Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование ассортимента мясных консервов, реализуемых в розничном торговом предприятии «Снежана».
Для достижения поставленной цели следует решить взаимосвязанные задачи:
- изучить состояние и перспективы развития рынка мясных консервов в России;
- ознакомиться с товароведной характеристикой объекта исследования;
- рассмотреть формирование ассортимента и маркетинговые исследования мясных
консервов
Введение …………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика ассортимента мясных консервов розничного
торгового предприятия ………………………………………………………... 5
1.1. Состояние и тенденции развития рынка мясных консервов в России …............. 5
1.2. Формирование ассортимента и маркетинговые исследования мясных
консервов …………………………………………………………………………… 7
1.2.1. Свойства и показатели ассортимента исследуемых товаров ………..………… 7
1.2.2. Формирование ассортимента мясных консервов………………………………. 9
1.2.3. Маркетинговое исследование мясных консервов……………………………… 11
1.3. Классификация ассортимента мясных консервов и его характеристика ……… 14
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………. 18
2.1. Краткая характеристика магазина «Снежана»…………………………………… 18
2.2. Анализ ассортимента мясных консервов в магазине «Снежана»……………… 20
2.3. Расчёт показателей ассортимента мясных консервов…………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы ……………………………………………….. 24
Приложения .................................................................................................................. 26
НОЧУ СПО «Техникум экономики и права МСПК»
Цикловая комиссия товароведных и управленческих дисциплин
Курсовая работа
(комплексная)
По профессиональному модулю 01
«Управление ассортиментом
Тема: «Исследование ассортимента мясных консервов в розничном торговом предприятии «Снежана»
Студентки 2 курса
По специальности: 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительский товаров»
Рустамовой Ангелины Саидхоновны
Работа допущена к защите
______________________________
Председатель цикловой комиссии
Дата проверки работы
«____»________20__г.
Люберцы
2013
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика ассортимента мясных консервов розничного
торгового предприятия ……………………
1.1. Состояние и тенденции развития рынка мясных консервов в России …............. 5
1.2. Формирование ассортимента и маркетинговые исследования мясных
консервов …………………………………………………………………………… 7
1.2.1. Свойства и показатели ассортимента исследуемых товаров ………..………… 7
1.2.2. Формирование ассортимента мясных консервов………………………………. 9
1.2.3. Маркетинговое исследование мясных консервов……………………………… 11
1.3. Классификация ассортимента мясных консервов и его характеристика ……… 14
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………. 18
2.1. Краткая характеристика магазина «Снежана»…………………………………… 18
2.2. Анализ ассортимента мясных консервов в магазине «Снежана»……………… 20
2.3. Расчёт показателей ассортимента мясных консервов…………………………… 21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………………….. 24
Приложения ..............................
Введение
Мясо и мясные продукты имеют высокую значимость в питании человека. Высокая пищевая ценность мяса животных обусловлена в первую очередь количеством и качеством белков, содержанием в нем крайне необходимых для нормальной жизнедеятельности человека жиров и входящих в их состав ненасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, макро- и микроэлементов, ряда витаминов и других пищевых веществ, обеспечивающих в совокупности его высокие вкусовые достоинства и усвояемость.
Снабжение населения мясными продуктами высокого качества - одна из главных и актуальных задач, стоящих перед перерабатывающей промышленностью. Большое значение имеют увеличение сроков хранения продукции, устранение потерь сырья на всех стадиях производства и реализации, необходимость широкого внедрения индустриальных и безотходных технологий переработки мяса и хранения готовых мясных продуктов.
Среди мясных продуктов питания особое место принадлежит мясным консервам, так как они доступны для любой категории покупателей, легко транспортируются, не требуют специального оборудования для реализации и могут длительное время сохраняться. Поэтому они пользуются большим и постоянным спросом у населения.
За последние годы ассортимент и объемы реализации мясных консервов в РФ значительно увеличились. На рынке мясных консервов, пользующихся у российского потребителя, а особенно у туристов и альпинистов, неизменным успехом являются свиная и говяжья тушенки, однако в настоящее время на продовольственном рынке представлены различные их виды и разновидности, и покупателю иногда трудно выбрать качественные мясные консервы из этого многообразия. Поэтому у производителя возникают соблазны подделать или увеличить объемы своей продукции путем разбавления мясных консервов водой, повышенным содержанием жира и соединительной ткани, нетрадиционным сырьем, соевыми текстуратами и т.п.
В связи с вышеизложенным тема данной курсовой работы является особенно актуальной.
Объектом исследования является ассортимент мясных консервов розничного торгового предприятия. Предметом – анализ ассортимента мясных консервов в магазине «Снежана».
Цель курсовой работы - исследование ассортимента мясных консервов, реализуемых в розничном торговом предприятии «Снежана».
Для достижения поставленной цели следует решить взаимосвязанные задачи:
- изучить состояние и перспективы развития рынка мясных консервов в России;
- ознакомиться с товароведной характеристикой объекта исследования;
- рассмотреть формирование ассортимента и маркетинговые исследования мясных
консервов;
- провести анализ ассортимента исследуемой группы товаров в магазине «Снежана» и рассчитать его показатели.
По структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь подглав и три параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Исследования проводились в магазине «Снежана» в марте 2013 года.
Глава 1. Общая характеристика ассортимента мясных консервов розничного
торгового предприятия
В октябре
2012 года Институтом Аграрного Маркетинга
(ИАМ) Российской Федерации было подготовлено
исследование российского рынка мясных
консервов, целью которого стало изучение
текущего состояния, а также перспектив
развития данного рынка с учетом всех
инвестиционных проектов.
За период с 2010 по 2012
гг. в целом по России рынок мясных консервов
имел разнонаправленные тенденции развития.
Так в 2011 г. наблюдался значительный рост
производства мясных консервов всех видов
по сравнению с 2004 г. (21,4 %), а в 2012 г. этот
показатель, напротив, снизился на 5,1 %.
В целом за период 2010-2012 гг. производство
мясных консервов выросло на 15,2 %. Если
оценивать динамику производства в различных
сегментах данного рынка в целом по России,
то наивысший темп роста за период 2010-2012
гг. был отмечен в сегменте паштетов, производство
тушеного мяса и мясорастительных консервов
увеличилось лишь на 6,1 %.
Десятку лидеров рейтинга
по объемам производства мясных консервов
возглавляют Калининградская и Московская
области. Доли этих регионов в общероссийском
выпуске продукции в 2012 г. составляли соответственно
22,6 % и 13,1 %.
Отдельно следует отметить
рынок детских мясных консервов, который
наряду с паштетной группой является наиболее
перспективным сегментом рынка мясных
консервов. За период с 2010 по 2012 гг. относительный
прирост производства составил 33,5 %. Положительная
динамика производства детских мясных
консервов отмечается во всех регионах,
занимающихся выпуском этой продукции
(Краснодарском крае, Московской и Новгородской
областях). Практически во всех сегментах
рынка мясных консервов в 2010-2012 гг. отмечался
процесс импортозамещения, в результате
которого доля импорта мясных консервов
всех видов в общероссийских ресурсах
в анализируемом периоде снизилась с 5,3
до 1 %. Исключением является сегмент детских
мясных консервов, в котором рост собственного
производства продукции сопровождается
увеличением импортных закупок. Так, если
в 2010 г. доля импорта в общероссийском
объеме ресурсов составляла порядка 12
%, то в 2012 г. – 26 %.
В настоящее время на
рынке мясных консервов наблюдается некоторая
стабилизация потребления. Отдельные
же сегменты данного рынка имеют разнонаправленные
тенденции в потреблении продукции. Наиболее
перспективными направлениями рынка мясных
консервов в ближайшей перспективе (по
прогнозам ИАМ) будут детские мясные консервы
и паштетная группа, в которых наметились
положительная динамика, как в спросе,
так и в предложении продукции.
Емкость рынка тушеного
мяса и мясорастительных консервов в целом
по России продолжает сокращаться. Крупнейшими
потребителями этой продукции остаются
Госрезерв, МЧС, Минобороны, МВД, ГУИН и
т.д., на долю которых приходится более
60% производимой в стране мясоконсервной
продукции. Доля населения, использующего
в своем рационе данную продукцию, не превышает
30 %. Причем традиционно основной спрос
на мясные консервы приходится на Северо-Западные
регионы и Дальний Восток.
В последние годы
рынок мясной консервированной продукции
практически не развивается. Благодаря
росту доходов населения мясные консервы
вытесняются с рынка более дорогостоящей
продукцией (колбасы, копчености, мясные
рулеты и др.) Также к причинам сокращения
потребительского рынка можно отнести
рост популярности широкого ассортимента
полуфабрикатов и моду на вегетарианство.
Но главной причиной снижения потребления
мясных консервов является значительное
ухудшение качества продукции.
Основным направлением
инвестиционных стратегий большинства
компаний отрасли является модернизация
и реконструкция уже имеющихся мощностей
(хотя отмечается некоторая инвестиционная
активность в строительстве новых производственных
линий и цехов по производству мясных
консервов), а также расширение ассортиментной
линейки продукции. Еще одной тенденцией
рынка мясной консервации (в основном
среди крупнейших представителей) является
развитие параллельных производств и
выпуск наряду с мясными консервами еще
и овощных и молочных консервов. Например,
предприятие ЗАО "Семяс" в Ростовской
области, специализирующееся на выпуске
мясных и мясорастительных консервов,
переориентировалось на изготовление
плодоовощной консервации. А вот и обратная
ситуация: с 2011 г. на ООО "Нижнекисляйский
МКК" в Воронежской области (выпускающий
в основном сгущенное молоко) был открыт
цех по производству овощных консервов,
а в зимний период цех занимается выпуском
мясных и мясорастительных консервов.
По прогнозам
экспертов ИАМ в ближайшей перспективе
производство и потребление мясных консервов
несколько снизятся, но незначительные
темпы снижения позволят говорить о стабилизации
положения в отрасли. Дальнейшее развитие
производителей мясных консервов заключается
в расширении ассортимента предлагаемой
продукции и в связанной диверсификации
производства.
1.2. Формирование ассортимента и маркетинговые исследования мясных консервов
1.2.1.Свойства и показатели ассортимента исследуемых товаров
Широта ассортимента - количество
видов, разновидностей и наименований
товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными
показателями - действительной и базовой
широтой, а также относительным показателем
- коэффициентом широты.
Действительная
широта (Шд) - фактическое количество видов,
разновидностей и наименований товаров,
имеющихся в наличии.
Базовая
широта (Шб) - широта, принятая за основу
для сравнения. В качестве базовой широты
может быть принято количество видов,
разновидностей, наименований товаров,
регламентируемое нормативными или техническими
документами, максимально возможное.
Полнота ассортимента - способность
набора товаров однородной группы удовлетворять
одинаковые потребности. Она характеризуется
количеством видов, разновидностей и наименований
товаров однородной группы. Показатели
полноты могут быть действительными и
базовыми.
Пд – количество видов продукции в магазине
Устойчивость ассортимента - способность
набора товаров удовлетворять спрос на
одни и те же товары. Особенностью таких
товаров является наличие устойчивого
спроса на них.
У – виды
товара, пользующиеся постоянным спросом
Новизна (обновление) ассортимента
- способность набора товаров удовлетворять
изменившиеся потребности за счет новых
товаров. Новизна характеризуется действительным
обновлением - количеством новых товаров
в общем перечне (Н) и степенью обновления
(Кн), которая выражается через отношение
количества новых товаров к общему количеству
наименований товаров.
Рациональность ассортимента – способность
набора товаров наиболее полно удовлетворять
реально обоснованные потребности разных
сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности – средневзвешенное
значение показателя рациональности с
учетом реальных значений показателей
широты, полноты, устойчивости и новизны,
помноженные на соответствующие коэффициенты
весомости.
1.2.2.Формирование