Конкурентоспособность на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночной экономике наиболее актуальна проблема качества продукции, так как успех того или иного предприятия зависит от конкурентоспособности выпускаемых ею товаров. Только товар высокой степени качества может быть востребован на рынке, и только те фирмы и предприятия, которые уделяют значительное внимание вопросам обеспечения и управления качеством продукции, могут рассчитывать на выживание и получение прибыли [] . Еще более жесткая конкуренция ожидает российских производителей при выходе на международный рынок, где продукция с низким уровнем качества заведомо обречена на неудачу при поиске потенциального покупателя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Факторы, обеспечивающие качество товаров…………………….
1.1Факторы, влияющие на формирование качества товаров……….
1.2 Факторы, стимулирующие качество товаров…………………….
1.3 Факторы, способствующие сохранению качества товаров……...
Глава 2. Роль качества в повышении конкурентоспособности продукции, на примере питьевого молока………………………………………………..
2.1Анализ структуры ассортимента питьевого молока……………..
2.2Результаты потребительской оценки……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

kursach-kh_1.docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

 

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………                                                                                 

Глава 1. Факторы, обеспечивающие качество товаров……………………. 
 1.1Факторы, влияющие на формирование качества товаров………. 
 1.2 Факторы, стимулирующие качество товаров……………………. 
 1.3 Факторы, способствующие сохранению качества товаров……... 
Глава 2. Роль качества в повышении конкурентоспособности продукции, на примере питьевого молока……………………………………………….. 
 2.1Анализ структуры ассортимента питьевого молока…………….. 
 2.2Результаты потребительской оценки…………………………….. 
Заключение…………………………………………………………………… 
Список использованной литературы……………………………………….. 
Приложения…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Введение

При переходе к рыночной экономике наиболее актуальна проблема качества продукции, так как успех того или иного предприятия зависит от конкурентоспособности выпускаемых ею товаров. Только товар высокой степени качества может быть востребован на рынке, и только те фирмы и предприятия, которые уделяют значительное внимание вопросам обеспечения и управления качеством продукции, могут рассчитывать на выживание и получение прибыли  [] . Еще более жесткая конкуренция ожидает российских производителей при выходе на международный рынок, где продукция с низким уровнем качества заведомо обречена на неудачу при поиске потенциального покупателя.  
 Особенности современной российской экономики заключаются не только в снижении объемов производства, но и в том, что уровень технологии и оборудования в основном значительно ниже, чем в развитых странах. Привлечение инвестиций на оборудование производства, разработку новых технологий может быть оправдано только в том случае, если выпускаемая продукция окажется конкурентоспособной и найдет спрос у потребителя. В такой ситуации задача предприятия - изготовителя заключается в разработке и освоении производства высококачественных изделий. Серьезная конкурентная борьба в странах с развитой рыночной экономикой обусловила разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способности предприятий производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками[]. 
 Все вышеизложенное подчеркивает актуальность и значимость проблемы, что и определило выбор темы курсовой работы. Целью данной курсовой работы является изучить роль качества в обеспечении конкурентоспособности  продукции на примере питьевого молока. На основании вышеуказанной цели перед нами были поставлены следующие задачи: 
 - рассмотреть факторы обеспечивающие качество товаров; 
 - провести оценку конкурентоспособности питьевого молока.

 

Глава 1. Факторы, обеспечивающие качество товаров. 
 Качество является объектом управления. Управлять качеством следует на различных стадиях жизненного цикла товара. В целом эти этапы можно объединить в следующие группы: предпроектный  этап; производственный этап; этап по реализации; этап потребления; этап утилизации. Такое объединение условно, но оно позволяет подробнее рассмотреть факторы, обеспечивающие качество товаров.  Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на три группы: факторы, влияющие на формирование качества товаров; факторы, стимулирующие качество товаров; факторы, способствующие сохранению качества товаров.   
 К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся: изучение рынка товаров; разработка требований к товарам; качество исходного сырья; качество конструирования и проектирования; качество изготовления (переработки); контроль готовой продукции. 
 К факторам, способствующим  сохранению качества товаров, относятся: упаковка и маркировка; условия транспортирования; условия хранения; условия реализации и использования товаров; техническая помощь в обслуживании; утилизация после использования. 
 Качество товаров определяется экономической ситуацией в стране, которая определяет формы и методы управления качеством, характер производственных отношений, а также характер ценообразования и тому подобное. Все обязательные требования отражены в технических регламентах, которые принимаются в форме закона РФ. Остальные требования отражены в национальных стандартах. Причем соблюдение требований стандартов носит добровольный характер. Стандарт является доказательной основой для выполнения требований технического регламента. Например, если в техническом регламенте говорится о том, что содержание вредных веществ не должно превышать некоторого предельного уровня, то стандарт подробно описывает, как этого добиться. Стандарты определяют порядок и методы повышения  уровня качества продукции, устанавливают требования к средствам и методам контроля, определяют номенклатуру показателей для разных видов оценочной деятельности.  Процедуры оценки соответствия устанавливают определенные барьеры  для недобросовестного изготовителя, поставщика или продавца продукции. Стандарты становятся важным инструментом коммерческой деятельности. Однако недостаточно строго следовать требованиям стандартов, надо подкреплять выпуск  товаров сертификатом соответствия и качества. Сертификат создает уверенность в стабильности качества, его безопасности, достоверности и точности измеренных показателей качества. Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выпуска товара, удовлетворяющего требования потребителей.

1.1Факторы, влияющие на формирование качества товаров

Изучение рынка товаров  заключается в поисках и выборе целевого рынка, его сегментации, определении  потребностей в товаре, оценке емкости рынка, составлении подробной характеристики потребителей данного рыночного сегмента, установлении требований к качеству товаров. Другими словами, изучение рынка сводится к получению ответа на вопрос, что в действительности будет приобретать покупатель. При сегментировании рынка пользуются различными переменными: географическими, социальными, демографическими, психологическими, экономическими и другими. Экономические переменные в основном определяются уровнем доходов на душу населения и на отдельную семью. Именно уровень доходов во многом определяет отношение потребителя к цене товара. Социально – демографические переменные определяются личностными и семейными факторами, а также условиями жизни. Личностные факторы складываются из многих составляющих, некоторые из которых: пол, возраст, национальность, профессия, уровень образования, религиозные убеждения, принадлежность к определенной социальной группе и прочих. Семейное положение оценивается наличием семьи, ее составом и этапом ее развития. Условия жизни характеризуются по жилищным условиям, особенностям проведения свободного времени, культурным  и национальным традициям. Вся информация по изучению рынка необходима для выпуска нужного количества товара, полностью соответствующего потребностям населения.   Разработка требований к товарам. На этой стадии определяется весь комплекс требований, которым товар должен соответствовать. Анализируется информация о действующих нормативных документах, о методах оценки качества, о существующих аналогах товара, которые представлены на рынке. Назначение этого этапа состоит в разработке таких требований, соответствие которым позволит максимально удовлетворить потребности. Результатом этой работы должно стать производство товаров, которые отвечают обязательным требованиям, соответствуют потребностям, реализуются по доступной цене, а производителю обеспечивают максимальную прибыль, увеличение объемов продаж и быструю окупаемость средств. Разрабатываемые требования должны обеспечивать безопасность и соблюдение экологических требований. К работам по разработке требований к новым товарам следует привлекать не только разработчика и изготовителя, но и представителей органов, осуществляющих надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы. Для учета интересов потенциальных потребителей к разработке требований и оценке базовых образцов необходимо привлекать основного потребителя, а так же представителей союза потребителей и товароведов. При разработке требования определяются вероятные значения показателей качества продукции, которые могут быть достигнуты к заданному моменту времени, то есть осуществляется прогнозирование качества продукции. После точного определения требований, которым товар должен соответствовать, начинается его создание. На этой стадии основными факторами, обеспечивающими качество, являются: качество исходного сырья и материалов, качество конструирования и проектирования и качество изготовителя (переработки) []. 
 Качество исходного сырья и материалов. Под сырьем понимают предметы труда, которые используются для производства готовых изделий или для дальнейшей переработки. Сырье отличается по химическому составу, по свойствам и по происхождению. Сырье представляет собой продукцию сельского хозяйства, добывающей, химической и других отраслей промышленности. Наряду с понятием “сырье” в практике встречаются понятия “полуфабрикат” и  “фабрикат”.  Фабрикат представляет собой продукт, предназначенный для производственного или личного потребления без дополнительной переработки. Полуфабрикат - это продукт труда, который должен пройти еще одну или несколько стадий обработки, прежде чем стать готовым изделием. Эти понятия часто условны и зависят от области применения продукта труда. Фабрикат одного производства может стать полуфабрикатом для другого. Так, ткани являются фабрикатом текстильной промышленности, но полуфабрикатом швейной промышленности. Качество сырьевых материалов во многом определяет качество готовых товаров. Например, примеси железа в кварцевом песке резко снижают прозрачность стекла и придают ему зеленоватый оттенок. А эти же примеси в глине уменьшают белизну фарфоровых изделий. Изменяя состав и качество сырьевых материалов, можно получать изделия с требуемыми потребительскими свойствами. Привлечение новых видов сырья позволяет производить товары с улучшенными свойствами.  Знание природы, строения и свойств исходного сырья дает возможность прогнозировать свойства готовой продукции, а так же расширять  и совершенствовать ассортимент товаров. Очень важно правильно оценить целесообразность применения тех или иных видов сырья, определить, из каких видов сырья возможно получение продукции с улучшенными потребительскими свойствами. В некоторых случаях для сокращения затрат на производство единицы продукции более дорогое  сырье заменяется более дешевым.  
 По химическому составу выделяют неорганические и органические сырьевые материалы. К материалам неорганического происхождения относятся металлы и их сплавы, минералы и другие. Эти минералы обладают целым комплексом  специфичных свойств. Металлы и сплавы, а так же товары на их основе характеризуются высокой прочностью на сжатие, растяжение и изгиб, электро- и теплопроводностью, огне- и термостойкостью, высокой плотностью. Недостатком всех металлов, за исключением драгоценных, является то, что они подвергаются коррозии. Минералы - это природные химические соединения, которые почти однородны по составу и физическим свойствам. Они образуются при различных физико-химических процессах, которые протекают в глубинах и на поверхности Земли. Из минералов состоят горные породы и руды. Среди минералов наиболее распространены силикаты, фосфаты и их аналоги, сульфиды и их аналоги, оксиды и гидроксиды.  Силикаты представляют собой  соли кремниевых кислот. К ним относятся полевой шпат, слюда, глина, берилл, циркон. Силикаты являются основным сырьем для получения керамики, цемента, стекла, асбеста, некоторых металлов. Изделия на основе силикатов характеризуются рядом общих для них показателей.  Они негорючие, хрупкие (кроме стеклонитей, стеклотканей, стеклопластиков), твердые, прочные на сжатие, обладают низкой электро- и теплопроводностью, имеют высокое тепловое расширение и низкую термическую стойкость. В отличие от металлических изделий силикатные более стойки к действию кислот, щелочей и других химических сред, за исключением плавиковой кислоты. Фосфаты представляют собой соли фосфорных кислот. Они применяются в основном как удобрения (суперфосфат, аммофос и другие), в производстве моющих средств, для умягчения воды. Сульфиды - это химические соединения металлов с серой. Многие сульфиды (иприт, молибденит) являются природными минералами. Сульфидные руды являются сырьем для получения тяжелых и цветных металлов (кроме олова и вольфрама), серебра и частично платины и золота, а также для производства серной кислоты.  К материалам органического происхождения относят целлюлозные, белковые и углеводородные вещества. Они могут быть как природного, так  искусственного и синтетического происхождения. Искусственные материалы получают в результате переработки натурального сырья без реакций  органического синтеза (полимеризации и поликонденсации). Синтетические материалы изготавливают посредством реакций органического синтеза низкомолекулярных веществ и их модификаций. К натуральным целлюлозным относятся: лен, конопля, древесина, хлопок. К искусственным целлюлозным сырьевым материалам относят нитроцеллюлозу, целлулоид, ацетилцеллюлозу, этилцеллюлозу.  К натуральным белковым материалам относятся кожа, мех, шерсть, копыта, рога, мясо, кости, шелк, и прочее. Основными представителями натуральных, углеводородных сырьевых материалов, применяемых для производства товаров, являются натуральный каучук и битумы, искусственных - резина на основе натурального каучука.  К синтетическим углеводородным материалам относятся различные каучуки и резины на их основе, синтетические смолы, на основе которых получают синтетические волокна, пластические массы. Все они представляют собой молекулярные соединения, получаемые путем синтеза и модификацией полимеров. Химическим составом и структурой определяются свойства материалов и сырья. Изменение химического состава влечет за собой существенное изменение свойств.  
 Качество конструирования и проектирования. Процессу производства предшествует конструирование и проектирование. На этой стадии закладывается качество будущего изделия. Перед тем как начать работать над проектом нового изделия следует обобщить еще раз данные по результатам изучения спроса, по возможным изменениям потребностей, по оценке конъюнктуры. 
  Проект - это прообраз, прототип предполагаемого вида товара, отраженный в конструкторских  документах. Проект содержит окончательное решение, которое дает необходимое представление  об устройстве создаваемого изделия и исходные данные для последующей разработки технической документации.  В технической документации отражается порядок организации производства, испытаний, приемки, эксплуатации и ремонта изделия, нормы расхода сырья и материалов, требования стандартов, если таковые существуют.  
 Технологическая документация является разновидностью технической документации. Технологическая документация – это  комплекс графических и текстовых документов, определяющих технологический процесс получения продукции, изготовления (ремонта) изделия, которые содержат данные для организации производственного процесса. Они могут содержать технологические карты, операционные карты, маршрутные карты,  инструкции.  Под конструкцией понимается форма, размер, способ  соединения и взаимодействия деталей и узлов, соотношение между отдельными элементами, взаимозаменяемость и другие особенности изделия. Конструкция, то есть  конфигурация и размеры отдельных деталей и узлов, способы их соединения и взаимодействия, соотношение между отдельными деталями, влияют на эффективность выполнения товаром своих функций, удобство пользования им, надежность, долговечность и внешний вид.  Для многих непродовольственных товаров конструкция существенно влияет на потребительские свойства. Плохая конструкция не только снижает потребительские свойства, но часто делает невозможным использование изделия по назначению. Например, обувь, имеющая неправильную конструкцию колодки, может быть полностью не пригодна для эксплуатации. Определение влияния конструктивных особенностей на потребительские свойства и качество товаров рассматривается в специальных разделах товароведения непродовольственных товаров.  Процесс проектирования и конструирования завершается созданием, испытанием и утверждением опытного образца. Опытные образцы (партии) подлежат комплексной оценке потребительских свойств и проверке ее на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья потребителей и охрану окружающей среды. Такая комплексная оценка называется приемочными испытаниями. Их проводит приемочная комиссия, а испытания опытных образцов на соответствие требованиям безопасности — независимая испытательная лаборатория. Функции приемочной комиссии может выполнять постоянно действующий художественно-технический совет, который может функционировать при разработчике, изготовителе или в другой организации. Например, образцы игрушек утверждает художественно-техническая комиссия при Министерстве образования Российской Федерации.  
 Для некоторых групп продовольственных товаров действует дегустационный совет. Изготовитель продукции на основе требований действующих стандартов и по результатам испытаний разрабатывает документ, определяющий требования к качеству продукции (технические условия, техническое описание образца). Если качество продукции не может быть полностью определено технической документацией, а возможные отклонения внешнего вида и других признаков, определяемых органолептическим методом, влияют на потребительские свойства, то совместно с документацией применяют образец-эталон, представляющий собой готовое изделие, утвержденное в качестве образца конкретной продукции и предназначенное для сличения с ним выпускаемой продукции по внешнему виду и другим признакам, определяемым органолептическим методом. К образцу-эталону обязательно прикрепляют ярлык, который подтверждает его подлинность. Если продукция выпускается разных цветов, то образец-эталон может быть одного цвета, в этом случае к нему должен быть обязательно приложен комплект всех предусмотренных цветофактурных образцов материалов или покрытий.  
 Образцы-эталоны хранят у изготовителя и основного потребителя. Образец-эталон, утвержденный в одном экземпляре, хранится у изготовителя, а потребителю по его требованию предоставляются цветные фотографии. Образцы-эталоны должны храниться в течение всего периода выпуска продукции и времени для предъявления возможных рекламаций.  Иногда в производственном процессе применяются контрольные образцы, которые являются копиями образца-эталона. Контрольный образец тоже должен быть опломбирован, а его ярлык должен содержать запись о соответствии контрольного образца образцу-эталону. 
 Предприятие-получатель продукции вправе потребовать представления в составе партии продукции контрольного образца для осуществления входного контроля партии.  В случае возникновения разногласий между изготовителем и получателем продукции по соответствию продукции контрольному образцу окончательное решение принимают при сравнении ее с образцом-эталоном.  
  По результатам приемочных испытаний составляется акт приемочной комиссии, который содержит рекомендации о производстве продукции, утверждает образец-эталон. После утверждения акта приемочной комиссии изготовитель принимает решение о производстве продукции при соблюдении следующих условий: наличия положительных результатов приемочных испытаний и (или) экспертной оценки опытных образцов (партий); положительное заключение органов, осуществляющих надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы (если необходимость получения такого заключения для данного вида продукции определена документами этих органов); наличие документа, определяющего требования к качеству продукции и утвержденного образца-эталона.  
 Имея положительные результаты приемочных испытаний, предприятие-изготовитель устанавливает обоснованные задания по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества, то есть осуществляет планирование качества продукции.  
 Качество изготовления. Это совокупность свойств процесса изготовления продукции, от которых зависит соответствие этого процесса и его результатов установленным требованиям. Насколько качество изготовления соответствует установленным требованиям определяется многими факторами: принятой технологией производства и соблюдением технологических режимов работы, в том числе качеством оборудования и инструментов; качеством нормативных и технических документов; качеством труда работников.  
 Технологические процессы оказывают значительное влияние на изменение свойств сырья и материалов и формирование качества готовой продукции. Последовательность технологических процессов зависит от технологии производства — совокупности способов, методов и приемов воздействия на сырье, материалы и полуфабрикаты соответствующими орудиями производства с целью получения готовой продукции. К способам воздействия относятся обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы и др. Методы воздействия могут быть физическими, химическими, физико-химическими, биологическими и др. Все виды воздействий осуществляются с учетом свойств и особенностей исходного сырья и планируемого качества готового изделия. Так, качество стеклянных изделий во многом зависит от температуры обжига, способа получения (прессование и выдувание), степени механизации (вручную или автоматически).  При нарушении режимов технологических процессов производства могут возникнуть различные виды дефектов товаров, снижающих качество или приводящие товар в негодность.   
 Дефект — это отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Продукция, которая имеет хотя бы один дефект, является дефектной. По происхождению дефекты бывают сырьевыми, технологическими, транспортирования и хранения, реализации и эксплуатации. По возможности обнаружения дефекты делятся на явные и скрытые.  Явный дефект можно обнаружить, используя правила, методы и средства, обязательные для данного вида контроля и предусмотренные в нормативных документах. Например, к явным дефектам можно отнести трещины подошвы обуви, некоторые болезни и повреждения картофеля, точки и проколы кожицы яблок.  Скрытые дефекты проявляются, как правило, в процессе эксплуатации или неправильного хранения товаров. Например, отсутствие промежуточных деталей в одежде приводит к потере формы изделия после несколько циклов носки. При резких колебаниях температуры и влажности в хранилище на клубнях картофеля проявляется сухая гниль.  В нормативных документах не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства выявления скрытого дефекта. Для этой процедуры используется экспертиза, которая позволяет выбирать методы определения причин возникновения и устранения (если возможно) скрытого дефекта.  К скрытым дефектам относятся дефекты конструирования (неверный расчет при проектировании размеров деталей), дефекты сборки (неправильное соединение деталей), дефекты заключительной отделки.  По степени влияния на качество дефекты делятся на критические, значительные и малозначительные.  При наличии критического дефекта использование товара по назначению практически невозможно или недопустимо, например, отрыв подошвы обуви. Значительный дефект существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность.  Малозначительный (незначительный) дефект существенно не влияет на использование продукции по назначению и на ее долговечность. Так, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены небольшие отклонения от формы, размера, окраски.  По возможности устранения дефекты подразделяются на устранимые и неустранимые.  Если дефект технически возможно и экономически целесообразно удалить, то он называется устранимым. Например, отрыв фурнитуры в одежде относится к устранимым дефектам.  Неустранимые дефекты технически невозможно или экономически нецелесообразно удалить. Например, недоформовка пластмассовых изделий является неустранимым дефектом.  Выявление причин возникновения дефектов и способов их устранения является одной из главных задач товароведения.  Качество нормативной и технической документации определяется уровнем стандартизации — степенью охвата стандартами и техническими условиями всей номенклатуры выпускаемой продукции, использованием прогрессивных методов стандартизации, а также количественными значениями нормируемых показателей качества.  На нормируемые показатели качества ориентируется производство, совершенствуя технологию изготовления. Уровень нормативных требований определяет выбор сырья, методов производства, контроля и, следовательно, качество готовой продукции.

    1. Факторы, стимулирующие качество товаров

Факторами, стимулирующими качество товаров, являются: социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства; материальная заинтересованность работников; санкции, предъявляемые работнику за выпуск продукции низкого качества.  
 Эти факторы изучают экономические дисциплины.  Главным обобщающим критерием качества промышленной продукции является выполнение требования социально-экономической необходимости и целесообразности. Так, одной из сложнейших задач при проектировании является выявление и обоснование социальной (общественной) необходимости, важности, пользы, целесообразности разрабатываемой конструкции. Социальная целесообразность -  требования к назначению изделия с точки зрения его соответствия общественным потребностям (целесообразность изделия для общества и социальная оправданность его производства и потребления). Промышленное изделие считается социально целесообразным, если оно удовлетворяет следующим требованиям:

-представляет собой общественную необходимость (то есть его производство обусловлено общественной необходимостью);

-повышает производительность общественного труда (требует минимальных затрат времени на его эксплуатацию, обслуживание и ремонт на основе стандартизации и унификации), характеризуется совершенством рабочих функций, универсальностью;

-заменяет собой ряд родственных изделий в ассортиментном ряду промышленной группы или класса изделий;

      -надежно функционирует в процессе эксплуатации;

-улучшает и облегчает условия труда человека (при эксплуатации, обслуживании и ремонте);

-представляет общественную ценность как продукт материальной культуры (оптимальная форма, патентная чистота изделий, моральная ценность, олицетворяет новые формы общественной жизни);

-способствует всестороннему развитию человека и представляет возможность самовыражения его вкусов, интересов;

-отвечает требованиям демографии, социальной гигиены, социальной психологии;

-соответствует точному социальному адресу и научно обоснованному тиражу (в количественном отношении).

Эти принципы акцентируют  необходимость серьезного изучения интересов, желаний, потребностей человека.  Сведения  по этим вопросам могут быть получены лишь в результате конкретных социологических исследований. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемирное повышение эффективности производства.  Перед каждым  предприятием стоят как минимум 3 комплексные цели: 
            - производственная  цель – это  возможность предприятия выпускать продукцию необходимой номенклатуры, количества и качества, которая в состоянии удовлетворить определенную  потребность и потому имеет сбыт; 
           - коммерческая цель – получение максимальной прибыли за счет именно производственной деятельности, то есть, за счет реализации выпускаемой продукции в конкретных рыночных условиях; 
           - социальные цели – возможность предоставления рабочих мест с достойными условиями труда, оплатой и комплексом социальных услуг;

Социальная эффективность  оценивается, в основном, количеством  вновь созданных рабочих мест, появлением дополнительных возможностей у населения, повышением его платежеспособности, увеличением товарооборота  и в целом – повышением стандартов жизни и эффективности хозяйства.   
 В рыночной экономике главным фактором стабильного развития общества является усиление материальной заинтересованности работников в повышении результативности деятельности на основе обеспечения тесной взаимосвязи размеров доходов трудящихся с количеством и качеством затраченного ими труда.  Материальная заинтересованность работников в высоком качестве продукции обеспечивается, прежде всего, правильно выбранной формой заработной платы. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год, другие формы материального поощрения. Качество продукции во многом зависит от качества выполняемых работником обязательств.  Выпуск из  промышленных предприятий недоброкачественной,  нестандартной или некомплектной продукции,  а также выпуск в  продажу  таких  товаров  в торговых предприятиях наносит ущерб социальной экономике и интересам потребителей.  В этой связи имеет большое значение правильное применение  судами соответствующего уголовного законодательства, а также норм, предусматривающих материальную ответственность за вред, причиняемый такими правонарушениями.  При выпуске продукции ненадлежащего качества вследствие использования недоброкачественного, нестандартного сырья, материалов или комплектующих изделий,  выпущенных и  поставленных  другими промышленными предприятиями, судам следует решать вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и этих предприятий.  А о работниках,  допустивших изготовление недоброкачественной продукции, суд обязан  частными  определениями  сообщать  соответствующим  должностным лицам.

1.3 Факторы, способствующие сохранению качества товаров

 К факторам, способствующим  сохранению качества товаров,  относятся: упаковка и маркировка, условия транспортирования, условия реализации и использования товаров, условия хранения, техническая помощь в обслуживании, возможность утилизации после использования.  
Упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс транспортирования, хранения и реализации продукции. Разнообразие свойств и особенностей товаров, размеры, различные условия хранения, их транспортирования, отпуска вызывают необходимость производства упаковки множества видов. Также для размещения используется тара. Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для обращения продукции. Она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без неё: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, меш­ки, пакеты, корзины.  Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции: 
 1) предохранение товара от вредного воздействия внешней среды;

Информация о работе Конкурентоспособность на рынке