Источники информации о конъюнктуре мировых товарных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:11, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение источников информации о конъюнктуре мирового товарного рынка, а также исследование проблем использования источников информации. Исходя из цели, передо мною ставится следующий ряд задач: дать определения основным понятиям, определить какие показатели конъюнктуры существуют, исследовать источники информации о конъюнктуре, рассмотрев их классификацию и, естественно, уделить особое внимание методам исследования источников и их недостаткам (проблемам) использования.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы ..................................................................5
1.1. Понятие конъюнктуры мирового рынка..........................................5
1.2. Показатели конъюнктуры..................................................................8
Глава 2. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка...............13
2.1. Источники информации о конъюнктуре и их классификация.....13
2.2. Анализ источников информации....................................................15
2.3. Проблемы использования источников информации....................19
Заключение.........................................................................................................21
Список использованной литературы...............................................................23

Файлы: 1 файл

Реферат по МЭО.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

И в одной, и в другой группе выделяются по три идентичные подгруппы показателей, характеризующие сферы материального производства и потребления, международной торговли и валютно-финансовой сферы. Однако, в наименовании всех показателей второй группы, т.е. товарно-рыночных, будет обязательно присутствовать название того или иного товарного рынка, который и выбран в качестве объекта прогнозирования. 
В соответствии с данной структурой информационной базы прогнозы мирового рынка в целом и его важнейших параметров, например, мировых цен, спроса, предложения, объемов экспорта и импорта, уровня капиталовложений и других, могут строиться по единой методологической модели:

 
 
 


 

Совершенно очевидно, что экономическое содержание и соотношение общехозяйственных и товарно-рыночных показателей в структуре прогнозной модели будут строго индивидуальными для каждого конкретного объекта прогнозирования, например, товарного рынка, отражая его природную сущность, и то место, которое он занимает в общей системе мирохозяйственных связей. Чем крупнее и важнее занимаемое этим рынком место, тем более весомыми в структуре его прогнозной модели будут показатели, характеризующие именно общехозяйственное состояние экономики в целом и соответственно наоборот.

2.2. Анализ  источников информации

Как я уже говорила, в качестве источника данных для конъюнктурного анализа используются данные статистики производства, товарооборота и товарных запасов, финансов, социально-демографической статистики и других источников. В анализе торговой конъюнктуры систематически проводятся исследования деловой активности торговли и делаются оценки изменения экономической ситуации в торговых организациях. Большую роль в сборе специфической конъюнктурной информации играют сети торговых корреспондентов во время проведения   
сбора информации на выставках-продажах и ярмарках. Источниками для конъюнктурной информации служат справки об конъюнктурной обстановке, предоставляемые торговцами, товароведами и административными работниками предприятия. После этого в вышестоящие звенья управления поступает так называемая сигнальная информация от подчиненных подразделений и предприятий. Еще проводят тенденциальные опросы специалистов, в состав которых входят руководители и специалисты торговых фирм и предприятий, маркетинговых служб, которые в специальной анкете спрашивают о положении и перспективах на рынке. Опрошенные лица представляют конъюнктурные справки, где содержатся ответы на поставленные вопросы. Справки сводятся, статистически обрабатываются и анализируются. 
 Таким образом, для изучения конъюнктуры широко применяются методы опроса ( интервьюирования, анкетирования) на ряду с государственной и внутрифирменной отчетностью. Если же необходимо получить непосредственную информацию, то принято использовать Дельфи- метод, метод "мозгового штурма", метод синектики и др14. 
 Рассмотрим несколько источников информации и дадим им краткий анализ. Сущность Дельфи-метода (от античного города Дельфы, известного своим оракулом) заключается в следующем. Исходной предпосылкой этого метода является гипотеза, что соответствующим образом обработанное коллективное мнение экспертов, обобщающее их индивидуальные оценки, обладает необходимой степенью надежности и достоверности. Надежность полученных оценок в значительной степени зависит от правильного выбора экспертов, от их квалификации, эрудиции, информированности в изучаемых вопросах. Их знания предмета и их аналитические способности проверяются путем тестирования. Точность результата зависит от статистической обработки результатов исследования. Разрабатывается комплекс задач, выдвигаемых перед экспертами (проект дерева целей). Используются методы логического обоснования, строятся гипотезы относительно результатов исследования. На этой основе разрабатывается анкета. На перовом этапе формируется представительная группа экспертов. Численность ее должна быть оптимальной. Слишком большой размер группы затруднит обработку данных, может усилить степень разброса мнений в ответах, повысит стоимость исследования. Излишне малое число экспертов увеличивает влияние индивидуальных оценок и повышает вероятность случайных ошибок. Опрос экспертов является анонимным; каждый эксперт не знает, кто еще привлечен к этой работе, и не ознакомлен с содержанием остальных анкет. Составляется ранжированное распределение ответов по атрибутивным или количественным признакам. Исчисляются статистические характеристики ответов: средние величины, показатели колеблемости, медиана и квартили. Медиана рассматривается как групповое мнение экспертов, а межквартильное расстояние является показателем согласованности мнений экспертов. После выявления преобладающих суждений экспертов проводится работа по сближению их точек зрения. На третьем этапе всех экспертов, оценки которых находятся в границах межквартильного расстояния, знакомят с обоснованиями причин расхождений мнений тех экспертов, оценки которых вышли за пределы межвкартильного расстояния. Каждому эксперту, оставшемуся в группе, предоставляется право изменить свою оценку. После этого вся процедура повторяется заново, в случае необходимости несколько раз, пока оценки не сблизятся настолько, что средняя из них сможет считаться достаточно надежной, а показатели разброса мнений (их вариация) не снизятся до минимума. Перед очередным туром в анкету могут быть внесены некоторые изменения с учетом ответов отдельных специалистов. На практике часто эту процедуру проводят упрощенно и в случае малого разброса мнений ограничиваются одним туром анкетирования. Показатель степени надежности эксперта исчисляется по формуле:


 

 

Метод «мозгового штурма» считается более оперативным и достаточно надежным для конъюнктурных оценок. В данном случае также отбирается группа квалифицированных специалистов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все присутствующие разделяются на две группы: первая концентрирует или генерирует идеи и оценки; вторая – их анализирует. Поощряется свободный обмен мнениями, при этом запрещается высказывать любые критические замечания относительно ценности идеи или характеристики. Руководитель должен быть беспристрастным и направлять дискуссию в нужное русло. Чем больше вариантов, тем выше вероятность появления действительно ценной идеи или надежной характеристики и прогноза, с которой согласятся большинство участников.  Иногда практикуется метод синектики (соединения различных и заведомо не соответствующих друг другу элементов). Собираются специалисты из разных сфер деятельности. Каждый из участников воспринимает совещание как состязание и вносит задуманную заранее идею или характеристику. Принимается наиболее реальная идея, получившая поддержку большинства. 
 В оперативном анализе рыночной ситуации практикуются конъюнктурные совещания, представляющие собой упрощенный вариант «мозгового штурма». Участники конъюнктурного совещания под руководством главы предприятия (или главы маркетинговой службы) вырабатывают согласованные оценки состояния и развития рынка.

2.3. Проблемы использования  источников информации

Не существует в мире ничего идеального, так и с методами исследования конъюнктуры мирового товарного рынка. У каждого из методов есть как достоинства, так и недостатки. Достоинства я указала выше, поэтому в данном параграфе хочу рассмотреть недостатки использования источников информации. 
 Метод Дельфи, как попытка предвосхитить будущее путем коллективной процедуры, имеет ряд недостатков. Это сомнения в достоверности результатов, полученных путем прямолинейного агрегирования индивидуальных мнений, в качестве выборки группы экспертов, представляющей научное сообщество, а также размытость целей и результатов, высокая вероятность выработки детерминистского и пассивного взгляда на будущее и прямое некритичное копирование зарубежного опыта. На более низком уровне агрегирования - региональном, отраслевом или проблемном - в ряде стран, например в Германии, проводится изучение перспективных приоритетов по методу Мини-Дельфи. Так, хотя метод Дельфи очень популярен, его влияние на реальную структуру приоритетов в большинстве развитых стран следует все же считать ограниченным. Во многих странах этот и другие методы выявления приоритетов часто попадают “на бесплодную почву”, то есть либо не обеспечены механизмами реализации, либо уступают место другим приоритетам, выбранным в соответствии с политическими или какими-либо лоббистскими интересами. 
 Метод "мозгового штурма", как и Дельфи-метод, имеет определенные, свойственные ему недостатки, которые заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи. Он также неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений. Применение метода коллективного поиска оригинальных идей требует сравнительно высокого мастерства руководителя, способностей к импровизации, чувства юмора. В процессе его применения также не всегда удается преодолеть инерцию мышления, так как иногда создается иллюзия некоторого наиболее вероятного средства, приема, подхода решения творческой задачи. Логика мышления группы устремляется чаще всего именно в этом направлении, но этот наиболее очевидный для решающих задачу подход и является чаще всего ложным. 
 Ну и нельзя выпустить из вида метод синектики. К недостаткам и ограничениям можно отнести следующее: метод синектики не позволяет решать слишком специальные задачи, а дает возможность лишь отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения; применение метода синектики требует высокого мастерства руководителя творческой группы. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мировой рынок является логическим отражением всей политической и социально-экономической ситуации в мире, дальнейшего развития научно-технического прогресса, положения в области валютно-финансовых и кредитных отношений, состояния окружающей среды и др. Но на сегодняшний день на мировом рынке выявляют неоднозначную равнодействующую всех многочисленных и часто противоречивых факторов его формирования как постоянно действующих, так и временных. Для того, чтобы как-то охарактеризовать ситуацию на мировом рынке, исследователи занимаются изучением конъюнктуры рынка. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние на данном рынке, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда конъюнктурообразующих факторов. В целом количество и сила тех или иных факторов постоянно меняются в зависимости от конкретных особенностей рынка.  
 При использовании источников информации о конъюнктуре мирового рынка, в ходе процесса, возникают некие сложности. Они связаны с особенностями методов "добычи" информации. Их существует на сегодняшний день огромное количество. К ним можно отнести и государственные статистические показатели, и аналитические обзоры, можно отнести анкетирование и опросы, которые производятся специальными людьми для того, чтобы в дальнейшем можно было обобщить эти показатели, вывести статистику и решать текущие проблемы мирового рынка. Также имеют место быть методы обобщения полученной информации, которые также были рассмотрены в моей работе со всеми своими особенностями, тонкостями, достоинствами и недостатками.  
 После полученной информации специалисты делают прогнозы, которые предполагают учет факторов формирования конъюнктуры, оценивающих преимущественно текущее положение и ближайшие перспективы изменения неустойчивого  соотношения между спросом, предложением и ценой. Конечной целью конъюнктурных прогнозов является выработка на их основе оптимальной тактики выступления на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I словари:

    1. Азрилиян О. М., Калашникова Е. В., Новый экономический словарь // Омега-Л, 2014.
    2. Шестаков А., Энциклопедический словарь экономики и права // Дашков и Ко, 2000.

II монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

    1. Беляевский И.К., Данченок Л.А., Статистика рынка товаров и услуг // М., 2006.
    2. Поляков В.В., Долгосрочное прогнозирование цен и спроса на промышленное сырье на мировом товарном рынке // Экономический анализ: теория и практика, 2005.
    3. Румянцева С.Ю., Эволюция понятия и методологии анализа экономической конъюнктуры // Вест. С-Пет. ун-та., 2004.
    4. Сабинина А. Л., Оценка уровня потенциальной конкурентоспособности военной техники // Финансы и кредит, 2004.
    5. Смитиенко Б.М., Международные экономические отношения // М., 2007.

III статьи из периодических изданий:

    1. Фартушина А.С., Анализ методических принципов и подходов к прогнозированию конъюнктуры рынка // научная статья, 2010.  
    2. Ramin Mostaghim and Paul Richter, Sources of information about the situation on the world market // Los Angeles Times, from December 28, 2011.

IV авторефераты:

    1. Бибичев Д.В., Статистческое измерение конъюнктуры рынка информационных технологий // М., 2013.

1  А. Шестаков Энциклопедический словарь экономики и права; Дашков и Ко, 2000 г.

2 Поляков В. В. Мировой рынок, с.63.

3 Румянцева С.Ю., Эволюция понятия и методологии анализа экономической конъюнктуры // Вест. С-Пет. ун-та. 2004. с.27.

4 Экономическая конъюнктура в 2006г. // Экономическое развитие России, 2006г. Т.14. №4. с. 60.

5 Поляков В.В. Долгосрочное прогнозирование цен и спроса на промышленное сырье на мировом товарном рынке // Экономический анализ: теория и практика, 2005г., № 3, с.8.

6 Международные экономические отношения / Под ред. Б. М. Смитиенко. М., 2007. с.72.

7 Международные экономические отношения / Под ред. Б. М. Смитиенко, с.73.

8 Сабинина А. Л. Оценка уровня потенциальной конкурентоспособности военной техники // Финансы и кредит. 2004. № 12. с.83.

9 Сабинина А. Л. Оценка уровня потенциальной конкурентоспособности военной техники // Финансы и кредит. 2004. № 12. с.129.

 

10 Ситуация на мировом рынке мяса // Мясные технологии. 2008. № 10. с.84.

11 Поляков В. В. Мировой рынок, с.61.

12 Роскин А. О методике краткосрочного прогнозирования темпов динамики промышленного производства // Общество и экономика. 2004. № 3.с. 57.

13 Поляков В. В. Мировой рынок. с.48.

14 И.К. Беляевский, Л.А.Данченок, Статистика рынка товаров и услуг, М., 2006г., с. 26.

 

 


Информация о работе Источники информации о конъюнктуре мировых товарных рынков