Источники информации о конъюнктуре мировых товарных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:11, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение источников информации о конъюнктуре мирового товарного рынка, а также исследование проблем использования источников информации. Исходя из цели, передо мною ставится следующий ряд задач: дать определения основным понятиям, определить какие показатели конъюнктуры существуют, исследовать источники информации о конъюнктуре, рассмотрев их классификацию и, естественно, уделить особое внимание методам исследования источников и их недостаткам (проблемам) использования.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы ..................................................................5
1.1. Понятие конъюнктуры мирового рынка..........................................5
1.2. Показатели конъюнктуры..................................................................8
Глава 2. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка...............13
2.1. Источники информации о конъюнктуре и их классификация.....13
2.2. Анализ источников информации....................................................15
2.3. Проблемы использования источников информации....................19
Заключение.........................................................................................................21
Список использованной литературы...............................................................23

Файлы: 1 файл

Реферат по МЭО.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Финансовый  университет)

 

                

Кафедра

«Мировая экономика и международный бизнес»

 

Реферат на тему:

 


«Источники информации о конъюнктуре мировых товарных рынков»

 


 

 

Выполнила:

Студентка группы Н2-7

Горькавцева Алина Алексеевна

 

Проверил:

Кандидат экономических наук, доцент

Романов Сергей Михайлович

 

 

Москва – 2014


Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы ..................................................................5

1.1. Понятие конъюнктуры мирового рынка..........................................5

1.2. Показатели конъюнктуры..................................................................8

Глава 2. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка...............13

2.1. Источники информации о конъюнктуре и их классификация.....13

2.2. Анализ источников информации....................................................15

2.3. Проблемы использования  источников информации....................19

Заключение.........................................................................................................21

Список использованной литературы...............................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное развитие мирохозяйственных связей характеризуется усилением процессов глобализации и интернационализации хозяйственной жизни. Либерализация мировой торговли, научно-технический прогресс, разделение труда и другие факторы значительно изменили мирохозяйственные отношения. Также возросла степень открытости национальных воспроизводственных процессов на мировом уровне. 
 В современном мире, а именно на этапе мирового развития, проявляется все более весомая зависимость конкурентоспособности национальных экономик от конъюнктуры мировых товарных рынков. В связи с этим, на сегодняшний день является актуальным вопрос о конъюнктуре мирового рынка и методах исследования конъюнктуры. 
 Общие вопросы структуры, динамики и особенностей развития современного мирового рынка отражены в исследованиях, посвященных общим проблемам мировой экономики и международным экономическим отношениям. Одни источники информации являются базовыми и изложены в ранее написанных статьях и научных изданиях, но так как данная проблема актуальна, то существует огромный объем научных статей, статистических показателей и т.д., созданных за предыдущий год. Проблемы исследования конъюнктуры мировых товарных рынков в последние годы находят все большее освещение в трудах отечественных и зарубежных авторов, таких как: Ф. М. Левшина, А. С. Бугрова и др., которые рассматривали теоретические, методологические и коммерческие основы анализа и прогнозирования рыночной конъюнктуры международных экономических отношений, рассматривали источники информации о конъюнктурах, проблемы их использования и закономерности формирования цен на мировых товарных рынках.  
 Целью моей работы является рассмотрение источников информации о конъюнктуре мирового товарного рынка, а также исследование проблем использования источников информации. Исходя из цели, передо мною ставится следующий ряд задач: дать определения основным понятиям, определить какие показатели конъюнктуры существуют, исследовать источники информации о конъюнктуре, рассмотрев их классификацию и, естественно, уделить особое внимание методам исследования источников и их недостаткам (проблемам) использования.  
 При написании данной работы я использовала научную литературу, словари, статьи из периодических изданий . Весь список использованной литературы представлен в конце данной работы. 
 Реферат содержит в себе две главы, каждая из которых разделена на определенные параграфы. Каждый параграф раскрывает сущность поставленных передо мною задач, которые я указала выше. 

Глава 1. Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы

1.1. Понятие конъюнктуры мирового рынка

Мировой рынок - это составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда1.   
  Как и любое другое понятие,  мировой рынок имеет определенные характеристики. Одной из основных характеристик является конъюнктура. Само понятие прочно вошло в ходовую лексику экономистов всего мира, но все же имеет несколько толкований. Если говорить о понятии конъюнктуры в широком смысле, то под данным понятием понимается конкретное состояние или ситуация на данном рынке в определенных временных, географических или иных рамках, которое складывается под воздействием совокупности целого ряда факторов. Я считаю, что наиболее правильнее будет говорить о понятии, как о конкретной по времени и месту оценки текущего, либо достаточно кратковременного ( от нескольких дней до полутора лет ) состояния процесса общественного производства, которое применительно к мировой экономике в целом или отдельно взятой стране. Эту оценку необходимо брать и рассматривать через призму сугубо рыночных отношений и внешних проявлений, факторов, которые не затрагивают  по существу глубинные, основополагающие и причинно-следственные связи сферы обращения с производством и потреблением. В данном случае именно сфера обращения является главным объектом исследования, а общие оценки состояния конъюктуры происходят через рассмотрение и сопоставление трех основных категорий рыночного механизма: спроса - предложения - цены. Эти категории всегда находятся и будут находиться в сложных, а так же часто противоречивых взаимоотношениях, прямых и обратных связях, которые быстро изменяются под факторами формирования конъюнктуры как постоянного, так и временного случайного характера. При этом цена представляет собой интегральный показатель конъюнктуры и рассматривается как функция текущего соотношения спроса и предложения на рынке2. 
  Следуя из вышесказанного, можно сказать, что для конъюнктуры характерны крайне высокая неустойчивость и динамичность, что уже само по себе предопределяет реальную возможность фиксации того или иного более или менее устойчивого ее состояния лишь на весьма ограниченном, очень коротком отрезке времени, а целесообразность разработки прогноза - исключительно на краткосрочную перспективу, как правило, не превышающую одного - полутора лет.  
  Как свидетельствует практика, на этом относительно коротком интервале времени состояние конъюнктуры неоднократно может меняться самым кардинальным образом, не говоря о более продолжительном периоде времени. С помощью соотношения спроса-предложения и цены, их динамики можно дать практическую оценку текущего состояния конъюнктуры в терминах "высокая" или "благоприятная", когда спрос превышает предложение и цены имеют тенденцию к повышению (в этом случае говорят "рынок продавца"); или, наоборот, когда "низкая" и "неблагоприятная", т.е. когда предложение превышает спрос и соответственно цени идут на спад (в этом случае говорят "рынок покупателя"). 
  Со стороны экономической теории и практики важной проблемой является всестороннее исследование конъюнктуры рынка, в процессе которого на разных уровнях различают:

    • общеэкономическую конъюнктуру ( положение в мировом хозяйстве, регионе (группе стран), экономике стран);
    • конъюнктуру отдельных сегментов рынка;
    • отраслевую конъюнктуру;
    • конъюнктуру рынков отдельных товаров3.

Что касается уровней исследования, то обычно выделяют два основных: общехозяйственный и товарно-рыночный. Общехозяйственная конъюнктура предполагает исследование самого общего состояния мирового хозяйства в целом либо в отдельно взятом регионе или стране. На этом общем фоне уже исследуется конъюнктура применительно к конкретному товарному рынку с учетом его специфики и места соответствующей отрасли в современной системе мирохозяйственных связей. Если посмотреть на практику, то между собой эти уровни взаимосвязаны, что должно учитываться при исследовании (для того, чтобы исследовать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для ее исследования необходимо знать общеэкономическую конъюнктуру и т.д.). Между явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, несомненно существует как связь, так и взаимосвязь. Например, ухудшение конъюнктуры на мировом рынке в 2005г. и  в 2006г. вызвало снижение цен на сырье, в том числе и на кокс. В конце 2004г. цена на тонны кокса превышала 7,5 тыс. руб., а в середине 2005г. достигла минимального уровня в 3,65 тыс.руб. В 2006г. цены на кокс варьировались в пределах 3,4-3,7 тыс.руб. С октября 2006г. ситуация на рынке кокса начала улучшаться и в 2007г. ожидался рост внутреннего спроса на кокс в России за счет увеличения производства стали4. 
  Развитие конъюнктуры различных товарных рынков характеризуется исключительной неравномерностью и даже противоречивостью движения ее показателей. Очень часто одни и те же показатели, например, динамика производства или цены, в одно и то же время, но на разных рынках свидетельствует о наличии противоположных тенденций - роста или сокращения5. 
  Такие значительные расхождения в направлении или темпах развития конъюнктуры требуют тщательного анализа и учета особенности производства и сбыта того товара, конъюнктура рынка которого изучается. Перенос тенденций или темпов развития общехозяйственной конъюнктуры (или конъюнктуры смежных рынков) на конъюнктуру конкретного товарного рынка без учета этих особенностей может привести к грубым ошибкам при оценке положения на рынке. Это положение на многих рынках характеризуется отсутствием стабильности, а так же резкими конъюнктурными колебаниями. Её нет вне движения и изменений.

1.2. Показатели конъюнктуры

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием совокупности так называемых конъюнктурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др.). 
Эти факторы подразделяются:

    • на постоянные и переменные;
    • циклические и нециклические;
    • стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;
    • на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные6.

В основе конъюнктурных колебаний в значительной степени лежит циклический характер развития экономики. При этом действуют как длинные циклы («волны») конъюнктуры, основу которых составляют крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25-30 лет) «волны» конъюнктуры, пока не будут исчерпаны основные новые научно-технические преимущества данного продукта. 
Цикличность хорошо видна на примере конъюнктуры мирового рынка машин и оборудования. В мировой промышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновлением оборудования. Существуют также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования (автомобили, холодильники и т. д.). При этом проявляются основные закономерности так называемого цикла жизни продукта. 
  Реальная же практика изменения конъюнктуры более динамична, чем цикличность экономического развития. Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы. 
К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести: 
регулирование конъюнктуры крупнейшими монополистическими объединениями, транснациональными корпорациями; государственное регулирование экономики; симбиоз первых двух факторов — государственно-монополистическое регулирование (когда регулирующее воздействие является результатом объединения мощи монополий); политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка7. 
  Однако в ряде случаев можно говорить о том, что есть постоянно действующие факторы, которые традиционно определяют как нециклические, но по существу они имеют свою собственную цикличность. Так, например, на многие аспекты изменения конъюнктуры промышленной продукции оказывает воздействие развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) отдельных стран (это влияет прежде всего на конъюнктуру рынков вооружений)8. 
  Наряду с этим постоянно действующим нециклическим фактором находится научно-технический прогресс. Однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений и в их воздействии на жизнь общества в целом есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области научно-технического развития. Это неизбежно порождает соответствующую «большую волну» в развитии производства и, естественно, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру рынка. По существу, циклическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.). 
  Иную роль играют непостоянно действующие временные и случайные факторы. Выражением  социальных конфликтов, оказывающих влияние на течение конъюнктуры, являются забастовки. Сокращение  производства в период забастовки может вызвать нехватку отдельных товаров на рынках. А в случаях забастовок в ключевых  отраслях их влияние сказывается и на состоянии общехозяйственной конъюнктуры. К политическим кризисам относятся внутриполитические и внешнеполитические конфликты, которые могут вызывать приостановку хозяйственной жизни. Они  отрицательно сказываются на состоянии конъюнктуры рынков. К стихийным бедствиям относятся погодные изменения, определяющие сбор сельскохозяйственной продукции (в т. ч. засухи, заморозки, ураганы, наводнения), а также землетрясения. Такие факторы приводят, как правило, к росту спроса  и цен на эти товары на соответствующих рынках, а их последствие могут сказываться на состоянии конъюнктуры в течение нескольких лет9. Эти факторы, которые лишь условно можно отнести к категории случайных, в каждом конкретном случае носят конкретный, как правило, кратковременный характер.  
  Особенно важную роль факторы временного и случайного характера играют в процессе формирования конъюнктуры и цен мировых товарных рынков, создавая в отдельные периоды их высокую неопределенность. Например, факторы политического и военного характера чрезвычайно серьезно отражаются на мировой конъюнктуре рынков нефти, материалов стратегического значения, военной техники и вооружений; факторы климатические — неожиданные заморозки, обильные осадки или, наоборот, затяжная засуха — незамедлительно сказываются на ситуации на рынке сельскохозяйственных товаров, в частности тропических (какао-бобов, кофе, сахара и др.); массовые эпидемии скота, как это имело место в Великобритании и других западноевропейских странах в начале текущего века,— на мировом рынке мяса и т.п.10 При разработке прогнозов конъюнктуры мирового рынка обычно выделяются и анализируются прежде всего те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры — «конъюнктурообразующие симптомы»11. В целом количество и сила действия тех или иных факторов, которые образуют конъюнктуру рынка, постоянно меняются в зависимости от особенностей того или иного рынка. Часто один и тот же фактор может по-разному влиять на различные секторы рынка. 
  Подводя итоги, я могу сказать, что конъюнктура - это совокупность экономических условий и факторов, формирующих в отдельный период времени рыночную ситуацию, т.е. состояние спроса, предложения и цены, а так же можно добавить, что конъюнктура - это объект активного вмешательства экономических субъектов.

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка 
2.1. Источники информации о конъюнктуре и их классификация

Для создания методической базы для разработки соответствующих прогнозов конъюнктуры мирового товарного рынка рассматривается учет, оценка и формирование основных тенденций мирового рынка. К сожалению, как показывает опыт на сегодняшний день, вышеперечисленных факторов недостаточно для эффективного практического решения конечной задачи - получения надежного, а так же доказательного внешнеэкономического прогноза. Сама суть проблемы заключается в том, что указанные факторы в целом несут в себе обобщенный политэкономический, но сугубо качественный характер и, как правило, их крайне трудно оценить в количественном отображении, что в свою очередь не дает возможности иметь строго аргументированное суждение об их реальной значимости и влиянии на прогнозируемый параметр.  
 Важнейшим этапов в изучении конъюнктуры рынка является сбор необходимой информации. Ее можно вычерпать из официальных изданий, статистических и аналитических обзорах, коммерческих публикациях, рекламных изданиях, научных статьях и т.д. Полезной и результативной является информация, добытая во время прямого опроса, анкетирования и применения других приемов, которые широко применяются на практике маркетинговой оси. Информация может существовать в виде текстов, рисунков, чертежей. Не существует единого источника информации, который бы содержал сразу все сведения обо всех изучаемых процессах. При исследовании необходимо использовать различные виды информации, полученные из разных источников, - статистических, массовых, информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, правовых, справочно-энциклопедических, социологических. Вместе с тем, в распоряжении исследователя на сегодняшний день существует множественная представительная статистическая база, характеризующая состояние и тенденции развития мирового рынка в страновом, региональном и товарном аспектах, регулярно публикующаяся в периодических изданиях специализированной международной прессы.  
 Вся статистическая информация, "добытая" из первоисточников, а именно статистические показатели, чаще всего лишь косвенно характеризуют названные факторы формирования мирового рынка. Как правило, данная информация может быть надежной основой для разработки соответствующих прогнозов на строго количественной основе12. 
 Вся структура информационно-статистической базы для целей прогнозирования мирового рынка включается две большие группы экономических показателей:

    1. показатели общехозяйственные, или макроэкономические, характеризующие состояние экономики мира либо отдельных регионов и стран в целом;
    2. показатели товарно-рыночные, или микроэкономические, целенаправленно характеризующие состояние и специфику развития отдельных товарных рынков13.

Информация о работе Источники информации о конъюнктуре мировых товарных рынков