Исследование потребительской маркировки чая разных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать маркировку чая, в магазине «Пятерочка».
Задачи:
- изучить литературный материал по теме;
- Определить соответствие маркировки нормативным документам;
- провести социологические исследования по выявлению предпочтений в отношении маркировки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………4
Глава 1 Обзор литературы…………………………………………….5
1.1 Функции маркировки…………….………………………........5
1.2 Носители маркировки……………………………….………..7
1.3 Информационные знаки…….………………………………..10
1.4 Общие требования к маркировке…………………………...11
1.5 Требования к маркировке чая………………………………13
Глава 2 Экспериментальная часть…………….………………….….17
2.1 Проверка маркировки чая…………………………………..17
2.2 Сравнительный анализ маркировки чая.…………………..19
2.3 Оценка маркировки социологическим методом…………..21
Выводы и предложения………………………………………………..24
Список использованных источников…………………....…………….27

Файлы: 1 файл

Шапошникова - Курсовая работа.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Обязательные требования к торговой маркировке разных групп непродовольственных товаров неодинаковы. Для сложно-технических товаров обязательно совместное применение двух носителей торговой маркировки – товарных и кассовых чеков; для тканей, одежды и обуви эти носители являются взаимозаменяемыми.

 

1.3 Информационные знаки

 

Информационные знаки (ИЗ) — условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара.

Свойства: краткость, выразительность, наглядность, узнаваемость.

1. Товарные знаки и знаки обслуживания (далее — товарный знак, ТЗ) —  обозначения, способные отличать  соответственно товары и услуги  одних юридических лиц от однородных товаров и услуг (далее — товары) других юридических или физических лиц.

Например, марочный знак шоколадных батончиков — Спикерс, Марс, Баунти и пр. — имеет словесную форму, причем идентифицирующие функции выполняют и цветовая гамма, и графическое исполнение надписи. Цифровые марочные знаки распространены в России для ординарных вин (портвейн 33, портвейн 777 и др.), чая (№ 36, № 72 и

  1. Престижные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на выставках. Вино.

3. Знаки соответствия указывают, что данная продукция, процесс  или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

4. Штриховой код применяется  для автоматической идентификации и учета информации.

5. Компонентные знаки – применяются для информирования о применяемых пищевых добавках или иных компонентах. Знак «Е (цифры)».

6. Размерные знаки – применяются для обозначения конкретной величины, определяющей количественную характеристику товара. Так, знак «е» указывает массу – нетто; «V» - объем.

7. Эксплуатационные знаки – необходимы для информирования потребителя о правилах эксплуатации, ухода за изделиями, правилах монтажа оборудования.

8.  Манипуляционные знаки – информации о способах обращения с товарами; обращение с грузом.

9.  Предупредительные знаки – для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров.

10.  Экологические знаки – необходимы для информирования о степени экологической чистоты товаров или экологически безопасных способах их использования, эксплуатации или утилизации.

 

1.4 Общие требования к маркировке пищевых продуктов

Маркировка - это нанесение условных знаков, букв, цифр, надписей на объект, чтобы отличать его от других объектов или сообщить об особых его свойствах

В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 маркировка должна содержать следующую информацию о товаре:

  • адрес (место нахождения);
  • фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;
  • наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждении соответствия товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров
  • сведения о составе (в том числе наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, а также компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте превышает 0,9 %)
  • о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;
  • срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

Идентифицирующая функция — доведение до потребителей, продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары — установить их соответствие действующим законам, ГОСТ, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.

Эмоциональная и мотивационная функции - воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки. В современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж.[4].

 

1.5 Требования к маркировки чая

 

Общие требования к маркировке пищевых товаров детализированы в ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

Маркировка должна обеспечиваться поставщиком товара, который несет ответственность за качество ее выполнения и достоверность приводимой в ней информации. Состав и содержание маркировки товаров должны быть достаточными для обеспечения безопасного обращения с ними.

Если для безопасного использования товара необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан довести их до потребителей. Требования к содержанию и способам предоставления такой информации установлены соответствующими законами, иными правовыми актами.

Информация рекламного характера в составе маркировки должна соответствовать законодательству Российской Федерации о рекламе.

Требуемую для маркировки информацию получают из источников, компетентных в этих вопросах или в результате необходимых самостоятельных исследований.

Текст информации для потребителя наносят на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации и на иностранных языках.

Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду.

Согласно ГОСТ Р 51074-2003 информация о чайной продукции маркировка должна содержать следующие сведения:

1. Информация для приобретателя и потребителя наносится непосредственно  на  потребительскую  упаковку  любым  способом.  
           2. Маркировка чая и чайной продукции должна содержать следующую  информацию: 
1) наименование  продукта;  
2) состав  продукта (для  чайной  продукции);  
3) наименование и адрес изготовителя, а также адрес, по которому приобретатели и потребители могут направлять претензии (если он отличается от адреса изготовителя). Для продукции, произведенной вне Российской Федерации, дополнительно должны быть указаны наименование и адрес организации на территории Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от приобретателей и  потребителей. 
4)  дата  упаковывания (месяц  и  год); 
5)  масса  нетто  (или  объем  для  жидкой  чайной  продукции); 

6)  сведения  о  подтверждении  соответствия;  
7)  знак  обращения  на  рынке;  
8)  условия  хранения; 
9)  срок  годности  или  дата  окончания  срока  годности;  
10)  количество   упаковочных  единиц  и  массу  нетто  упаковочных единиц  (при  наличии);  
11)  способ  приготовления  (за  исключением  холодного  чая). 

3. Допускается нанесение  другой информации, идентифицирующей  и (или) характеризующей продукт  и (или) его свойства, а также информации рекламного характера, не вводящей в заблуждение приобретателей  и  потребителей.  
           4. Наименование чая растворимого, чая растворимого с добавками, чайного напитка растворимого, концентрата чая жидкого, концентрата чая жидкого с добавками, концентрата чайного напитка жидкого должно включать информацию, позволяющую приобретателю однозначно отличить данные виды чайной продукции от чая и других видов чайной продукции по способу приготовления.  
          5. Наименование чая с добавками, чая растворимого с добавками, концентрата чая жидкого с добавками должно содержать обобщающее или конкретное название вкусовых добавок, либо прямое указание на наличие вкусовых добавок с указанием их вкуса, либо прямое указание на вид продукции в соответствии с требованиями, установленными  настоящим  Федеральным  законом. 
         6. Наименование чайного напитка, чайного напитка растворимого, 
концентрата чайного напитка жидкого должно включать название (общее или конкретное) или производное от названия растительного сырья, из которого изготовлен данный продукт, и информацию о наличии других вкусовых добавок (при наличии), либо содержать прямое указание на вид продукции в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Допускается употребление слова "чай" в наименовании чайного напитка, употребление термина "чайный  напиток"  не  является  обязательным. 

7. Наименование холодного  чая должно содержать термин "холодный  чай". При использовании в качестве  основы для изготовления холодного чая чайного листа наименование должно содержать информацию о степени ферментации чайного листа в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона. При использовании в качестве основы для изготовления холодного чая растительного сырья наименование должно включать название (общее или конкретное) или производное от названия растительного сырья. Наименование должно содержать информацию о наличии других вкусовых  добавок  (при  их  наличии). 

8. На потребительскую  упаковку напитка чайного, содержащего  части лекарственных растений, входящих в реестр зарегистрированных лекарственных средств, в общем количестве, превышающем 25 процентов по массе, наносится предупредительная надпись о наличии в составе  чайного  напитка  лекарственных  растений. 

9. Наименование чая, чая с добавками, чая растворимого, чая растворимого с добавками, концентрата чая жидкого, концентрата чая жидкого с добавками должно содержать информацию о степени ферментативного окисления чайного листа, использованного при производстве продукта, в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего  Федерального  закона. 

10. Если вкусовая добавка, входящая в состав чайного  продукта, состоит из двух или более компонентов, то допускается ее включение в перечень компонентов под собственным названием с указанием ее типа: натуральная, идентичная натуральной, искусственная. В этом случае указание перечня компонентов, из которых состоит такая вкусовая  добавка,  не  является  обязательным. 

11. Текст информации  для приобретателя и потребителя  в соответствии с частями 2 - 9 настоящей статьи наносится на русском языке и может быть дополнен информацией на других языках. Допускается нанесение информации о способе приготовления с помощью условных обозначений и рисунков.[1].

 

 

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

2.1. ПРОВЕРКА МАРКИРОВКИ ЧАЯ

 

Проверка маркировки чая была проведена на 4 образцах, следующих марок:

  1. «Принцесса Канди. Медиум»                      2. «Акбар»

 

                                          

 

3. «Майский. Корона Российской Империи»       4. «Беседа»

                                               

 

которые участвовали в экспертном методе, для того, чтобы определить соответствие данных маркировки требованиям нормативного документа – ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

Результаты показаны в таблице:

 

 

Маркировочные данные по ГОСТ Р 51074-2003

Данные маркировки исследуемых товаров

Наименование продукта

Цейлонский черный чай байховый листовой ломаный «Принцесса Канди. Медиум»

Чай черный «Акбар» Высший сорт.

Цейлонский крупнолистовой чай «Майский. Корона Российской Империи», Высший сорт

Черный байховый листовой «Беседа»

Первый сорт

Наименование, местонахождение (адрес) изготовителя

Под контролем ООО «Орими Трейд», Россия, 194044,Санкт-Петербург,ул. Тобольская,3. Изготовлено и упаковано ООО«НЕП»Россия,188682, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос.им.Свердлова, мкр.1,15/4

Изготовитель: ООО «Яковлевская чаерасвесочная фабрика», 142152, Россия, Московская область, Подольский район, Яковлево, ул. Шоссейная, д. 1

Изготовитель: компания «Май»,147790, Россия, г. Фрязино Московская обл., ул. Озерная, д. 1 А.

ООО «Юнилевер Русь» (Россия, г. Москва)

Товарный знак изготовителя (при наличии)

Присутствует

Присутствует

Присутствует

Присутствует

Масса нетто, объем

250гр

250гр

250гр

250гр

Состав продукта

Не указано

Чай черный байховый цейлонский, крупнолистовой.

Чай черный крупнолистовой

чай черный байховый.

Пищевая ценность

Не указано

Не указано

Не указано

Не указано

Условия хранения

Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении без посторонних запахов с ОВВ не выше 70%

Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении без посторонних запахов с ОВВ не выше 70%

Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении без посторонних запахов с ОВВ не выше 70%

Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении без посторонних запахов с ОВВ не выше 70%

Сроки годности

36 месяцев

36 месяцев

Указана дата производства и дата окончания срока хранения

24 месяца

Обозначение нормативного или технического документа

ТУ 9191-001-39420178-97

ТУ 9191-001-39420178-97.

ТУ 9191-001-39420178-97

ТУ 9191-001-18359701-2001

Информация о подтверждении соответствия

знака соответствия техническому регламенту

знака соответствия техническому регламенту

знака соответствия техническому регламенту

знака соответствия техническому регламенту

Информация о работе Исследование потребительской маркировки чая разных товаропроизводителей