- поддельные средства измерений
(гири, метры, измерительную посуду);
- неточные измерительные технические
устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные
устройства с более низкой чувствительностью;
- специальные приемы и/или психологическое
воздействие на покупателя;
- неправильное измерение товара.
Поддельные или неточные
средства измерений — это наиболее
распространенный способ количественной
фальсификации товара. При этом используются
поддельные меры (гири, метры, измерительная
посуда и др.) и приборы (весы и
т.п.) без поверочных клейм и свидетельств,
наносимых и выдаваемых органами
государственных метрологических
служб.
Отсутствие или просроченные
даты поверочных клейм на гирях, весах,
метрах и т. д. служат основанием также
для утверждения о подделке средств
измерения и легко проверяются.
Причиной неточности, грубых
погрешностей могут быть также неисправные
приборы и фасовочное оборудование,
которыми пользуются изготовители или
продавцы.
Неправильные методики измерений,
применяемые продавцом или изготовителем,
также могут явиться причиной
грубых погрешностей при измерении,
что приводит к недовесу, недомеру.
При этом действия субъекта, проводящего
измерения, могут носить умышленный
и неумышленный характер. В последнем
случае количественная фальсификация
обусловлена неумением работы продавца
на измерительных приборах.
Имеются также различные
специальные способы количественной
фальсификации товара. Так, имеются
способы обмера, обвеса, которые
применялись еще в прошлом
веке.
1. «Обвес с походом». Данный
метод заключался в том, что продавец клал
на весы больше товара, чем просил покупатель;
уже на весах избыточная часть («поход»)
отрезалась, причем продавец увеличивал
вес товара, придерживая весы пальцем.
2. «Обвес на бумажку»: небольшие
порции товара взвешивались на плотной
бумаге или в пакете.
3. «Обвес на пушку» требовал
значительной психологической подготовки
и применялся только опытными продавцами.
Суть его сводилась к следующему: обвешивая
покупателя, продавец должен был отвлечь
его разговором от шкалы весов. При этом
к коромыслу весов на длинной нитке подвешивался
груз, на который надавливали незаметно
под столом ногой.
4. «Обвес на бросок» продавец
осуществлял, быстро бросая товар на весы
и сразу снимая его.
5. «Обвес на разинь» предполагал,
что покупатель видит лишь часть шкалы
весов.
6. При «обвесе на путешествие»
продавец просил покупателя оплатить
стоимость товара в кассу, а сам в это время
обвешивал его.
7. «Обвес на нахальство»
был прост: подпиливали гири.
8. «Обвес с подначкой»: взвешивая
товар, продавец работал четырьмя пальцами,
пятым отклоняя в нужную сторону стрелку
весов.
9. «Обвес на время» требовал
высокого профессионализма. Обслуживание
проводилось столь быстро, что покупатель
не замечал количество положенного и завернутого
товара.
10. Еще один способ
назывался «сделать радугу» и состоял
в подмене одного сорта товара другим
(например, субпродукты вместо вырезки).
11. Немногим отличался
от него способ «дать ассортимент»
(кстати, в советской торговле он использовался
вполне легально). Суть его в следующем:
основная часть заворачиваемого товара
— требуемого качества (например, вырезка),
а меньшая — более низкого (субпродукты,
кости и т.п.).
12. Комбинированный способ,
включавший до трех перечисленных,
назывался «семь радостей» и, разумеется,
доставлял покупателям наибольшие неудобства.
Заключение
В результате выполнения курсовой
работы по экспертизе качества картофеля,
реализуемого на рынке г. Лебедянь,
можно сделать следующие выводы.
- Рынок картофеля в России направлен не однозначно, с одной стороны на рынке много картофеля отечественного производства, но с другой импортный картофель занимает не малую часть рынка.
- В основном на Российских рынках преобладает картофель «Весна», «Весна белая», «Невский». Так как эти сорта являются наиболее оптимальными для выращивания.
- В РФ показатели качества картофеля для розничной торговли регламентируются ГОСТ Р 51808-2001. Согласно ГОСТ Р 51808-2001 Картофель в зависимости от сроков созревания подразделяют на ранний и поздний. Ранний картофель, в зависимости от качества, подразделяют на два класса: первый и второй. Поздний картофель, в зависимости от качества, подразделяют на три класса: экстра, первый и второй.
- При проведении экспертизы проверяются сопровождающие документы, тара в которой привезён картофель, и делается заключение о качества картофеля.
- Согласно п.6 «Правила приемки» ГОСТ Р 51808-2001 картофель принимают партиями. Партией считают любое количество картофеля одного ботанического сорта и класса, упакованное в тару одного вида и типоразмера, поступившее в одном транспортном средстве и оформленное одним документом
- При проведении экспертизы было выявлено, что картофель на рынках хорошего качества, с небольшими дефектами.
На основании выводов
можно сделать следующие предложения
производителям картофеля:
- Картофель в России один из основных потребляемых продовольственных продуктов, и для нормального обеспечения им населения необходимо наращивать темпы производства.
- Необходимо улучшать условия труда и технику сельского хозяйства.
- Как можно меньше импортировать картофель.
- Увеличить количество картофеля на рынках сортов: экстра.
Список литературы
- Закон РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ).
- Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ).
- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г.).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г.) (с изменениями от 31 мая 2002 г.,20 августа 2002 г., 15 апреля 2003 г., 25 июня 2007 г., 18 февраля, 5 марта, 21, 23 мая, 16 июля, 1, 10 октября, 11 декабря 2008 г., 5 мая, 8 декабря 2009 г., 27 января, 21 апреля, 10 августа, 5 октября 2010 г., 12 ноября, 27 декабря 2010 г., 11 апреля, 1 июня 2011 г.).
- ГОСТ 7194-81. Картофель свежий. Правила приемки и методы определения качества.
- ГОСТ Р 51808-2001 Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия.
- Базарова В.И., Боровикова Л.А. и др. Учебник. - М.: Исследования продовольственных товаров. М.: Экономика, 2010. - 350с.
- Исследования рынка картофеля в России http://idmarketing.ru/prductin/rink-kartfelya.
- Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. Ростов-на-Дону: Март, 2011. - 23 4с.
- Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов. М.: Академия, 2003. - 556 с.
- Николаева М.П. Товарная экспертиза: Учебник. - М.: Издательство "Деловая литература" - 2008. - 281с.
- Справочник по товароведению продовольственных товаров/ Под ред. Т.Г. Родиной.М., 2009. - 332 с.
- Хаванов С. Время вкладывать в качественный картофель // Архив - 2011. № 3. - С. 14-15.
- Шепелева А.Ф. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. М., 2001. - 233 с.