Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 19:30, курсовая работа
Молоко — одни из важнейших продуктов питания человека. Особенно оно полезно для детей, беременных, кормящих женщин и людей пожилого возраста. Молоко и великое множество молочных продуктов вносят разнообразие в питание, улучшают вкус, повышают питательность нашей пищи и имеют огромное диетическое и целебное значение.
Что касается непосредственно ассортимента молока, эти товары должны содержать:
- вид и упаковка - это в первую очередь привлекает внимание покупателя: она не должна быть побитой, загрязненной и с дефектами.
- продукция должна иметь высокое качество, что достигается соответствующим качеством сырья, из которого произведен данный продукт.
Введение
Молоко — питательная жидкость, вырабатываемая молочными
железами самок млекопитающих. Естественное предназначение молока —
вскармливание детёнышей (в том числе у человека), которые ещё
не способны переваривать другую п
Молоко — многокомпонентная полидисперсн
Представляет собой слегка вязкую жидкость белого цвета с желтоватым оттенком, приятным, специфическим вкусом, слегка сладковатым.
Технический регламент определяет молоко как продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту.
Население крупных городов страны потребляет коровье молоко, обработанное на государственных молочных заводах.
Обработка молока на молочных заводах обеспечивает доброкачественность этого продукта для массового потребления.
1. Литературный обзор
1.1. Характеристика общих понятий в области ассортимента товаров
Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразие, аналогичные индивидуальные потребности.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы:
По месту нахождения:
1) торговый - перечень товаров, находящийся в торговой сети и в сфере обращения (ГОСТ 51303-99). В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций - изготовителей;
2) промышленный - ассортиментный
перечень товаров, выпускаемый определенной
отраслью промышленности или
отдельным промышленным
По широте охвата:
1) простой-ассортимент товаров,
представленный такими видами, которые
классифицируются не более чем
по трем признакам. Такой ассортимент
представлен небольшим
2) сложный - ассортимент
товаров, предоставленный такими
видами, которые классифицируются
более чем по трем признакам.
Данный ассортимент
3) марочный - набор товаров
одного вида, но разных торговых
марок. Такие товары могут
4) развернутый - набор товаров, который включает подгруппы, виды, разновидности, относящиеся к 1 группе, но различающиеся между собой индивидуальными признаками;
5) сопутствующие - набор
товаров, который выполняют
6) смешанный - набор товаров разных групп.
По степени удовлетворения потребностей:
1) рациональный - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники;
2) оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий
реальные потребности с
По характеру потребностей:
1) реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
2) прогнозируемый - набор товаров,
который должен будет
1.2. Классификация ассортимента товаров
Ассортимент классифицируется на:
Промышленный (
Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований.
Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований.
Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности.
Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований.
Марочный ассортимент — набор товаров одного вида марочных наименований. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.
Сопутствующий ассортимент — набор товаров, не относящийся к основным для данного торгового предприятия.
Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.
Рациональный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают наилучшее качество жизни.
1.3. Свойства и показатели ассортимента
Свойство ассортимента — особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.
Показатели ассортимента — это качественное выражение свойств ассортимента.
Ассортимент количественно характеризуется следующими основными показателями:
1.Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Показатель полноты может быть действительным и базовым.
Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.
2.Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Действительная широта (Шд ) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб ) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами.
Общая широта — совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.
Групповая широта — количество однородных групп товаров, выпускаемых и реализуемых организацией.
Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
3. Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, или их модификаций или товарных артикулов.
Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.
Базовая глубина (Глб) — количество торговых марок или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.
Коэффициент глубины (Кгл) — отношение действительной глубины кбазовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.
4. Устойчивость ассортимента — способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Коэффициент устойчивости (Ку) — это отношение количества видов, разновидностей, наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом, к общему количеству товаров тех же однородных групп.
5. Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Коэффициент новизны — это отношение количества новых товаров в общем перечне к общему количеству наименований товаров.
Обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка.
6. Ассортиментный перечень товаров минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
Ассортиментный перечень для торговых предприятий утверждается органами местного самоуправления и его несоблюдение считается нарушением правил торговли.
7. Структура ассортимента товаров — соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе (ГОСТ Р51303-99, п. 80).
Показатели структуры ассортимента применяются, если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров.
8. Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости.
9. Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации или использования.
Коэффициент гармоничности (Кгар) — определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров в той же организации.
Таблица 1 - Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Наименование и условные обозначения |
Расчет показателей | |
свойства |
показатели | |
Широта (Ш):
Действительная Базовая |
Действительный (Шд) Базовый (Шб) Коэффициент широты (Кш) |
Шд = д = ∑m Пд Шб = б = ∑m Пб Кш = Шд/Шб×100, %
|
Полнота (П):
Действительная Базовая |
Действительный (Пд) Базовый (Пб) Коэффициент широты (Кп) |
Пд = однородной группе товаров Пб = однородной группе товаров Кп = Кд/Кб×100, % |
Глубина (Гл) |
Действительный (Глд) Базовый (Глб) Коэффициент широты (Кгл) |
Глд = nд
Глб = nб Кп = Глд/Глб×100, % |
Устойчивость (У) |
Коэффициент широты (КУ) |
У = у
Ку = У/Шд×100, % |
Новизна (Обновление) (Н) |
Показатель новизны (Н): Степень обновления (Кн): |
Н = н Кн = н/Шд×100, % |
Структура (С) |
Относительный показатель структуры минимума (Ам) отдельных товаров (i): |
Ам = м Ci = Ai/Si |
Ассортиментный минимум (перечень) (Ам) |
Показатель ассортиментного минимума (Ам): |
Ам = м |
Рациональность (Р) |
Коэффициент рациональности (Кр): |
Кр=∑m/(Ку×ву+Кн×вн+Кг×вг)/3 |
Гармоничность (Гар) |
Коэффициент гармоничности (Кгар): |
Кгар = nгар/Шд |
Обозначения к таблице 1:
т — количество однородных групп товаров;
д — количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;
б — базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;
п — количество товаров разных наименований или торговых марок или их модификации определенного вида;
гар - количество товаров разных наименований или торговых марок, одинаковых с утвержденным перечнем и принятых за образец;
A,S — количество отдельного товара в натуральном выражении;
∑— суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном выражении;
м — минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации;
у — количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;
н — количество новых видов и наименований товаров;
вг, ву, вн — коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости и новизны.
1.4. Факторы формирования торгового ассортимента
Ассортимент товара любого оптового торгового предприятия можно условно разделить на три составляющие:
Ассортимент товаров розничного торгового предприятия тесно связан с его ассортиментным профилем. При формировании ассортимента розничного торгового предприятия необходимо учитывать вид и тип розничного предприятия.
В ассортименте товаров любого розничного предприятия выделяют следующие группы товаров: