Качество продукции на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Система качества имеет многоплановый характер. Это обучение, переквалификация рабочих, обновление средств, производства, усовершенствование и модернизация продукции, внедрение новейших технологий. Одной из элементов которой можно назвать механизмом управления качеством продукции, что включает в себя конкурентоспособность продукции: специфические внутренние факторы и всеобщие внешние факторы. Как видно из приведенного перечня, группировка элементов механизма управления качеством основана на выделении общих функций управления (общие подсистемы), специфических элементов, непосредственно связанных с деятельностью в области качества (специальные подсистемы) и обеспечивающих подсистем. Координация деятельности по всем этим направлениям возлагается на высший уровень руководства предприятий, в том числе на руководителя предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Качество товара: понятие, общая характеристика, показатели
и методы оценки……………………………………………………………………6
1.1. Качество товара: понятие, общая характеристика, показатели и
методы оценки……………………………………………………………………...6
1.2. Товар в системе маркетинга…………………………………………………..8
Глава 2. Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров и
маркетинг………………………………………………………………………….13
2.1. Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров и
маркетинг………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………...17
Глоссарий………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………….22

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Качество товара: понятие, общая характеристика, показатели

и методы оценки……………………………………………………………………6

1.1. Качество товара: понятие, общая  характеристика, показатели и

методы оценки……………………………………………………………………...6

1.2. Товар в системе маркетинга…………………………………………………..8

Глава 2. Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров и

маркетинг………………………………………………………………………….13

2.1. Обеспечение качества и конкурентоспособности  товаров и

маркетинг………………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………...17

Глоссарий………………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………………….22

Приложение………………………………………………………………………..23

 

 

 

Основная часть

  • 1глава. Качество товара: понятие, общая  характеристика, показатели и методы оценки.

 

1.1. качество товара: понятие, общая характеристика показатели  и методы оценки.

 

Система качества имеет многоплановый характер. Это обучение, переквалификация рабочих, обновление средств, производства, усовершенствование и модернизация продукции, внедрение новейших технологий. Одной из элементов которой можно назвать механизмом управления качеством продукции, что включает в себя конкурентоспособность продукции: специфические внутренние факторы и всеобщие внешние факторы.

Как видно из приведенного перечня, группировка элементов механизма управления качеством основана на выделении общих функций управления (общие подсистемы), специфических элементов, непосредственно связанных с деятельностью в области качества (специальные подсистемы) и обеспечивающих подсистем. Координация деятельности по всем этим направлениям возлагается на высший уровень руководства предприятий, в том числе на руководителя предприятия.

На крупных и средних предприятиях, как правило, управление качеством выделяется функционально и закрепляется за директором (заместителем директора) по качеству, который и несет ответственность за эффективное функционирование и развитие механизма управления качеством. Но важно понимать, что, исходя из принципов всеобщего менеджмента качества, в процесс управления качеством должны вовлекаться все члены коллектива предприятия.

Все системы качества на любом предприятии должны работать слаженно, что приведет к профессиональной работе предприятия и к обеспечению качества, которое бывает фактическое (результат оправдывает ожидаемый) и без погрешностей. Чтобы производство было максимально эффективным необходимо обеспечить комплексное выполнение всех функций управления от наименьшего звена производства до руководителя. Ведущим элементом является планирование процесса управления качеством. Он подразумевает, что качество продукции зависит от результата взаимодействия всех работников предприятия, всех процессов его создания и доведения его до потребителя. Важнейшим направлением плановой работы предприятия является планирование качества изготавливаемой продукции, которое базируется на прогноз потребностей внутреннего и внешнего рынков. Повышение качества обеспечивается с помощью планирования, осуществляется на всех стадиях управления и на всех этапах жизненного цикла товара, они подкрепляются необходимыми ресурсами: материальными, финансовыми и трудовыми.1

При составлении планов повышения качества продукции необходимо учитывать работы отдельных цехов завода.

Планы основных цехов должны содержать задания по повышению качества заготовок, деталей и сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха. Например, это могут быть задания по увеличению показателей точности и чистоты обработки, по расширению выпуски деталей со специальными видами покрытий, по освоению производства новых изделий.

Для сборочных цехов предприятий целесообразно планировать: основные показатели качества продукции, которые установлены на уровне предприятия: уровень сдачи продукции с первого предъявления; снижение потерь от брака и рекламаций. Два последних показателя могут применяться для механообрабатывающих цехов, участков и бригад. Для данных цехов целесообразно также планировать снижение количества возвратов деталей и узлов из цехов-потребителей.

Для каждого цеха вспомогательного производства целесообразно планировать как показатели, так и мероприятия, выполнение которых должно обеспечить высокое качество продукции в цехах основного производства. Например, для ремонтно-механического цеха важнейшим показателем может быть доля оборудования (в общем объеме отремонтированных станков и машин), достигшего после ремонта заданной технологической точности.

На предприятии так же должны быть стандарты, которые содержат определенные требования на продукцию.

 

1.2. Товар в системе маркетинга.

 

Группировка элементов механизма управления качеством основана на выделении общих функций управления (общие подсистемы), специфических элементов, непосредственно связанных с деятельностью в области качества (специальные подсистемы) и обеспечивающих подсистем. Координация деятельности по всем этим направлениям возлагается на высший уровень руководства предприятий, в том числе на руководителя предприятия.

На крупных и средних предприятиях, как правило, управление качеством выделяется функционально и закрепляется за директором (заместителем директора) по качеству, который и несет ответственность за эффективное функционирование и развитие механизма управления качеством. Но важно понимать, что, исходя из принципов всеобщего менеджмента качества, в процесс управления качеством должны вовлекаться все члены коллектива предприятия.

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.2

Переломным моментом в развитии российского бизнеса и менеджмента стал кризис августа 1998 г. Подорвав спекулятивный сектор отечественной экономики и конкурентоспособности импорта, он создал психологические и экономические предпосылки для развития отечественных производителей. Это способствовало росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, что выражается в самых разных формах:

-  сосредоточение усилий широкого круга компаний и предприятий на налаживании производства продукции, конкурентоспособной по своим характеристикам;

-  изучение с целью возможного использования западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную;

-  активизация деятельности по разработке и внедрению системы качества (СК), отвечающих требованиям стандартов ИСО серии 9000. В экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основы для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительного углубляющегося разделения труда;

-  постепенное осознание российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формирование в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

-  Для большинства российских производителей создание СК сейчас ассоциируется по стандартам ИСО серии 9000. Непосредственные нормативы к сертификации СК при этом могут быть разные. Например:

-  требования потребителей при заключении контрактов (договоров);

-  стремление повысить конкурентоспособность продукции;

-  необходимость соответствовать условиям участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и служат рекламой предприятию;

-  условие получения государственного заказа, льготного кредитования или страхования;

-  осознанное желание высшего руководства предприятия привести условия своего производства в соответствие с международными требованиями;

-  стремление обеспечить сертификацию продукции, обязательным условиям которой является сертификация СК и др.

Американский ученый Э. Деминг в 1980 году сформулировал принципы управления качеством. Признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных» отклонений и выяснения их причин, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качества:

1. Сделайте так, чтобы стремление  к совершенствованию товара или  услуги стало постоянным. Ваша  главная цель - стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.

2. Усвойте новую философию. Управляющие  должны осознать свою ответственность  и взять на себя руководство, чтобы добиться перемен.

3. Исключите зависимость от контроля  при достижении качества. Устраните  необходимость в массовом контроле, в первую очередь, сделав качество неотъемлемой характеристикой товара.

4. Прекратите практику предоставления  заказов на основании ценовых  показателей.

5. Постоянно и неизменно совершенствуйте  систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом постоянно снижать затраты.

6. Создайте систему подготовки  кадров на рабочих местах.

7. Создайте систему эффективного  руководства. Целью инспектирования  должна быть помощь людям, станкам  и устройствам работать лучше.

8. Уничтожьте страх, чтобы дать  возможность эффективно работать  на компанию.

9. Разрушайте барьеры между отделами.

10. Откажитесь от лозунгов, проповедей  и заданий для рабочих, призывающих  к нулевому браку и достижению  новых уровней производительности. Подобные проповеди вызывают только противодействие, поскольку в большинстве случаев низкое качество и низкая производительность вызваны системой, и, следовательно, вне власти рабочих.

11. Откажитесь от управления, ориентирующегося  на количественные показатели.

12. Устраните препятствия, которые  не позволяют кадровому рабочему, администрации и инженерным работникам  гордиться своим мастерством. Должна  быть ответственность не за  голые цифры, а за качество.

13. Внедрите обширную программу  повышения квалификации и самосовершенствования.

14. Сделайте так, чтобы каждый  в компании участвовал в программе  преобразований. Преобразования -- дело  каждого.

Многие из перечисленных выше принципов легли в основу современной концепции Всеобщего управления качеством (ТQМ):

Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя. В основе этого принципа - анализ рынка и потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных требований заказчика, а пытаются предугадать его желания.

Принцип 2. Лидерство. Лидерство - ключевой принцип системы менеджмента качества. Управление предприятием, руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК - это области деятельности, где необходимо лидерство. С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответственности. Ответственность нельзя установить приказом, можно взять на себя только добровольно.

Принцип 3. Вовлечение персонала. Вовлечение персонала на практике означает систематическую возможность каждого сотрудника участвовать в выработке и реализации управленческих решений. Такая возможность рождает в людях чувство ответственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию к творческому труду.

Принцип 4. Процессный подход. Все виды деятельности в организации рассматриваются как процессы. Процессы - это логически упорядоченные последовательности шагов (работ, этапов, элементов), преобразующих входные данные в выходные данные.

Принцип 5. Системный подход. Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места, с тем чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение по xoдy дела. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов. С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации.

Принцип 6. Непрерывное улучшение. При систематическом улучшении процессов постепенно появляется возможность снижения потерь и соответственно цены продукции за счет растущего «зазора» между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот механизм называют цепной реакцией Деминга. Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования его личных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект непрерывного совершенствования - это обучение персонала.

Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов. Принимать решения на основе фактов - значит отличать достоверные факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода - измерения, производимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщиками, получивших название комэйкершип - «Вместе сделаем, вместе выиграем». При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей.

Информация о работе Качество продукции на предприятиях