Конкурентоспособность на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночной экономике наиболее актуальна проблема качества продукции, так как успех того или иного предприятия зависит от конкурентоспособности выпускаемых ею товаров. Только товар высокой степени качества может быть востребован на рынке, и только те фирмы и предприятия, которые уделяют значительное внимание вопросам обеспечения и управления качеством продукции, могут рассчитывать на выживание и получение прибыли [] . Еще более жесткая конкуренция ожидает российских производителей при выходе на международный рынок, где продукция с низким уровнем качества заведомо обречена на неудачу при поиске потенциального покупателя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Факторы, обеспечивающие качество товаров…………………….
1.1Факторы, влияющие на формирование качества товаров……….
1.2 Факторы, стимулирующие качество товаров…………………….
1.3 Факторы, способствующие сохранению качества товаров……...
Глава 2. Роль качества в повышении конкурентоспособности продукции, на примере питьевого молока………………………………………………..
2.1Анализ структуры ассортимента питьевого молока……………..
2.2Результаты потребительской оценки……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

kursach-kh_1.docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

2) защита товара от  влияния других товаров;

3) обеспечение условий  для сохранности количества и  качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

4) придание товарам и  другим грузам необходимой мобильности  и создание условий для механизации  трудоемких операций и более  эффективного использования складских и торговых площадей;

5) выполнение роли носителя  коммерческой информации и торговой  рекламы;

6) использование тары  не только как средства для  размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).  
 Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания. Упаковка товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований: 
 - технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства упаковки, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении;

-упаковка должна быть  недорогой в изготовлении, портативной  и удобной для транспортирования,  как с товаром, так и в  порожнем виде. Она должна обладать  низким коэффициентом собственной  массы (отношение массы к объему);

-упаковка должна иметь  привлекательный внешний вид,  а ее форма, цветовое решение,  тексты и рисунки на ней  должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.  
 В зависимости от свойств товара, условий и сроков хранения упаковка классифицируется по признакам: по функциональному назначению, по используемым материалам, степени жесткости, методу изготовления, конструкций, способу закрывания, кратности использования. 
 По функциональному назначению тара бывает потребительской и транспортной. Потребительская тара поступает к потребителю вместе с продукцией. Для ее изготовления  используют разнообразные материалы, которые выбираются в зависимости от свойств товара. Для некоторых групп товаров потребительская упаковка обязательна. Например, она обязательна для дорогих и высококачественных изделий, для многих продовольственных,  парфюмерно – косметических и лакокрасочных товаров. Основными видами потребительской тары являются бутылки, стаканы, флаконы, пакеты, коробки, банки и другие. Стоимость потребительской тары, как правило, включается в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, легкой, оформленной. Одной из разновидностей потребительской тары является подарочная тара, художественно-конструкторское исполнение, которой должно подчеркивать назначение продукции (товара) как подарка, сувенира. Транспортная тара должна предохранять товары от повреждений и потерь при транспортировании и хранении, а также при перегрузках. Транспортная тара подразделяется на жесткую и мягкую. Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов. К мягкой транспортной таре относятся мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки.  
 По используемым материалам упаковка может изготавливаться из множества материалов: из металла, стекла, дерева, текстильных материалов и других. Выбор материала также зависит от свойств товара.  Складная тара из гофрированного картона с вкладышами и внутренними перегородками позволяет изолировать изделия друг от друга и исключить использование оберточной бумаги. Так упаковывают хрупкие товары.  Деревянная тара жесткая, прочная, она хорошо защищает товар при его транспортировании. Однако она очень тяжелая  и это увеличивает стоимость перевозимых в ней товаров. Многие металлические  товары упаковывают в деревянные ящики, которые внутри выстилают двухслойной непроницаемой бумагой. Металлическая тара отличается высокой механической прочностью, устойчивостью к воздействию внутреннего и внешнего давления. Поэтому ее применяют для затаривания, транспортирования и хранения жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, которые обладают специфическими свойствами. К такой таре относят бочки, барабаны, фляги, канистры, губы и баллоны. Их изготавливают из листовой стали, жести, алюминия. Металлические бидоны и цистерны применяют для хранения некоторых молочных товаров и растительных масел.  
  К таре, предназначенной для пищевых продуктов, предъявляются повышенные требования безопасности. Внутреннюю сторону банок для консервов покрывают специальными лаками или эмалями, которые препятствуют взаимодействию содержимого тары с металлами.  Гигиенические требования, включают следующие положения: в состав упаковочного материала не должны входить высокотоксичные вещества, обладающие специфическим действием на организм (канцерогенность, мутагенность, аллергенность, и упаковочный материал не должен изменять органолептические и физиологические свойства продукции, а также выделять вредные вещества в количествах, превышающих допустимые с гигиенической точки зрения уровни миграции.  
 Текстильная тара применима в основном в виде паковочных тканей и тканевых мешков. Паковочные ткани служат для упаковки в виде рулонов, кип, тюков ковровых изделий, тканей и других материалов. Льняные, хлопчатобумажные, комбинированные мешки  используют для упаковки муки, зерна, крупы. В джутовые и кенафные мешки упаковывают сахар. Они мягче и менее прочны, но лучше предохраняют сахар от увлажнения в сырых помещениях.  Очень эффективна прочная, водонепроницаемая, нетеплопроводная тара из пластических масс, которая постепенно вытисняет остальные тары (металлическую, стеклянную, деревянную). Такая замена не всегда возможна, из-за отрицательного воздействия на организм человека  соединений, которые образуются при взаимодействии некоторых полимерных материалов с пищевыми продуктами. Хорошо сохраняют свойства ряда товаров многослойные, комбинированные упаковочные материалы.  Такие упаковочные материалы имеют несколько слоев с разными свойствами и хорошо защищают товар от повреждений. Пастеризованное молоко  и молочные продукты часто разливают в пакеты из картона, с обеих сторон  ламинированного полимерной пленкой. Пакеты для молока длительного хранения обычно состоят из нескольких слоев бумаги, полимерной пленки и алюминиевой фольги. Сейчас все большее значение приобретает экологическая упаковка, которая не причиняет вред здоровью человека и окружающей среде.  
 По степени жесткости упаковка подразделяется на жесткую (ящики, бидоны, бочки, банки, бутылки и другие); полужесткую (плетеные корзины, коробки из гофрированного  картона) и мягкую (кули, мешки, пакеты). Преимущество жесткой тары - прочность, хорошая сопротивляемость динамическим нагрузкам, длительный срок эксплуатации, гигиеничность и эстетичный вид. Рассчитанная на штабелирование в несколько ярусов, стандартная жесткая тара любой формы и конструкции, позволяет рационально затаривать продукцию, экономить складские площади, повышать качество перевозок. Способна выдержать толчки и сотрясения при перевозках  и в процессе погрузочных операций. Полужесткая тара способна деформироваться под нагрузкой, но в то же время обладает достаточной устойчивостью к сохранению помещенного в нее материала. Основной материал для изготовления полужесткой тары это картон. Чаще применяется мягкая тара, которая не защищает продукцию от механического воздействия, а обеспечивает сохранность преимущественно сыпучих грузов, которые не боятся сотрясений и толчков. Такая тара выгодна, ведь в порожнем состоянии ее можно сложить и при перевозках она занимает мало места.  
 По методам изготовления различают клееную, сварную, штампованную, формованную, бондарную и другую тару.  
 По   конструкции   тару  подразделяют на разборную, неразборную, складную, разборно-складную, со съемными деталями.  
 По способу закрывания тара может быть: закрытая, герметичная, открытая. Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Существуют разные способы закрывания: обкатный, обжимной, винтовой и другие. Тара, применяемая без крышки, называется открытой. Если способ закрывания обеспечивает полную изоляцию от внешней среды, то такой способ называется герметичным. Способ закрывания зависит от свойств товара. Для хранения консервов тара должна быть герметичной, а для плодов и овощей, в которых при хранении продолжаются биохимические процессы, — открытой (для обеспечения притока воздуха). 
 В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную и многооборотную тару. Разовая тара предназначена для однократного использования (большинство видов тары). Возвратная тара, бывшая в употреблении, используется повторно.  Многооборотная тара предназначена для многократного использования, и после освобождения из-под товаров должна быть возвращена поставщикам или поставлена тароремонтным предприятиям. Многоразовое использование тары позволяет сократить материальные и трудовые затраты. 
 Условия хранения должны обеспечивать качественную и количественную сохранность товаров. Условия хранения - это совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище. Создание условий хранения, то есть режима хранения зависит от температуры, влажности воздуха, света, упаковки и других факторов, причем важен не только каждый из этих факторов, но и все они, вместе взятые. В холодильниках в основном  хранят продовольственные товары (мясо, рыба, молочные продукты, плоды, яйца, овощи). Влажность воздуха имеет большое значение в процессе хранения. При высокой влажности на продуктах могут развиваться плесени, при низкой происходит высыхание. При повышенной влажности  гигроскопичные материалы (кожа, ткань, сахар и другие) поглощают влагу из воздуха, увеличиваясь в размерах и массе. Для овощей  используют хранилища с пассивной и активной вентиляцией, за счет которой регулируются относительная влажность воздуха и температура.  
 Сохранение товаров зависит от соблюдения сроков хранения и правил их размещения. В зависимости от свойств товара устанавливают определенную высоту укладки для предотвращения деформации. Тяжелые и громоздкие товары помещают на нижние полки, легкие - на верхние, а товары частого спроса ближе к выходу. 
 Освещение играет большую роль при хранении продовольственных товаров.  При хранении свет отрицательно влияет на сохранность продуктов – ускоряет прогоркание жиров, повышает интенсивность дыхания, вызывает разрушение красящих веществ и многих витаминов, окрашенные продукты (вино, ликероводочные изделия) обесцвечиваются; овощи под влиянием света прорастают, картофель и корнеплоды зеленеют и приобретают горький вкус из-за накопления гликозида солонина. Поэтому товары не должны находиться вблизи осветительных и отопительных приборов. В то же время свет замедляет микробиологические процессы, препятствует развитию насекомых. Поэтому на складах рекомендуется рассеянное дневное или искусственное освещение. Товарное соседство при хранении пищевых продуктов должно исключать их взаимное отрицательное влияние друг на друга.  
 Следует избегать совместного хранения химических и металлохозяйственных товаров. Сильно пахнущие продукты нельзя хранить с продуктами, легко воспринимающими запахи. Сухие продукты, такие, как сухое молоко, сахар, сухофрукты, крупы – рядом с продуктами, содержащими много влаги. Лакокрасочные не рекомендуется хранить вблизи щелочей и кислот, так как они разлагают и обесцвечивают краски. Нужно хранить отдельно огнеопасные, легковоспламеняемые и токсичные товары (нефтепродукты, растворители и другие), а на дверях хранилищ должны быть соответствующие предупреждающие знаки.  
 При хранении товаров необходимо поддерживать режимы хранения. Он определяется: температурой, относительной влажностью, составом газовой среды, видом освещения; наличием вентиляции, санитарным состоянием складского помещения. 
Температура - наиболее значимый показатель режима хранения. При повышении температуры ускоряются процессы окисления, брожения, деструкции, коррозии, гниения, которые ведут к снижению потребительских свойств товаров, потерям и разрушению. При высокой температуре продукты, как правило, высыхают и теряют в массе. Низкая температура замедляет химические, биохимические и микробиологические  процессы. Не выдерживают таких температур при хранении огурцы, бананы, соки. Температура хранения должна быть постоянной, нежелательны резкие перепады температуры, при которых происходит конденсация воды на товарах. Единой оптимальной температуры хранения всех потребительских товаров не существует из-за многообразия свойств, обеспечивающих их сохранность. 
 Санитарное состояние складских помещений оказывает влияние на сохранение качества товаров. Складские помещения должны содержаться в чистоте. Мыть полы нужно с использованием дезинфицирующих средств. В полах и на потолках не должно быть трещин и других повреждений. С определенным интервалом в помещении должны проводиться дезинфекция, дезинсекция и дератизация. Дезинфекция проводится для уничтожения микроорганизмов, дезинсекция – для уничтожения насекомых, дератизация - для уничтожения грызунов (крыс, мышей). Вентиляция используется  для обновления воздушной системы, снижения температуры, удаления влаги или увлажнения воздуха при хранении. При обычной (пассивной) вентиляции воздух поступает в складские помещения за счет разницы температур внешней среды и склада. При активной вентиляции воздух подается кондиционерами, что позволяет создавать определенную температуру и относительную влажность. Она применяется при проведении лечебного периода  в картофеле, предназначенном для хранения.  
 Газовая среда так же определяет условия хранения товаров. Для хранения плодов используют модифицированную среду - с повышенным содержанием углекислого газа и пониженным содержанием кислорода. Повышенное содержание газа оказывает тормозящее действие на ферменты, удлиняет сроки хранения. Повышенное содержание кислорода ускоряет процессы окисления. В сторону ухудшения потребительских свойств кислород влияет на вкус и запах вина, соков. Под действием кислорода лакокрасочные товары загустевают и высыхают. Кислород воздуха вызывает коррозию металлов. Для снижения окислительного воздействия кислорода воздуха складские помещения следует содержать чистыми, а товары хранить в упаковке или закрывать.  
 Условия транспортирования товаров. При транспортировании товаров к факторам, способствующим сохранению качества, относят: правильный выбор упаковки, прочность упаковки, плотность укладки товаров в таре, плотность укладки тары с товаром – в контейнеры и транспортные средства, степень защиты товаров от механических и атмосферных воздействий, вид и свойства перевозимых товаров, из массы и объема, тип транспортных средств (водный, автомобильный, железнодорожный и прочие), дальность перевозок. 
 Для перевозки непродовольственных товаров применяется автотранспорт со специализированными кузовами. Для транспортирования груза навалом используется кузов в виде платформы с откидными бортами. Для перевозки сейфов, мебели, швейных изделий, электротоваров используются фургоны. Для перевозки продовольственных товаров используются так называемые рефрижераторы, то есть фургон с холодильной установкой. Они могут заменить хранение груза на складе и во время перевозки обеспечить благоприятные условия для груза. При осуществлении перевозки грузов необходимо соблюсти их полную сохранность, причём, как в плане количества, так и качества. В этом большую роль играет их правильная укладка. Правильный выбор тары и упаковки позволяет также сохранить качество товаров. На транспортной таре обязательно  должны присутствовать предупредительные знаки: “Верх”, “Не кантовать”, “Осторожно хрупкое”, “Боится сырости” и так далее. 
 При транспортировании товары должны быть плотно уложены в тару, а свободные места – заполнены упаковочными материалами. При перевозке необходимо учитывать свойства товаров и в зависимости от них предохранять их от разрушающих действий. Механические воздействия являются  главной причиной потерь хрупких товаров (стекла, керамики). Поэтому при отгрузке таких товаров пакеты и коробки должны быть переложены через два ряда упаковочными материалами и плотно уложены, а свободные места в вагонах  и контейнерах – забиты стружкой. Также при транспортировании эмалированных металлических изделий, которые боятся ударов, пол в вагонах застилают стружкой, сеном или соломой.  При транспортировании металлические изделия необходимо предохранять от атмосферных осадков, для этого их покрывают брезентом. 
 Существуют различные виды транспорта. Автомобильные перевозки грузов сегодня являются наиболее популярным видом доставки товаров. Такая востребованность объясняется многими причинами: перевозка грузов автомобильным транспортом считается удобным и экономичным видом доставки; возможность организовать доставку крупных партий от склада производителя до склада получателя, без перегрузок; использование автомобильных грузовых перевозок позволяет организовать качественную доставку «от двери до двери». 
 Автомобильный транспорт бывает универсальный и специализированный. Универсальный автотранспорт представлен бортовыми автомобилями и прицепами с открытым кузовом для перевозки грузов, которые не требуют особых условий при транспортировании. Специальный автотранспорт это автомобили и прицепы с кузовами для перевозки специальных грузов. Это могут быть фургоны, рефрижераторы, самосвалы. В фургонах перевозят подготовленную на продажу одежду, мебель и другие товары. В автомобилях – фургонах, имеющих приспособления для загрузки лотков, доставляют хлеб и хлебобулочные изделия, если оборудованы подъемными устройствами, то их используют для перевозки контейнеров. Автомобили - рефрижераторы  предназначаются для транспортировки и непродолжительного хранения пищевых продуктов, медикаментов, химических веществ и прочих при строго определённом температурном режиме. На дальние расстояния большие партии товаров перевозят железнодорожным транспортом. Используются крытые вагоны, в них транспортируют упакованные товары, не требующие особых условий транспортирования. Для муки используют специальные вагоны, цистерны -  для цемента. Так же на дальние расстояния используют морской (речной) и воздушный транспорт. На  товары, перевозимые на морских судах, оказывают влияние механические воздействия (качка, толчки, удары), кислород воздуха, насыщенная солями йода и прочее. Поэтому к сохранности таких товаров предъявляются жестокие требования.  
 Условия реализации и использования товаров. Реализация товаров осуществляется на предприятиях торговли разного типа. Техническое оснащение торговых предприятий, соблюдение санитарно-гигиенических требований способствует сохранению качества товаров. Большое внимание уделяется контролю качества товаров по внешнему виду, а у некоторых товаров по запаху. Условия хранения товаров также влияют на сохранение их качества. При потреблении или эксплуатации товара следует учитывать его потребительские свойства, условия хранения, правила по уходу, которые должны быть в сопроводительной документации. 
Техническая помощь в обслуживании  предполагает установку и подключение оборудования, профилактический осмотр товара, профилактический и гарантийный ремонт.  
 На товары устанавливаются следующие сроки использования: срок службы, срок годности, срок реализации. 
В течение срока службы изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению, несет ответственность за недостатки, возникшие по его вине. Он устанавливается на товары длительного пользования. Срок годности - период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Этот срок в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Продажа товара с истекшим сроком годности или товаров, на которые в нарушение требований законодательства срок годности не установлен, не допускается. Срок реализации – это дата, до которой пищевой продукт может быть предложен потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских характеристик. Он устанавливается на скоропортящиеся товары: мясо, рыба, молоко и молочные продукты и прочие.  
 Товарные потери - потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении. Товарные потери делятся по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы - нормируемые и ненормируемые.  
 Нормируемые потери образуются в результате уменьшения массы или объема товаров, они не превышают нормы, утвержденные в законодательном порядке, и списываются по распоряжению руководителя организации.   
 Ненормируемые потери - это потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Данные потери образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи из-за неправильных условий хранения, халатности должностных лиц.  
 Наличие в торговых организациях таких потерь является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому такие потери не нормируются, а считаются сверхнормативными. К сверхнормативным относятся и потери вследствие стихийных бедствий, а именно - некомпенсируемых убытков от пожаров, наводнений, всякого рода аварий и тому подобного, убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.  
 Основными  причинами возникновения этих потерь являются: усушка, распыл, раскрошка, утечка, разлив, бой и другие механические повреждения. Усушка - испарение влаги и летучих веществ (спирта, эфирных масел). Распыл - рассеивание в воздухе тонкоизмельченных сыпучих продуктов (мука, крахмал, сахарная пудра, поваренная соль  и другие). Раскрошка - потери продукта при рубке и резке мороженого мяса, рыбы.  Утечка - потери, образующиеся в результате просачивания товаров через тару. Она характерна для молока и молочных продуктов, растительных масел и других. Потери при разливе могут быть при переливании жидкости из одной тары в другую.  Нормы боя установлены на стеклянные и керамические изделия, на потребительскую тару из стекла и пластмасс. Нормы естественной убыли являются предельными, они применяются, когда при проверке фактического наличия товаров выявляется недостача. Естественная убыль списывается в фактически обнаруженных пределах, но не выше установленных норм.  
 Снижение товарных потерь влияет на экономические показатели деятельности предприятия и складывается из снижения потерь при транспортировании, хранении и реализации. При транспортировании снижение потерь связано с организацией перевозки, с погрузкой и упаковкой товаров, с правильным выбором транспорта. При хранении нужно соблюдать требования к условиям и срокам хранения, правила соседства товарных групп. Снижение потерь при реализации предполагает индивидуальный подход к товарам с учетом особенности их потребительских свойств.  
 Утилизация после использования. Утилизация после использования не оказывает влияние на качество товаров, но она оказывает влияние на окружающую среду, таким образом, получается, что качество утилизации оказывает косвенное влияние на качество вновь создаваемой продукции. Эта проблема  носит глобальный характер, что и обусловило ее важность. Практически любое  промышленное изделие "начинается" с сырья, добываемого из недр планеты или  вырастающего на ее поверхности. На пути к промышленным предприятиям сырье что-то теряет, часть его превращается в отходы. Подсчитано, что на современном уровне развития технологии 9% исходного сырья в конечном итоге уходит в отходы. Поэтому и громоздятся горы пустой породы, небо застилают дымы сотен тысяч труб, вода  отравляется промышленными стоками, вырубаются миллионы деревьев. 
  Данную проблему возможно решить. Прежде всего, следует сократить источники отходов. Разрабатывать многоразовые упаковки, которые позволяли бы повторно использовать материалы. Разрабатывать технологии вторичной переработки товаров. 
Наиболее распространенным способом переработки отходов являются сжигание и захоронение.  Сжигание предусматривает термическое разложение отходов до газообразного состояния и захоронения остатков от сжигания. Сжигание мусора существенно решает «проблему места», но при этом ухудшает экологическую обстановку в районе. Существует большое число различных технологий сжигания, позволяющих минимизировать вредные выбросы в атмосферу и при помощи полученного тепла решать множество самых разнообразных проблем (например, использовать тепло для отопительных целей). Также возможно использование полученной сажи для удобрений. Захоронение – это складирование отходов на специально отведенных земельных участках по утвержденным технически обоснованным технологиям. Оно требует выделения соответствующего места. Владея знаниями о потребительских свойствах товаров, товароведы могут оценивать жизненный цикл товаров с точки зрения безопасности, а также способствовать включению параметров охраны окружающей среды в стандарты на продукцию.

 

 

 

 


Информация о работе Конкурентоспособность на рынке