молочной промышленности, в настоящее время не менее 20—30% изготавливаемых сейчас цельномолочных и кисломолочных продуктов не соответствуют им по названию. Происходит замена молочного жира растительным маслом, гидрогенизированными жирами в любом продукте, где применяется молоко. Вот один из вариантов: из молока удаляется молочный жир, вместо него вводится растительный (как правило, смесь гидрогенизированных жиров). Затем это молоко либо используется для приготовления кефира, сметаны, творога, либо сушится и в дальнейшем продается как обезжиренное сухое молоко. В то же время "изъятый" молочный жир используют отдельно, например, для приготовления масла коровьего также с добавлениями гидрогенизированных жиров. Таким образом, из одного объема молока получают 1,5—2 объема различных фальсификатов. [5]
В последние годы ассортимент и производство творога значительно увеличился. На рынке кисломолочных продуктов, пользующихся повышенным спросом, находятся сотни наименований, видов, и многие из них пользуются особой популярностью. Избалованный возможностями выбора, потребитель стимулирует производителя к разработке новых продуктов из творога, или, по крайней мере, к расширению ассортимента. Сейчас ассортимент растет как в сторону появления новых разновидностей творога, так и в сторону появления новых марок. Например, на потребительском рынке встречается следующая творожная продукция:
- обычный творог различной жирности;
- мягкий творог;
- мягкий творог с различными ягодами, фруктами и сухофруктами (вишня, клубника, клюква, черника, земляника, малина, слива, ананас, изюм, курага, чернослив);
- творожная масса с изюмом, курагой;
- десертные творожки с вареньем, желе или джемом и пр.
Не смотря на столь широкий ассортимент, наибольшим предпочтением пользуется обычный творог. Творог в зависимости от молочного сырья подразделяют:
- из натурального молока;
- из нормализованного молока;
- из восстановленного молока;
- из рекомбинированного молока;
- из их смесей.
В зависимости от содержания жира творог делят на:
- с повышенной жирностью;
- жирный;
- полужирный;
- нежирный;
- обезжиренный;
- классический.
По способу производства и виду сырья творог подразделяют на следующие виды:
- жирный, полужирный и нежирный, получаемые сквашиванием чистыми культурами молочнокислых бактерий с применением или без применения хлористого кальция, сычужного фермента или пепсина и удаления части сыворотки; выпускают с делением на высший и 1-й сорта;
- мягкий диетический, вырабатываемый сквашиванием обезжиренного молока, с удалением части сыворотки и последующим добавлением или без добавления к обезжиренному творогу сливок и плодово-ягодных сиропов;
- диетический пресный нежирный, изготовляемый из обезжиренного молока путем добавления лимонной кислоты, хлористого кальция и сквашивания чистыми культурами молочнокислых стрептококков;
- столовый, получаемый из смеси пахты и обезжиренного молока;
- крестьянский, вырабатываемый из обезжиренного молока.
В зависимости от вида вкусовых добавок творожные изделия делят на:
- сладкий, с массовой долей
- соленый, с массовой долей соли от 1,5 до 2,5%. [6;7]
предупреждения
Пороки творога возникают в результате использования недоброкачественного сырья, действия бактериальных заквасок при нарушении технологических режимов производства или несоблюдении условий охлаждения и хранения готовых продуктов.
Пороки вкуса и запаха
Кормовой привкус передается творогу и творожным изделиям из исходного молока. Для того, чтобы избежать этого, нужно строго контролировать качество сырья.
Нечистый, старый, затхлый вкус и запах обусловлен использованием плохо вымытой тары, оборудования, а также хранением продукта в плохо проветриваемом помещении; может быть вызван развитием в твороге гнилостных бактерий из-за применения неактивной закваски и несоблюдения режимов производства. Меры предупреждения – соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила при производстве продуктов, применять хорошо вымытую посуду; использовать хорошую закваску и соблюдать технологические режимы.
Излишне кислый вкус возникает
при нарушении
Уксуснокислый, едкий вкус и
запах проявляется в
Прогорклый вкус возникает при низких температурах переработки молока и вызывается плесенями и бактериями, образующими фермент липазу, или липазой, находящейся в сыром молоке. Меры предупреждения – соблюдать санитарно – гигиенические нормы и правила обработки молока; пастеризовать молоко при соответствующих режимах с целью инактивации липазы, за счет которой происходит разложение жира и образование горечи в продукте.
Горький вкус проявляется при поедании коровой полыни, лютика и других растений с горьким вкусом; образованию горечи способствует также развитие гнилостных бактерий, расщепляющих белки молока. Меры предупреждения – обеспечить качественный контроль молока при приемке; соблюдать санитарно – гигиенические условия выработки творога.
Дрожжевой привкус характерен в основном для сырковой массы и обусловлен развитием дрожжей при хранении плохо охлажденного продукта. Меры предупреждения – соблюдать режимы охлаждения и санитарно – гигиенические условия хранения продукта.
Пороки консистенции
Грубая, сухая, крошливая консистенция обусловлена повышенной температурой отваривания и излишним дроблением сгустка при производстве творога кислотным способом. Меры предупреждения – соблюдать технологию.
Резинистая консистенция
Мажущаяся консистенция
Вспучивание вызывается дрожжам
Выделение сыворотки
Ослизнение и плесневение творога наблюдается при рыхлой упаковке продукта, неплотном прилегании крышки к поверхности творога и хранении его в сырых помещениях. Меры предупреждения – соблюдать режимы хранения и упаковки творога. [23]
Глава 2 Экспериментальная часть
2.1 Характеристика организационно
– хозяйственной деятельности
магазина «Гавань» и его
Общество с ограниченной ответственностью «Урал – Град», является коммерческой организацией, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью в 2002 году в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Полное фирменное
наименование Общества: Общество
с ограниченной
Сокращенное фирменное наименование Общества: ООО «Урал - Град».
Месторасположение: 454084, г. Челябинск, ул. Пр-т Победы 160 А
Юридический статус:
Общество с ограниченной
Здание магазина располагается в непосредственной близости от остановочных пунктов общественного транспорта, что обеспечивает высокую проходимость. Имеется парковка для автомобилей. Режим работы магазина «Гавань» круглосуточный, без перерыва на обед и выходных.
Магазин относится к обществу с ограниченной ответственностью. Данная организация имеет устав предприятия [приложение А], лицензию на алкоголь [приложение Б], свидетельство о внесении в государственный реестр [приложение Г], свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе [приложение В].
Паспортные данные организации:
- Общество с ограниченной ответственностью «УРАЛ-ГРАД»;
- ИНН 7447092406 КПП 744701001 ОГРН 1067447023478;
- Адрес: 454000 Россия, г. Челябинск, пр-кт Победы, 160, А;
- «Южно-уральский» ОАО «УБРиР»
- р/сч. 40702810264160002160
- кор/сч. 30101810900000000981
- БИК 047501981
- Коммерческий директор Королев Дмитрий Владимирович
Основным видом деятельности предприятия является осуществление торгово-закупочных операций и реализация товаров. Розничная торговля продуктами питания и товарами повседневного спроса в специально оборудованном помещении – это главная задача магазина. ООО «УРАЛ-ГРАД» имеет разрешение на реализацию продовольственных товаров в промышленной упаковке, спиртных напитков и вин, пивобезалкогольных напитков, минеральной воды, безалкогольных напитков, консервированной продукции и т.д. [Приложение Б]. Ассортимент товаров в магазине довольно разнообразен. Помимо вышеперечисленных товаров, ассортиментный перечень следующий: бакалейные товары в промышленной упаковке, хлеб и хлебобулочные изделия, мясо птицы и мясопродукты, яйцо, колбасные изделия и мясокопчености, масложировая и молочная продукция в промышленной упаковке, рыбная гастрономия и пресервы, кондитерские изделия, в том числе с кремом, рыба замороженная, картофель и плодо – овощная продукция, мороженое и детское питание. [Приложение А]