Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 00:33, реферат
Керамика - материалы и изделия из глин и их смесей с неорганическими соединениями, полученные путем обжига при высоких температурах. Основными технологическими видами керамики являются гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. В 70-е годы XX века в результате соединения старых методов с новейшими технологиями появилось огромное количество различных видов продукции, выпускаемой промышленным способом.
Введение 3
Состояние отечественного рынка керамических товаров 4
Основные поставщики, изготовители керамических товаров 6
Ассортимент керамических товаров, реализация на рынке 9
Сегментация рынка керамических товаров 20
Прогноз развития рынка керамических товаров 23
Заключение 24
Список литературы 25
Майолика имеет белый или цветной, пористый, непросвечивающий черепок. Покрывается цветными прозрачными или заглушенными глазурями. Гончарная керамика отличается цветным, чаще красно-коричневого цвета черепком высокой пористости.
Виды изделий различного назначения могут иметь разный фасон, который определяется формой корпуса (коническая, сферическая, полусферическая, колоколообразная и др.), конструкцией (с ручкой или без нее, с крышкой, поддоном и т. п.) и особенностями обработки края (гладкий, вырезной, рельефный, рельефно-вырезной, ажурный).
Фасонам присваивают индивидуальные названия ("Нарцисс", "Горнятко" и др.) или номера.
По размерам посуду подразделяют на мелкую – диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 0,25 л., среднюю диаметром или длиной дл 250 мм и вместимостью до 0,6 л. и крупную диаметром или длиной от 250 мм и вместимостью 0,6 л. и более.
Разделки и соответственно изделия подразделяют на груповые и внегрупповые. Сложность и номер группы разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглазурные, золото и т.д.), композиции рисунка (сплошной, букетом и т.д.). Групповые разделки фарфоровых изделий делят на десять групп - с 1-й по 10-ю, фаянсовых на семь групп – с 1-й по 7-ю. Разделки посуды из керамики других типов на группы не подразделяют.
Внегрупповые изделия относят к высокохудожественным, их фасоны и разделки отличаются высокой сложностью и оригинальностью.
В зависимости от сорта фарфорофаянсовая посуда подразделяется на 1-й и 2-й сорта.
Наибольший удельный вес (около 70%) в ассортименте фаянсовых изделий составляют тарелки. В ассортименте посуды из фарфора преобладает столовая и чайная посуда (около 90 %), остальная доля приходится на кофейную и прочую.
Фаянсовая посуда имеет преимущественно столовое назначение. Столовая посуда для принятия пищи включает тарелки глубокие, тарелки мелкие и миски; для подачи пищи на стол - блюда, бульонки, вазы для соуса, супа, компота, горчичницы, графины для вина, икорницы, миски, перечницы, салатники. Фасоны и разделки этих изделий различные, размеры зависят от их функционального назначения. Чайно-кофейная посуда для принятия пищи и напитков представлена чайными, кофейными и подарочными чашками и блюдцами, кружками, пиалами, стаканами; дли подачи пищи и напитков на стол - чайниками, вазами для варенья, фруктов, кофейниками, кувшинами, масленками, сахарницами, сливочниками и молочниками.
Посуда из полуфарфора - это в основном вазы для цветов, пепельницы, бочонки, крынки для молока. Декорируются они преимущественно подглазурным крытьем, росписью в виде вертикальных полос, лент. Деление разделок на группы не предусматривается.
Майоликовая посуда имеет чайное, столовое и кофейное назначение. Более широк ассортимент чайной посуды (чайные пары, сухарницы, масленки, хлебницы, молочники, сливочники, стаканы, кружки, блюдца для варенья и др.). Посуда столового и кофейного назначения включает миски, салатники, тарелки, кофейники, сахарницы, кофейные пары. В качестве декора применяются в основном закрытые цветными глазурями, роспись красками и ангобы.
Гончарная посуда по назначению делится на две группы: для варки и подогрева пищи и для ее хранения. Основные виды этой посуды - горшки (для приготовления пищи), корчаги (для подогрева воды скоту), крынки для молока, плошки (для приготовления жаркого), кувшины, миски, кружки. К прочим гончарным изделиям относятся цветочные горшки и кашпо.
Декорирование керамических изделий, связанное с нанесением на них ангобов, глазурей и керамических красок в основном производят живописными ручными и автоматизированными полиграфическими способами.
Живописные способы декорирования, относящиеся к гладкому виду декора и отличающиеся применением живописной техники, до сих пор широко распространены и незаменимы при изготовлении уникальных художественных изделий или хозяйственно-бытовой керамики традиционных декоративных стилей и народных промыслов. Поэтому декорирование наименее механизированная стадия технологии, характеризующаяся большой долей ручного труда.
Наиболее древний вид декорирования керамики всеми видами красок - роспись. Расписывают керамическое изделие кистями, помещая порошок красок на палитру, растирая его и смешивая с разбавителем. Кисть подрезают для нанесения декора нужной ширины. Самый простые способы росписи края изделия - отводку края, усик, ленту выполняют, вращая изделие на турнетке. Очень тонкие рисунки наносят пером, нанося разбавленную больше чем обычно краску.
Так же выполняют стаффаж - подрисовку кистью свободным мазком. Применяют в основном для декорирования ручек, носиков и для выделения рельефа. Полиграфические методы декорирования керамики (печать с металлической пластины, шелкография, декорирование штампом, декалькомания) стали широко применяться с развитием массового производства посуды.
Печать с металлической пластины (глубокая печать) осуществляется переносом рисунка, гравированного или травленного на стальной (медной) пластине или цилиндрическом валу на изделие. Рисунок заполняют краской, удаляют излишки и отпечатывают на эластичных штампах из мягкой резины, желатина и др. и производят печать на очищенную поверхность утильного или глазурованного изделия. В современном производстве керамических плиток печать может производиться непосредственно с металлических барабанов, рисунок на которые нанесен с помощью лазера.
При прямой шелкографии
рисунок наносится
При декорировании штампом одноцветный несложный рисунок переносят на поверхность изделия с помощью резинового штампа. Резиновый штамп изготавливают с гипсовой формы, моделью для которой служит рисунок, гравированный на деревянной или металлической пластине. Штамп периодически припудривают сухим порошком краски, усиливая цвет. Таким образом наносят обычно обрамляющие узоры, монограммы, марку завода.
При декалькомании используется
деколь - бумага с клеевой основной
и рисунком, нанесенным керамическими
красками. После нанесения деколи
на поверхность изделия и
Для декорирования используют также аэрографию - напыление суспензии керамических красок на изделие, закрытое трафаретом. При нанесении декора краска распыляется сжатым воздухом (0,2-0,3 МПа) через сопло диаметром 0,4-0,6 мм. Расстояние между поверхностью изделия и соплом должно составлять 15-20 см. Автоматы для пульверизации оснащены вытяжкой и краскоуловителями, обеспечивают вращение и качание декорируемых изделий. При нанесении разноцветных рисунков используют несколько трафаретов. Трафареты могут быть изготовлены из тонкой (0,3 мм) жести, фольги, пленок. Между шаблонами зазор составляет 1 мм. Аэрографию выполняют для нанесения декора на большие поверхности. С помощью аэрографа можно выполнять покрытие люстрами.
На поверхности керамических изделий можно получать фотоизображение (портреты и др.). Этот способ основан на свойствах некоторых клеевых веществ приобретать светочувствительность после обработки их солями хрома.
Дефекты рисунков нанесенных
на поверхность изделия
Методы декорирования керамики, особенно полиграфические, получили в последнее время интенсивное развитие. Прогресс в дизайне таких видов изделий как посуда и керамическая плитка потребовал применения новых видов керамических красок и глазурей, с необычными эффектами и многообразием цветов. Качество наносимых рисунков, производительность их нанесения все более приближаются к требованиям полиграфии. Большую роль в этом процессе сыграло развитие компьютерных технологий и техники переноса изображения на поверхность изделия. Заметим, что полноцветная керамическая печать "фотографического" качества - чрезвычайно трудоемкая производственная задача, так как цветоделение должно производится по 10-30 базовым цветам.
При осуществлении сертификации продукции используют классификационные группировки, объекты и их коды. В сертификатах соответствия на отечественную продукцию указываются коды ОКП.
Классификация керамической посуды по Общероссийскому классификатору продукции представлена в таблице А.1.
В соответствие с классификацией ОКП, керамическая посуда подразделяется по таким признакам, как назначение, комплектность, тип керамики.
Наряду с ОКП, в товарной деятельности может применяться Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД России), представляет собой международный классификатор экспортно-импортных товаров. ТН ВЭД России предназначена для установления таможенных тарифов указанных товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации. Уклонение от установленного порядка перемещения товара через таможенную границу РФ, путем его неправильной классификации или указания неверных данных в ГТД, влечет ответственность в соответствии с таможенным законодательством.
В кодах ТН ВЭД строго соблюдаются принципы однозначного отнесения товаров к той или иной группе.
Классификация керамической посуды по ТН ВЭД России представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Классификация керамической посуды по ТН ВЭД России
Код ТН ВЭД России |
Наименование позиции |
6911 |
Посуда столовая, кухонная и прочие хозяйственные и туалетные изделия из фарфора: |
6911 10 000 0 |
- посуда столовая и кухонная |
6911 90 000 0 |
- прочая |
6912 00 |
Посуда столовая, кухонная и прочие хозяйственные и туалетные изделия из керамики, кроме фарфора: |
6912 00 100 0 |
- из обычной керамики |
6912 00 300 0 |
- каменная керамика |
6912 00 500 0 |
- фаянс или тонкая керамика |
6912 00 900 0 |
- прочая |
В соответствие с ТН ВЭД России керамическая посуда подразделяется по типу керамике и подгруппам по назначению.
Таким образом, на основе анализа товароведной, стандартной, ОКП и ТН ВЭД России классификация составлена обобщенная классификация керамической посуды, которая представлена на рисунке А.1.
4. Сегментация рынка керамических товаров
В настоящее время в России керамическая посуда производится на нескольких десятках предприятий, в том числе и на таких, где изготовление посуды является побочным производством. Ассортимент керамических изделий, выпускаемых в России, превышает 2500 наименований. Рейтинг ведущих российских производителей керамической посуды по итогам 2009 года выглядит следующим образом (таблица 1 и рисунок 1)
Таблица 1 – Рейтинг российских производителей за 2009г.
Наименование предприятия |
Количество посуды за год |
1 |
2 |
ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор" (г. Краснодар) |
54161 |
ЗАО "Конаковский фарфоровый завод" (Тверская обл.) |
41843 |
ПК "Дулевский фарфор" (Московская обл.) |
32191 |
ЗАО "Богдановический фарфоровый завод" (Свердловская обл.) |
27078 |
ЗАО "Фарфор Вербилок" (Московская обл.) |
10147 |
АООТ "Пролетарий" (Новгородская обл.) |
6729 |
ОАО "Ломоносовский фарфоровый завод" (г. Санкт-Петербург) |
4600 |