Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:25, курсовая работа
целью работы является изучение ассортимента и оценка качества творога, поступающего на реализацию в магазин «Гавань» от разных производителей.
Для решения этой цели в курсовой работе сформулированы следующие задачи:
1 Изучен рынок творога в Росси и городе Челябинске;
2 Дана подробная товароведная характеристика творога;
3 Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности и материально – технической базы магазина «Гавань»;
4 Проведен анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Гавань»;
5 Проведен анализ закупочной деятельности и договорных отношений в магазине «Гавань»;
6 Рассмотрена процедура приемки творога по количеству и качеству в магазине «Гавань»;
7 Проведен анализ динамики поступления и реализации творога в магазине «Гавань»;
8 Рассмотрены формирование и направления рационализации ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань»;
9 Дана характеристика объектам и методам исследования;
10 Проведены собственные исследования качества творога по органолептическим и физико-химическим показателям;
Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1 Обзор литературы……………………………………………………..7
1.1 Состояние, перспективы развития и анализ рынка творога в России и городе Челябинске…………………………………………………………7
1.2 Особенности химического состава и пищевой ценности творога……..10
1.3 Факторы, влияющие на качество творога……………………………….15
1.3.1 Влияние сырья на качество творога. Характеристика заквасок использованных для производства творога………………………...15
1.3.2 Влияние операций технологического процесса производства на качество творога……………………………………………………….17
1.3.3 Упаковка, маркировка, хранение творога и других сохраняющих факторов………………………………………………………………..20
1.4 Идентификация и фальсификация творога……………………………….24
1.5 Характеристика ассортимента творога…………………………………...26
1.6 Дефекты творога, причины возникновения и меры предупреждения….27
Глава 2 Экспериментальная часть…………………………………………….30
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Гавань» и его материально-технической базы………………………………30
2.1.1 Характеристика основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина…………………………………………38
2.1.2 Динамика поступления и реализации творога в магазине……………...41
2.1.3 Закупочная деятельность магазина «Гавань», договорные отношения с поставщиками……………………………………………………………………42
2.1.4 Анализ приёмки творога в магазине «Гавань» по количеству и
качеству…………………………………………………………………………..48
2.1.5 Анализ условий и сроков хранения творога в магазине………………...51
2.2 Анализ ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань». Расчёт рационализации ассортимента………………………………………………….53
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристики (4объекта)……….56
2.4 Результаты исследования качества творога и их обсуждение……………60
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества………………………..60
2.4.2 Результаты физико-химических исследований………………………….62
Выводы и предложения…………………………………………………………64
Список использованных источников…………………………………………..66
Сроки хранения творога соблюдены, о чем свидетельствуют качественные удостоверения, приложенные к товаросопроводительным документам, в которых указаны номер качественного удостоверения и срок реализации. [3]
2.2 Анализ ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань».
Расчет рационализации ассортимента
Товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.
Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Ассортиментная политика магазина предполагает определенный курс действий по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, а также нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов) и потребителей. В основу построения ассортимента магазина положено рациональное соотношение отдельных групп товаров, учитывающее следующие принципы:
- обеспечение в магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе;
- обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе товаров;
- установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров и т.д. [6]
Магазин «Гавань» предлагает покупателю большой ассортимент товаров, в том числе и творога. Ассортимент представлен на витрине, в специальных холодильных витринах, без стёкол, чтобы покупатель мог спокойно изучить и выбрать продукт. Рассмотрим структуру ассортимента данного продукта в стоимостном и денежном выражении (таблица 4).
Таблица 6 – Структура ассортимента пива в натуральном и денежном
выражении
Вид творога
|
Количество
|
Средняя цена, руб
|
Относительные показатели структуры ассортимента (%) выражении
| |
Натуральном |
Денежном | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Творог «Простоквашино» |
40 |
39 |
25 |
30 |
Творог «Домик в деревне» |
20 |
30 |
12,5 |
20 |
Творог «Летний день» |
6 |
34 |
12,5 |
22 |
Творог «Милава» |
20 |
32 |
50 |
28 |
Итого: |
86 |
135 |
100 |
100 |
Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Рациональность ассортимента можно рассчитать с помощью анализа коэффициентов устойчивости, широты, полноты и рациональности ассортимента творога в данном магазине. Проведем анализ рациональности ассортимента творога путем расчета его показателей, а именно: широта, полнота, степень новизны и устойчивость. За базовые показатели принимаем стандарты и ТУ в разделах «Классификация и ассортимент», «Виды», а также каталоги и прейскуранты фирм – изготовителей. Расчеты и результаты приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Номенклатура свойств и показатели ассортимента творога
Свойства ассортимента |
Показатели ассортимента |
Расчетная формула |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
Широта |
Действительный (Шд) = 8 Базовый (Шб) = 8 |
Коэффициент широты: Кш = Шд/Шб*100% |
100% |
Полнота |
Действительный (Пд) = 5 Базовый (Пб) = 7 |
Коэффициент полноты: Кп = Пд/Пб*100% |
71% |
Устойчивость |
Показатель устойчивости (У) = 6 |
Коэффициент устойчивости: Ку = У/Шб*100% |
75% |
Новизна |
Показатель новизны (Н)=1 |
Коэффициент обновления: Кн = Н/Шб*100% |
12,5% |
Рациональность ассортимента |
Показатель рациональности Кр |
Кр = Кш*вш+Кп*вп+ +Ку*ку+Кн*вн/4 |
21,5 |
Исходя из данных таблицы 5, следует, что широта ассортимента составляет 100%, поэтому можно сказать, что ассортимент в магазине достаточно широкий. Широта ассортимента магазина может также служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.
Полнота ассортимента составляет 71 %, что говорит о большой насыщенности рынка творога. Поэтому для данной ситуации показатель полноты ассортимента можно считать рациональным. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на творог будет удовлетворен. Коэффициент устойчивости равен 75%, что является оптимальным.
Коэффициент новизны составляет 12,5% за счет введения в ассортиментный перечень некоторых видов творога. Данный показатель является рациональным, так как наряду обычными видами творога, пользующимся постоянным спросом, таких как «Простоквашино» и «Домик в деревне», обновление ассортимента позволяет более полно удовлетворить потребности покупателей и расширить ассортимент, создав конкурентные преимущества магазина.
Рассмотренная система показателей ассортимента магазина ООО «Урал-Град» позволила сделать вывод о его рациональности. В результате подсчетов был получен коэффициент рациональности, равный 21,5. Поэтому для исследуемого магазина нет необходимости проводить различные мероприятия в области формирования ассортимента и улучшения его структуры. [21]
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристики (4 объекта)
Объекты исследования:
- творог «Простоквашино» - Изготовитель ОАО «Юнимилк»;
- творог «Домик в
деревне» - Изготовитель ОАО «Вимм-Биль-
- творог «Летний день» - Изготовитель ОАО «Юнимилк»;
- творог «Весёлый молочник» - Изготовитель ОАО «Вимм-Биль-Данн»
Качество
творога, поступившего на
Таблица 6 – Оценка маркировки и упаковки согласно ГОСТ Р 51074-2003
«Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие
требования»
Наименование показателей марки |
Характеристика показателей маркировки творога разных производителей | |||
«Простоквашино» |
«Домик в деревне» |
«Летний день» |
«Веселый молочник» | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Наименование продукта |
Творог «Простоквашино» |
Творог «Домик в деревне» |
Творог «Летний день» |
Творог «Веселый молочник» |
Значение массовой доли жира в процентах |
5% |
5% |
5% |
5% |
Наименование и местонахождение изготовителя |
"Компания ЮНИМИЛК" ОАО Ф-л "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" Адрес: Россия, 127015, г.Москва, ул.Вятская, д.27, корп.13-14. Адрес производства: Россия, 398036, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Катукова, д.1 |
«Компания Вимм-Биль-Данн» Адрес: 109028, Москва, ул. Солянка, д. 13, стр. 2 |
"Компания ЮНИМИЛК" ОАО Ф-л "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" Адрес: Россия, 127015, г.Москва, ул.Вятская, д.27, корп.13-14. Адрес производства: Россия, 398036, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Катукова, д.1 |
«Компания Вимм-Биль-Данн» Адрес: 109028, Москва, ул. Солянка, д. 13, стр. 2 |
Товарный знак изготовителя |
Присутствует |
Присутствует |
Присутствует |
Присутствует |
Продолжение таблицы 6
Значение массы нетто или объема продукта |
220г |
170г |
200г |
250г |
Состав продукта |
Творожное зерно (обезжиренное молоко, закваска молочных культур, отвердитель - хлористый кальций, ферментный препарат), сливки. |
Молоко обезжиренное, молоко цельное, закваска. |
Обезжиренное молоко, закваска молочнокислых культур. |
Молоко нормализованное, консервант-сорбат
калия, с |
Пищевая ценность |
Белки - 10,3, жиры - 4, углеводы - 12,2. в том числе сахарозы - 7 г. Энергетическая ценность: 126 ккал |
Жир 9г, белки 16г, углеводы 2г.Энергетическая ценность: 153 ккал. |
Жир 1,8г, белки 18г, углеводы 3,3г Энергетичес кая ценность: 101 ккал. |
Жиры 1,8г; белки 18г; углеводы 3г. Энергическая ценность: 100ккал. |
Условия хранения |
От +2 до +6 ºС |
От +2 до +6 ºС |
От +2 до +4 ºС |
От +2 до +6 ºС |
Срок годности |
30 суток |
30 суток |
10 дней |
14 дней |
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт |
ГОСТ Р 52096-2003. |
ГОСТ Р 52096-2003. |
ГОСТ Р 52096-2003. |
ГОСТ Р 52096-2003. |
Из таблицы 6 видно, что маркировка на исследуемых объектах творога «Простоквашино», «Домик в деревне», «Летний день», «Веселый молочник» согласно ГОСТ 51074-2003 нанесена полностью. Это свидетельствует о добросовестном отношении производителей к данному параметру, изготовители полно информирует потребителя о составе, сроках годности и хранения, пищевой и энергетической ценности, значение массовой доли жирности, а также условиях хранения.
Отбор проб творога производится в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 3622 – 68 «Молоко и молочные продукты. Отбор проб и подготовка их к испытанию». [16]
Внешний вид и маркировку транспортной тары проверяют перед отбором проб по каждой ее единице в партии, а потребительской тары - по каждой ее единице из транспортной тары с продукцией, включенной в выборку.
По результатам проверки приемке подлежит
только продукция, упакованная в тару и с маркировкой,
которые соответствуют требованиям нормативно-технической
При получении неудовлетворительных
результатов анализов хотя бы по одному
из органолептических и физико-
В первую очередь проводят отбор проб для микробиологических анализов. Отбор точечных проб творога в транспортной таре, включенных в выборку, производят щупом, опуская его до дна тары. Из каждой единицы транспортной тары с продукцией отбирают три точечные пробы: одну из центра, другие две – на расстоянии от 3 до 5 см от боковых стенок тары. С помощью шпателя отобранную массу продукта переносят в посуду и тщательно перемешивают, составляя объединенную пробу массой около 500 г. Продукт с наружной стороны щупа в объединенную пробу не включают. Из объединенной пробы выделяют пробу, предназначенную для анализа, массой около 100г.Для составления объединенной пробы творога в потребительской таре, включенных в выборку, отобранную продукцию освобождают от тары. Брикеты замороженного творога перед отбором проб оставляют при комнатной температуре до полного оттаивания. Творог переносят в посуду для составления объединенной пробы и тщательно перемешивают. Масса объединенной пробы творога в потребительской таре равна массе продукции, включенной в выборку. Пробы, направляемые в местную лабораторию завода, холодильника, базы, снабжают этикеткой с обозначением наименования продукции, предприятия-изготовителя, номера партии и даты выработки. [20]