Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 10:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка качества творожной массы, реализуемой в торговых сетях города Оренбурга.
Для решения этой цели в курсовой работе сформулированы следующие задачи:
Дать характеристику творожной массы.
2. Произвести закупку разной творожной массы в разных торговых сетях города Оренбурга.
3. Исследовать качество творожной массы, реализуемой в торговых сетях города Оренбурга.
4. Охарактеризовать состояние рынка творожной массы.
5. Внести предложения по улучшению качества.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Обзор литературы……………………………………………………………4
1.1 Характеристика творожной массы………………………………………..4
1.2 Пищевая ценность творожной массы……………………………………..5
1.3 Основное сырье, используемое при производстве творожной массы…..7
1.4 Процессы производства и их влияние на качество творожной массы….8
1.5 Оценка качества творожной массы………………………………………..11
1.6 Дефекты творожной массы………………………………………………...13
1.7 Хранение творожной массы………………………………………………..15
1.7.1 Упаковка и маркировка…………………………………………………..15
1.7.2 Фасование, хранение и транспортировка творога………………………16
2 Экспертиза качества творожной массы……………………………………...18
2.1 Объекты исследования………………………………………………………18
2.2 Органолептическая оценка………………………………………………….20
2.3 Физико-химические методы исследования………………………………...22
2.4 Результаты исследования и их обсуждение………………………………..23
3 Экономическая часть………………………………………………………….25
3.1 Состояние российского рынка творожных продуктов……………………25
3.2 Предложения по улучшению качества…………………………………….27
Выводы и предложения…………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..31
Таблица 11. Сводная таблица результатов экспертизы творожной массы торговой марки «Благода» «Творожная с курагой»
Показатели качества |
Данные стандартов |
Фактические результаты |
1. Органолептические показатели |
См. таблицу № 8 |
Соответствует |
2. Массовая доля жира, % |
23 |
Соответствует |
3. Массовая доля влаги, % |
Соответствует |
Не более 41,0% |
4. Кислотность, град. Т |
150 |
Не более 160 |
По всем анализируемым показателям творожная масса торговой марки «Благода» «Творожная с изюмом» признана соответствующей требованиям ГОСТ, и ее реализация возможна в розничной торговле.
Таблица 12. Сводная таблица результатов экспертизы творожного продукта с растительным жиром «Паста особая с курагой»
Показатели качества |
Данные стандартов |
Фактические результаты |
1. Органолептические показатели |
См. таблицу № 9 |
Не все соответствуют |
2. Массовая доля жира, % |
23 |
Соответствует |
3. Массовая доля влаги, % |
Соответствует |
Не более 41,0% |
4. Кислотность, град. Т |
140 |
Не более 160 |
По анализируемым показателям творожного продукта с растительным жиром «Паста особая с курагой» признана не совсем соответствующей требованиям ГОСТ по органолептическим показателям и по большому содержанию крахмала. Однако по остальным показателям представленный образец соответствует требованиям ГОСТ, и его реализация возможна в розничной торговле.
3. Экономическая часть
3.1 Состояние российского рынка творожных изделий
В период функционирования централизованной экономики производители молочной продукции функционировали в основном в рамках своего «географического» района, так как московский рынок был поделен на сектора в зависимости от места расположения молочного комбината. По мере повышения конкурентоспособности предприятиям становилось тесно в этих ограниченных рамках - встала проблема привлечения к себе внимания со стороны «чужих» потребителей. Чтобы отличить свою продукцию от идентичной продукции других молочных заводов, необходимо было вводить какое-либо отличие, которое должно было бы вызывать положительные эмоции потенциальных потребителей и как следствие превращать их в покупателей.
Поэтому очень скоро производители стали использовать марочные названия для своей продукции, начиная, как правило, с молока, и постепенно распространяя марку на целую ассортиментную линию. Первой молочной товарной маркой стало молоко «Домик в деревне», появившееся на рынке в 1997 г.; вскоре другие производители, осознав скрытый потенциал использования марочной политики, последовали примеру Wimm-Bill-Dann (WBD), и сегодня на молочном рынке наблюдается целая россыпь марок, имеющих разную степень приверженности потребителя.
Естественно, что с развитием молочной
промышленности ассортимент творожных изделий значительно расширился
даже по сравнению с 1970-1980 годами. Это вызвано с возросшей
покупательной способностью, да и потребительским спросом.
В настоящее время выпускается более 50-ти
видов творожных изделий (творожная масса
и творожные сырки с различными добавками,
глазированные сырки, творожные кремы и десерты,
фруктовые и сливочные творожки различной жирности)
из творога с добавлением
Если рассматривать современный этап состояния рынка молочных продуктов, то можно выделить такие его основные черты, как:
- практически полное господство продукции отечественного производства на прилавках магазинов;
- ассортимент крупного молочного предприятия является практически исчерпывающим.
Для привлечения покупателя наличия достаточно насыщенного ассортимента и цены на уровне конкурентов было уже недостаточно: началось проведение политики продвижения с использованием различных рекламоносителей (особенно активно задействовались телевизионные ролики, наружная реклама, а также реклама в общественном транспорте).
Также повышенное внимание уделялось формированию сбытовой сети. Успешно решив задачу по выпуску конкурентоспособного ассортимента молочной продукции, предприятия в своем стремлении завоевать, как можно большую долю рынка начали активно использовать политику интенсивного распределения.
Среди основных наиболее используемых типов торговых точек можно выделить следующие:
· супермаркеты, ориентированные на покупателей с доходом выше среднего;
· супермаркеты, ориентированные на покупателей со средним или даже ниже среднего уровнем дохода;
· гастрономы;
· мелкие продовольственные магазины;
· киоски и лотки, расположенные на оптовых рынках или просто как элемент уличной торговли.
Творожные изделия – белковые продукты из жирного, полужирного и нежирного творога, изготовленного из пастеризованного молока, с добавлением вкусовых и ароматических наполнителей.
К творожным изделиям относятся: масса, сырки, паста и крем, торты.
Творожные массу и сырки изготавливают путем внесения в творог сахара или поваренной соли, ароматических и вкусовых веществ (какао-порошка, кофе, меда, цукатов, изюма, ванилина, корицы), сливочного масла. Творог предварительно тщательно перетирают, затем перемешивают с соответствующими компонентами и спасуют. Сладкие творожные массы и сырки могут быть с повышенным содержанием жира (20-26 %), жирными (14,5-15 %), полужирными (7%) и нежирными.
При выработке кисломолочных паст, кремов используют молочную основу, к которой добавляют различные ингредиенты. Молочно-белковую пасту «Здоровье» вырабатывают обезжиренную, содержащую 5% жира, обезжиренную фруктово-ягодную, обезжиренную сладкую с витамином С. Паста имеет чистый кисломолочный вкус, сметанообразную консистенцию.
Вырабатывают также ацидофильную и ацидофильную «Столичную» пасты - высокопитательные концентраты, являющиеся лечебными кисломолочными продуктами.
В зависимости от вводимых в творог вкусовых и ароматических наполнителей творожные изделия выпускают следующих видов.
Сырки творожные сладкие 16,
Сырки глазированные 26%-ной
Сырки глазированные 26%-ной
Масса творожная сладкая «
Сырки и масса творожная сладкие «Десертные» 17%-ной и 16,5%-ной жирности, «Славянские» 9%-ной, «Крестьянские» 4,5%-ной и сырки и масса творожные 8%-ной жирности и нежирные (сладкие, с изюмом, цукатами, мандариновой крупкой), сырки и масса творожные 15,5%-ной жирности плодово-ягодные.
Сырки и масса творожные
Кремы творожные 5%-ной жирности с ванилином, цукатами, нежирные «Снегурочка», «Лакомка».
Паста творожная сладкая 20%-
Торты творожные юбилейные «
3.2 Предложения по улучшению качества
В Кемеровском технологическом
Технология производства «Целебного творожка» включает:
- пастеризацию обезжиренного молока (массовая доля жира не более 0,05%, кислотность не более 22?Т) при 95?С без выдержки;
- внесение коагулянта (10%-ная молочная кислота) при постоянном медленном помешивании в количестве 0,7-1,5% массы сырья (в зависимости от титруемой кислотности молока);
- образование сгустка и его выдерживание в сыворотке не более 4-5 мин;
- удаление сыворотки;
- самопресование сыворотки в течение 5 мин.
Для ферментации молочно-белкового
С целью создания творожного продукта
с более длительным сроком годности разработана технология термизированного
творожного продукта с пшеничными зародышевыми
хлопьями, обладающими уникальным биохимическим
составом. Существенным отличием от обычных
способов производства творога является
внесение перед пастеризацией
Выводы и предложения
Молочная отрасль относится к числу ведущих в пищевой и перерабатывающей промышленности и формирует достаточно привлекательный по объемам рынок.
Творожная или сырковая масса – продукция, изготавливаемая из творога. Творожная масса незаменима для организма человека. В настоящее время в магазинах огромный ассортимент различных творожных продуктов. Творожный белок намного легче усваивается, чем, например, мясной или рыбный, а минеральные вещества, содержащиеся в творожных продуктах, оказывают положительное воздействие на строение тканей.
Творог представляет собой традиционный белковый кисломолочный продукт, обладающий высокими пищевыми и лечебно диетическими свойствами. Его вырабатывают путем сквашивания пастеризованного цельного или обезжиренного молока и удаления из полученного сгустка части сыворотки.
В качестве объектов исследования мы использовали три вида творожной массы, которые закупили в разных магазинах торговых сетей города Оренбурга: масса творожная торговой марки «Летний луг» «Масса творожная с сахаром и изюмом классическая» (магазине торговой сети «Орбита»), творожная масса торговой марки «Благода» «Творожная с курагой» (магазин торговой сети «Полушка»), творожный продукт с растительным жиром «Паста особая с курагой» (магазин торговой сети «Магнит»).
После исследования маркировки мы определили, что продукты полностью отвечают требованиям нормативных документов, изготовители полно информирует покупателя о составе, сроках годности и хранения, пищевой и энергетической ценности, а также условиях хранения.