Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:25, курсовая работа
целью работы является изучение ассортимента и оценка качества творога, поступающего на реализацию в магазин «Гавань» от разных производителей.
Для решения этой цели в курсовой работе сформулированы следующие задачи:
1 Изучен рынок творога в Росси и городе Челябинске;
2 Дана подробная товароведная характеристика творога;
3 Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности и материально – технической базы магазина «Гавань»;
4 Проведен анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Гавань»;
5 Проведен анализ закупочной деятельности и договорных отношений в магазине «Гавань»;
6 Рассмотрена процедура приемки творога по количеству и качеству в магазине «Гавань»;
7 Проведен анализ динамики поступления и реализации творога в магазине «Гавань»;
8 Рассмотрены формирование и направления рационализации ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань»;
9 Дана характеристика объектам и методам исследования;
10 Проведены собственные исследования качества творога по органолептическим и физико-химическим показателям;
Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1 Обзор литературы……………………………………………………..7
1.1 Состояние, перспективы развития и анализ рынка творога в России и городе Челябинске…………………………………………………………7
1.2 Особенности химического состава и пищевой ценности творога……..10
1.3 Факторы, влияющие на качество творога……………………………….15
1.3.1 Влияние сырья на качество творога. Характеристика заквасок использованных для производства творога………………………...15
1.3.2 Влияние операций технологического процесса производства на качество творога……………………………………………………….17
1.3.3 Упаковка, маркировка, хранение творога и других сохраняющих факторов………………………………………………………………..20
1.4 Идентификация и фальсификация творога……………………………….24
1.5 Характеристика ассортимента творога…………………………………...26
1.6 Дефекты творога, причины возникновения и меры предупреждения….27
Глава 2 Экспериментальная часть…………………………………………….30
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Гавань» и его материально-технической базы………………………………30
2.1.1 Характеристика основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина…………………………………………38
2.1.2 Динамика поступления и реализации творога в магазине……………...41
2.1.3 Закупочная деятельность магазина «Гавань», договорные отношения с поставщиками……………………………………………………………………42
2.1.4 Анализ приёмки творога в магазине «Гавань» по количеству и
качеству…………………………………………………………………………..48
2.1.5 Анализ условий и сроков хранения творога в магазине………………...51
2.2 Анализ ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань». Расчёт рационализации ассортимента………………………………………………….53
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристики (4объекта)……….56
2.4 Результаты исследования качества творога и их обсуждение……………60
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества………………………..60
2.4.2 Результаты физико-химических исследований………………………….62
Выводы и предложения…………………………………………………………64
Список использованных источников…………………………………………..66
хозяйственной деятельности ООО «Урал-Град» магазина
«Гавань» за 2010 – 2011 года
Показатели |
2010 |
2011 |
Темп роста, % |
Отклонение (+,-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товарооборот, тыс.руб. |
69200 |
72700 |
0,64 |
1500 |
Валовой доход, тыс.руб. |
29700 |
33200 |
0,46 |
500 |
Уровень, % к обороту |
58 |
73 |
2,5 |
15 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
10300 |
11600 |
3,02 |
1300 |
Прибыль от реализации |
54900 |
60100 |
0,10 |
200 |
Уровень рентабельности, % к обороту |
49 |
61 |
2,44 |
12 |
Внереализационные доходы, тыс. руб. |
31000 |
37200 |
1,57 |
2200 |
Внереализационные расходы, тыс.руб. |
120 |
90 |
1,53 |
12 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
30110 |
36000 |
0,18 |
1900 |
Налоги выплачиваемые из прибыли, тыс. руб. |
12725 |
12775 |
0,10 |
50 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
42200 |
48000 |
0,41 |
800 |
Численность работников, всего в том числе работников торгового зала |
45 |
45 |
- |
- |
Общая площадь магазина, кв.м. в том числе, торгового зала |
750,8 |
750,8 |
- |
- |
Товарооборот на одного работника, тыс. руб. |
3784,6 |
3900 |
0,64 |
115,4 |
Товарооборот на 1 кв.м. общей |
9155 |
9488 |
0,64 |
333 |
площади магазина, тыс. руб. |
||||
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. |
12030 |
12484 |
0,65 |
458 |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
120000 |
140000 |
2,25 |
90 |
Изучив основные экономические показатели и проанализировав финансовую деятельность магазина «Гавань» можно сделать заключение о том, что в 2011 году эффективность работы торгового предприятия стала выше по сравнению с 2010 годом.
Из таблицы 1 видно, что на предприятие «Гавань» за последние 2 года поступило товаров на 148700. Причем объем товарооборота вырос на 0,64%. Увеличение товарооборота при сокращении товарных запасов хотя и является положительным результатом для текущего периода, но может привести к дефициту товарного предложения в следующем периоде, если количество товаров в остатке окажется ниже норматива обеспечивающего стабильное товародвижение. Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. Товарооборот на 1 кв.м. площади имеет положительную динамику, постепенный рост, что говорит об увеличении товаропотока в магазине. Данный показатель можно было увеличить и с помощью расширения торгового зала, однако у предприятия такие возможности отсутствуют.
Растет эффективность труда работников. Если в 2010 году на одного работника приходилось 3784,6 руб. товарооборота, то в 2011 году – 3900 руб. Предприятие уделяет внимание эффективной рекламе, улучшению оборудования, содержанию сотрудников, обеспечению им качественного социального пакета. Поэтому уровень издержек немного увеличился в своем объеме и составил в 2011 году 11600 руб., что на 1300 руб. больше по сравнению с предыдущим годом. За 2011г. предприятие получило чистой прибыли 48000 руб., что всего на 5800 руб. больше данного показателя за 2010г. На её увеличение оказали влияние рост объёма товарооборота, рост доходности предприятия.
Валовой доход предприятия в 2011 году также увеличился и составил 33200 руб. по сравнению с 2010 годом (на 0,46%) за счет увеличения штата квалифицированными специалистами, увеличения эффективной рекламы и проведения грамотной маркетинговой программы. И все это в совокупности позволил за небольшой период увеличить прибыль организации в целом.
Уровень рентабельности к обороту, широко применяемый в торговых предприятиях и характеризующий относительный размер прибыли, возрос на 2,44%. Прибыль балансовая увеличилась на 0,18%, следовательно, сумма уплаченных налогов тоже выросла на 0,10%.
Из данных таблицы 1 следует, что торговое предприятие ориентировано на максимизацию прибыли путем увеличения товарооборота и уменьшения издержек обращения. Показатель рентабельности вырос, что говорит об эффективности финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия: налоги уплачиваются своевременно и в полном объеме, заработная плата выплачивается регулярно. Остаются средства на развитие материально-технической базы предприятия. [9]
2.1.2 Динамика поступления и реализации творога в магазине
Анализу динамики поступления в магазине «Гавань» уделяется большое внимание, так как только при постоянном учете и контроле можно правильно организовывать товарные закупки.
Ритмичность поступления и реализации творога ежегодно растет, поэтому магазин «Гавань» стремится устанавливать нормативы товароснабжения, а также поддерживать товарные запасы на определенном уровне.
Динамика поступления и реализации творога в магазин «Гавань» за последние два года представлена на рисунке 1.
Рисунок 1
Динамика поступления и реализации творога по месяцам
Анализ графика 1 показывает, что динамика поступления творога не зависит от праздничных колебаний. В целом видно, что покупательский спрос зависит от совокупности таких показателей как: массовая доля жира творога и ценовая категория.
Политика закупки товара магазина «Гавань» целиком зависит от покупательского спроса, который в последнее время заметно увеличивается. Это связано не только с проведением эффективного комплекса маркетинговых мероприятий, но и с увеличением доходов потребителей, которые больше отдают предпочтение качественному творогу.
Таким образом, учет динамики поступления и продажи творога позволяет предприятию делать прогнозы будущих объемов продаж и поддерживать товарные запасы на определенном уровне. [10]
2.1.3 Закупочная деятельность магазина «Гавань», договорные
отношения с поставщиками
Договор поставки является одним из важнейших гражданско-правовых договоров. Он чрезвычайно широко применяется в имущественном обороте. Договор охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предпринимателей.
Организация закупочной деятельности магазина «Гавань» существенно влияет на торговую деятельность и как следствие отражается на финансовых показателях данного предприятия.
Проведению закупочной работы магазина «Гавань» предшествуют:
1) изучение и прогнозирование покупательского спроса;
2) определение потребности в товарах;
3) выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;
4) организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам;
5) организация и технология
закупок непосредственно у прои
Большое значение при выборе того или иного поставщика в магазине «Гавань» уделяется качественным параметрам предлагаемых к реализации товаров, их соответствие предъявляемому спросу, возможности рекламных мероприятий и, конечно же, ценовой фактор. Все это характеризует престижность поставщика товаров. Достижение желаемого результата в значительной степени зависит от правильно и продуманно составленных контрактов и договоров на поставку товаров.
В процессе закупки и поставки товаров устанавливаются коммерческие связи между магазином «Гавань»; производителями товаров (прямой метод, который предполагает установление прямых связей с розничными предприятиями); оптово-посредническими фирмами (косвенный метод закупки - предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе специального договора с торговым посредником).
За годы со дня основания магазина «Гавань» были найдены серьезные поставщики продукции, установлены прочные контракты с поставщиками творога, подписаны соглашения о долговременном сотрудничестве.
Источниками поступления творога в магазин «Гавань» являются:
4) ОАО «Глазов-Молоко», 427629, Удмуртская Республика, г. Глазов,
ул. Драгунова, 51.
Среди перерабатывающих предприятий молочной промышленности Удмуртской Республики «Глазов-молоко» занимает одно из лидирующих мест по объемам производства. Ежемесячно компания выпускает и реализует 1500 тонн молочной продукции, в том числе цельномолочной продукции 1200 тонн.
В ассортименте предприятия насчитывается более 40 наименований продукции. Вопрос качества продукции всегда был одним из самых важных для предприятия. На базе завода работает хорошо оснащенная производственная лаборатория, отлажены все процессы контроля испытаний продукции.
2 ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», 454091 г. Челябинск, ул. Тимирязева, д. 5
Предприятие успешно работает на рынке молочной продукции Челябинска и Челябинской области. Благодаря инвестициям ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» постоянно модернизируется, увеличивается объем выпускаемой молочной продукции. Внедряются передовые технологии по переработке молока. Совершаются методики лабораторного контроля качества, выпускаемых продуктов. Сейчас комбинат выпускает свыше 50 наименований продукции.
3 ОАО «Чебаркульский молочный завод», г. Чебаркуль, ул. Дзержинского, д. 1.
Продукция завода распространяется по
всей территории Челябинской
области и представлена более чем в 20 видах.
В процессе заключения договоров в магазине «Гавань» самым главным является принцип свободы договоров. Договоры составляются путем составления одного документа, подписываемого двумя сторонами, или путем принятия поставщиком заказа покупателя к исполнению. Коммерческие работники магазина «Гавань» обеспечивают своевременное и правильное заключение договоров с поставщиками и покупателями товаров.
Проанализируем договора поставки фирм ОАО «Глазов-Молоко» [Приложение Д], ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» [Приложение Е] и ОАО «Чебаркульский молочный завод» [Приложение Ж] поставляющих в «Гавань» творог и оценим их действенность, и эффективность в части ассортимента и качества поставляемой продукции, сроков поставки, выполнения договорных обязательств (таблица 2).
Таблица 2 – Анализ договоров поставки поставщиков творога
Пункты договора |
Поставщики творога | ||
ОАО «Глазов-Молоко» |
ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» |
ОАО «Чебаркульский молочный завод» | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Предмет договора |
Молочная продукция |
Молочная продукция |
Молочная продукция |
Качество |
Качество продукции должно соответствовать требованиям ГОСТа, техническим условиям и безопасности и подтверждено сертификатами соответствия, качественным удостоверением и др. документами согласно действующему законодательству. |
Качество продукции должно соответствовать требованиям действующих технических регламентов, государственных стандартов, стандартов организации, технических условий и др. действующей нормативно-технической документации. |
Качество поставляемого товара соответствует требованиям действующих ГОСТов, ТУ и подтверждается нормативной документацией для данной группы товара: Сертификат соответствия, удостоверение о качестве, санитарно-эпидемиологическое заключение. |
Сроки, условия и порядок поставки |
Централизованная доставка или самовывоз определяются в соответствии с заявкой Покупателя. Самовывоз осуществляется силами и средствами Покупателя. Датой поставки продукции является дата получения товара. |
Условия поставки продукции: либо транспортом Поставщика, либо самовывозом. При доставке транспортом Поставщика поставка продукции осуществляется силами и средствами Поставщика по адресу, указанному Покупателем. |
Доставка товара по настоящему Договору осуществляется силами и за счёт Поставщика, либо путём привлечения Поставщиком третьих лиц. Погрузка и разгрузка Товара осуществляется силами и средствами Поставщика. |