Керамическая посуда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение анализа ассортимента и качества керамической бытовой посуды.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение анализа рынка керамической бытовой посуды
Рассмотрение классификации и характеристики ассортимента керамической бытовой посуды
Ознакомление с контролем качества керамической бытовой посуды в целом и на предприятии
Ознакомление с деятельностью предприятия
Изучение анализа торгового ассортимента керамической бытовой посуды предприятия

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………….3
Анализ рынка керамической бытовой посуды………………………....5
Классификация и характеристика ассортимента керамической бытовой посуды………………………………………………………....10
Контроль качества керамической бытовой посуды…………………………………………………………………...22
Характеристика деятельности магазина «Майолика»………………..25
Анализ торгового ассортимента керамической бытовой посуды магазина «Майолика»..............................................................................27
Характеристика контроля качества товаров в магазине «Майолика»……………………………………………………………...33
Совершенствование ассортимента и сохранение качества керамической бытовой посуды в магазине «Майолика»…………….35
Заключение…………………………………………………………………38
Список используемой литературы………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Керамическая посуда у Ирины.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом - уже с глазурью - при 1300-1500оС. Глазурь состоит из тех же веществ, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком.

Твердый фарфор характеризуется  высокой механической прочностью, химической и термической устойчивостью. Российские заводы вырабатывают в основном фарфоровые изделия из твердого фарфора, который готовят из массы, содержащей 50 % глинистых  веществ, 25% полевого шпата и 25 % кварца. 

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500 0С, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100 0С, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Мягкий фарфор имеет высокую просвечиваемость, но меньшую термическую и механическую прочность. Используют мягкий фарфор при изготовлении художественных изделий.

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Костяной фарфор изготавливают из массы, в состав которой кроме обычных компонентов входит 20-60% костяной золы. Костяной фарфор характеризуется высокой просвечиваемостью, но вместе с тем низкой механической и термической прочностью. Применяется для изготовления сувенирной посуды.

Фриттовый фарфор по своему составу напоминает стекло, так как  не содержит глинистых материалов. Этот вид фарфора вследствие недостаточной твердости глазури и трудоемкости технологического процесса для изготовления посуды применяют редко.

Тонкокаменные изделия  имеют окраску, зависящую от природных  свойств глины (светло-сёрая, кремовая). Эти изделия обладают высокой  термической устойчивостью. Изготавливают химическую тонкокаменную посуду, а также кружки, кофейные и чайные сервизы.

Фаянс — материал с  пористым черепком, белого цвета с желтоватым оттенком, менее прочный, чем фарфор, не просвечивающийся даже в тонких слоях, полученный из глины (от 45 до 60%), полевого шпата и кварца.

Фаянс имеет белый пористый черепок, водопоглощение которого колеблется в пределах 9—12%. Фаянсовые изделия докрывают легкоплавкой глазурью. В состав фаянсовой массы входят 65% глинистых материалов, 30% кварца или кварцевого песка и 2—5% полевого шпата.

Майоликой называют изделия с пористым (водопоглощение до 12%) черепком, белого, коричневого, кремового, желтого и других цветов, покрытые глухой (непрозрачной) или полупрозрачной глазурью, полученные из глинистых минералов. Изделия из майолики на поверхности часто имеют рельефный рисунок. Обжиг майоликовых изделии производится при температуре 1040—1100°С, что чем фаянсовых изделий.

Майолика является разновидностью фаянса, обладает высокой пористостью. Майоликовые изделия обычно покрывают цветной глазурью.

Полуфарфор в отличие от фарфора имеет более высокое водопоглощение (от 3 до 5%), черепок спекшийся, белого цвета. По своим свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом.

Полуфарфор по своим  свойствам занимает среднее положение  между фарфором и фаянсом и в основном идет на изготовление изделий санитарно-технического назначения. Полуфарфоровые изделия дешевле фарфоровых и выше по качеству, чем фаянсовые.

Керамические изделия  подразделяются на посуду и художественно-декоративные изделия. В свою очередь посуда может быть столового, чайного и кофейного назначения.

Фарфоровые изделия  по толщине стенки делят на обыкновенные с толщиной стенки 2,5 (чашка) — 4 мм и тонкостенные 1,4 (чашка) — 2,5 мм все остальные.

В зависимости от размера  керамические изделия делят на мелкие и крупные.

По форме изделия  делят на полые и плоские.

К плоским относятся  блюдца, блюда, тарелки, селедочницы  и другие; к полым — бокалы, чашки, кружки, пиалы, чайники, кофейники, сахарницы, кувшины и другие.

В зависимости от наличия  глазурного слоя различают фарфоровые изделия глазурованные и неглазурованные (бисквитные).

Декорирование изделий  является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающийся в нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных  разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.

Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка - от 1 до 3 мм, лента от 4 до 10 мм).

Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести  или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.

Крытьё различают следующих  видов: сплошное — все изделие 
покрыто равномерным слоем краски; полукрытьё — изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше, нисходящее — краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочисткой — по сплошному крытью сделана прочистка рисунка; крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом. 

Печать наносят на изделие  с печатного оттиска на бумаге, приэтом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками.

Штамп представляет собой  наиболее простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы наносят золотом. 

Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорировании изделий. Переносят рисунок на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сгорает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.

Шелкография является перспективным  способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через шелковую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик, с краской проходя через сетку, продавливает ее в вырезы трафарета, и таким образом рисунок переводят на изделие.

Живописные работы выполняют  кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.

Фотокерамика воспроизводит  на изделии портреты знаменитых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном исполнении.    В зависимости от сложности и месторасположения различают следующие виды рисунков: сплошные, бортовые, букет, раскидные, медальон, арабеска, цировка и др.

Сплошной рисунок в  основном занимает всю внешнюю поверхность изделия, бортовой — располагается по борту, низу или в центре изделия в виде непрерывной

полосы.

Букетом называют украшение  с числом лепков или рисунков не более трех; раскидным — с числом рисунков более пяти.

Арабеска    —  узкий бортовой рисунок золотом или краской.

Медальон — рисунок, находящийся в круглом, овальном, прямоугольном или многогранном обрамлении.

Цировка — рельефный  рисунок гравировкой по матовому золоту.

В зависимости от сложности  декоративного украшения, применяемых  красок, золота, числа рисунков и характер их расположения и дополнительной обработки делятся на группы. Для фарфоровой посуды установлено 10 групп разделки, для фаянсовой — 7. Могут применятся разделки внегрупповые — выше 10-й или 7-й групп. В маркировке изделий должна быть обязательно отражена группа разделки.

Украшения майоликовых  и гончарных изделий на группы не делятся.

По комплектности изделия  бывают штучные и комплектные (сервизы, гарнитуры, наборы). Особенностью изделий, входящих в комплект, является единство декоративного оформления, конструкции и формы.

 

 

Рис. 1. Основные виды украшений  керамических изделий:

1 - отводка; 2 - лента; 3 - трафарет; 4 - штамп; 5 г крытьё сплошное,6 - крытье  нисходящие; 7 - печать; 8 - печать с  раскраской; 9 - деколькомания; 10 и 11 живопись; 12 и 13 - фото по керамике; 14 и 15 - разделка рельефа.

Фарфоровая  посуда.

 

По назначению ассортимент  бытовых фарфоровых изделий делят  на столовую, чайную, бытовую посуду и прочую.

Особо выделены художественно-декоративные изделия.

Фарфоровая столовая посуда (см. приложение 1)  представлена самыми разнообразными изделиями, как по наименованиям, так и по фасонам и размерам.

Блюда выпускают круглыми и овальными размером 300, 350,400 и 450 мм.

Вазы для супа или  компота изготавливаются с крышками разных фасонов емкостью 2000—3500 см3.

Подливочники бывают без поддона  и с поддоном (на тарелочке) 
ёмкостью от 80 до 400 см3

Салатники характеризуются разными  фасонами (круглые, овальные, четырехугольные) и емкостью 1200-1400 см3, четырехугольные имеют емкость от 120 до 1000 см³.

Селедочницы выпускаются длиной 135 и 250—270 мм.

Тарелки — основной вид столовой посуды. Они бывают глубокими и  мелкими, для взрослых и детей. Глубокие тарелки выпускают диаметром  240 и 200 мм и мелкие 240 мм (подставка под глубокую тарелку 240 мм), 200 мм (для вторых блюд), 175 мм (закусочная) и 158 мм (пирожковая). Детские тарелки глубокие и мелкие диаметром 178 мм входят в состав детских наборов. Кроме перечисленных изделий в эту группу входят изделия для специй — горчичницы, солонки, перечницы и хренницы.

Чайная и кофейная посуда (см. приложение 2) весьма разнообразна по фасонам, размерам и декору. Чашки с блюдцами занимают основное место в ассортименте данной группы. Чайные чашки от кофейных, отличаются по емкости. Так кофейные чашки имеют емкость 60, 85 и 100-130см3. Емкость чайных чашек бывает 200—250 см3 (обыкновенные), 260—275 см3 (среднегабаритные), 300—350 см3 (крупногабаритные) и 400 и 500 см3 (подарочные).

Чайники различают заварные (для  заварки чая) емкостью 250, 350 - 375, 450, 500 – 700, 735 – 800 см³ и доливные (для  кипятка) ёмкостью 1000-1250, 1400 и 3000 см3.

Бокалы выпускаются разных фасонов  с блюдцами емкостью 375 - 400, 500 и 600 см³. 

Кофейники изготавливают разных фасонов емкостью 500, 750,

1000-1250, 1400 см³.

Кружки вырабатываются с ручкой и без ручки, с утолщенным черепком и специальные курортные плоские с отверстием в ручке. Емкость кружек колеблется от 90 до 500 см³. 

Пиалы по форме бывают конические, без ручек емкостью 140-150, 220-250, 350-400 см³.  

К группе чайной и кофейной посуды относят также вазы для фруктов  и варенья на ножке.

Прочие изделия - это сырницы, салфетницы и др. 

Комплектную посуду выпускают в  виде сервизов, наборов, гарнитуров, для нее характерно единство формы (фасона) и разделки.

Сервизы и гарнитуры по назначению бывают столовыми, чайными и кофейными  на 6 и 12 персон. Гарнитур включает большее  количество предметов, чем сервиз того же назначения. 

Художественно-декоративные изделия – бытовая посуда (см. приложение 3) занимают значительное место в группе фарфоровых изделий. В.ассортимент художественно-декоративных изделий входят скульптура (фигурки людей, животных, птиц; рыб и т.д.), бюсты, настенные барельефы, вазы для цветов, разные изделия (пудреницы, пепельницы, карандашиницы, блюда и тарелки настенные, графины для вина, памятные медали и т.д.).

Для изделий прикладного  искусства характерно сочетание  утилитарных свойств с высокими эстетическими. Эти изделия разнообразные по форме, их более тщательно отделывают и декорируют (чаще способом живописи).

Фаянсовая посуда.

Ассортимент фаянсовых  изделий проще и менее разнообразен, чем аналогичных фарфоровых. Значительную долю занимают плоские изделия (тарелки, миски, селедочницы и др.). В ассортименте фаянсовых изделий отсутствуют чашки чайные, чайники, кофейники. В основном ассортимент фаянсовой  посуды представлен изделиями столового назначения. Фаянсовая  посуда состоит из штучных и комплектных изделий. В комплектные изделия входят сервизы столовые, наборы тарелок (разных размеров и детские наборы).

Художественно-декоративные изделия занимают незначительное место  в ассортименте фаянсовых изделий, в основном это скульптура, вазы для цветов и пепельницы разных фасонов.      

Майоликовая и гончарная посуда.

 Ассортимент майоликовых  изделий включает посуду и  художественно-декоративные изделия.

Для майоликовых изделий  характерна разделка различными цветными глазурями (майоликовыми поливами) и  подглазурными красками. 

Ассортимент майоликовых изделий представлен и штучной и комплектной посудой. Вырабатывают кружки, масленки, кофейницы, сухарницы, пепельницы, рюмки для яиц, сырницы, салатницы, медовницы; особенно широко представлены в ассортименте приборы для фруктов, блинов, салата, яиц, воды, варенья, компота, чая, специй, а также кофейные и детские приборы.

Информация о работе Керамическая посуда