Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:34, курсовая работа
Концепция Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management - TQM) помогает решить проблемы, связанные с повышением эффективности управления производством, заинтересованности работников, увеличения выпуска готовой качественной продукции. Основная суть TQM заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за простой сутью скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых качество будет поставлено во главу производственного процесса.
Введение
Эволюция понятия качества
Концепция Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management - TQM) помогает решить проблемы, связанные с повышением эффективности управления производством, заинтересованности работников, увеличения выпуска готовой качественной продукции. Основная суть TQM заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за простой сутью скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых качество будет поставлено во главу производственного процесса.
Эволюция подходов к управлению качеством
Современная концепция управления качеством берет свои истоки с работ В. Шехарта (Walter Shewhart), который ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Это был знаменитый цикл PDCA (“Plan – Do – Check – Act”: “Планировать – Выполнять – Контролировать – Действовать”), известный также как "цикл Шехарта". Впервые он был применен в лабораториях Белла (США) в 30-х годах.
Суть данного цикла сводится к следующим положениям:
1.При обнаружении ошибок в выполнении операций, проанализировать их, найти решение проблемы.
2.Выполнить разработанные
улучшения для решения
3.Проконтролировать, достигли
ли тестовые изменения
4.В случае достижения
желаемого результата по
Бурное развитие теории управления
качеством пришлось на конец 40-х - 50-е
годы. В это время А. Фидженбаум
(Armand V. Feigenbaum) ввел понятие Всеобщего
Контроля Качества (Total Quality Control), состоящего
из этапов разработки качества, поддержки
качества и улучшение качества, а
также понятие Стоимости
В.Э. Деминг (W. Edwards Deming) расширил область применения цикла Шехарта и статистических методологий управления производством на сферу продаж и оказания услуг. В это время им были сформулированы знаменитые "Четырнадцать принципов" управления качеством. Эти принципы содержали в себе следующие положения:
1.Постоянно совершенствуйте товары или услуги.
2.Примите новую философию:
откажитесь от низкого
3.Откажитесь от массового контроля.
4.Откажитесь от партнерских
отношений, основанных только
на цене продукции: установите
долгосрочные партнерские
5.Постоянно совершенствуйте
систему производства и
6.Установите на предприятии современное обучение.
7.Внедрите современные
методы руководства: функции
8.Устраните страх:
9.Устраните барьеры между подразделениями предприятия.
10.Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.
11.Откажитесь от
12.Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.
13.Внедрите на предприятии
систему образования и
14.Принимайте любую работу,
полезную для осуществления
Начиная с 1950 года, Деминг начал внедрять свои принципы на японских предприятиях. Считается, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению недорогих и высококачественных японских товаров. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга. Другими наиболее известными в области управления качеством явились следующие события. Публикация в 1951 году Джозефом Юраном (Joseph M. Juran) книги "Руководство по управлению качеством". Юран разработал идею трилогии качества: планирование качества, улучшение качества и управление качеством. Данные три аспекта стратегического планирования качества в организации сводятся к следующему:
1.Планирование качества:
·идентифицируйте своих клиентов;
·определите потребности Ваших клиентов;
·переведите их потребности на Ваш язык;
·разработайте продукт, который соответствует потребностям Ваших клиентов;
·оптимизируйте характеристики продукта с тем, чтобы они удовлетворили как Ваши потребности, так и потребности клиента.
1.Улучшение качества:
·разработайте процесс, который может произвести данный продукт;
·оптимизируйте данный процесс.
1.Управление качеством:
·проверьте, что процесс с имеющимися операционными требованиями может произвести данный продукт;
·передайте процесс на выполнение.
В 1951 году Дуглас МакГрегор
(Douglas McGregor) сформулировал теорию X и
теорию Y, - два метода административного
контроля, а Маслоу (Maslow) выдвинул теорию
Иерархии Потребностей; Каори Исикава
(Karou Ishikawa) в 1962 году разрабатывает Цикл
Качества и убеждает японских менеджеров
обращать внимание на предложения рабочих.
Теория Исикава подразумевает, что
качество - это не только качество продукта,
но также послепродажное обслуживание,
качество управления, сама компания и
человеческая жизнь; Филипп Кросби (Philip
Crosby) положил начало распространению
концепции нулевых дефектов, которая
заключается в том, что за качество
не платят. Деньги приходится платить
за отсутствие и недостаток качества,
что и должно быть предметом контроля.
В последние годы было много новых
теоретических и практических разработок
в области качества, из которых
можно выделить два основных положения:
все должно делаться в интересах
клиентов, потребности которых Вам
известны; дешевле делать хорошо с
первого раза. Таким образом, благодаря
теориям и деятельности как перечисленных
выше, так и ряда других ученых, к
фактору качества было привлечено всеобщее
внимание. Достаточно сказать, что в
настоящее время вопросами
Глава 1 Качество продовольственных товаров и обеспечение контроля
1.1 Качество продукции
Рассмотрим некоторые основные термины и определения, принятые экспертами Международной организации по стандартизации.
Качество – совокупность
свойств и характеристик
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством.
Политика в области качества – основные направления, цели и задачи предприятия в области качества, сформулированные его высшим руководством.
Управление качеством – совокупность методов и деятельности, используемых для удовлетворения требований к качеству.
Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям качества.
Основной целью любого общества является улучшение качества жизни людей. Важная составная часть качества жизни – состояние здоровья человека. Другими составными частями является качество окружающей среды, продукции, работ и услуг. Отсюда возникает необходимость создания систем качества для указанных выше сфер человеческой деятельности и их интеграции в единую систему обеспечения качества жизни.
Одним из важнейших вопросов в рамках решения проблемы качества продукции является проблема экологического выживания. В этом плане актуальность приобретает качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, которое во многом связано с их экологической чистотой.
В рассматриваемом аспекте одним из основных принципов формирования качества продовольственных товаров является их безопасность. В экономически развитых странах качество продукции формируется под воздействием следующих основополагающих факторов:
- восприимчивость
промышленных предприятий к
- тщательное изучение
требований внутреннего и
- использование
«человеческого фактора»: обучение
рабочих и руководителей,
Большое внимание уделяется подготовке специальных кадров, отвечающих за качество продукции. Как правило, в организации они отвечают за разработку, внедрение, оценивают и обеспечивают функционирование соответствующей системы качества, проводят внутренний аудит.
Вопросы качества,
в частности разработка систем качества,
на отечественных пищевых
- отсутствие реальной
экономической свободы у
- инфляция;
- нарушение структуры
взаимодействия между
Удовлетворение
потребностей в высококачественных
продуктах питания – одна из основных
социально-экономических
1.2 Система управления качеством в России
Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества.
Какие концепции повышения качества существовали в нашей стране?
Что такое БИП?
БИП — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г.
В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.
Что такое КАНАРСПИ?
Система КАНАРСПИ была внедрена на Горьковском авиационном заводе. Признанная лучшей в стране, система базировалась на следующих принципах:
В середине 1960-х гг. на Ярославском моторном заводе «Автодизель» была внедрена система НОРМ, в которой за критерий качества был принят один из важнейших технических параметров — ресурс до первого капитального ремонта.
Особое внимание уделялось разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ были использованы и развиты основные элементы Саратовской и Горьковской систем управления качеством выпускаемой продукции. В чем заключалась специфика Российского опыта управления качеством?
Специфика управления качеством в России заключалась в том, что эффективные системы управления качеством создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК). Именно в ВПК были распространены методы обеспечения качества на стадиях исследования и проектирования новой продукции, статистический контроль качества с применением контрольных карт, специальные стандарты. В недрах ВПК родились КСУКП (комплексные системы управления качеством продукции, в том числе автоматизированные).
Что такое КСУКП?
В первой половине 1970-х гг. в результате совместного научно-производственного эксперимента предприятий Львовской области, ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР и научно-производственного объединения «Система» была разработана и прошла апробацию комплексная система управления качеством продукции.
Главная цель системы заключалась в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет:
А какие недостатки были у отечественных систем управления качеством?
Практика использования в советской промышленности комплексных систем управления качеством выявила их многочисленные недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию. К числу таких недостатков следует отнести:
Информация о работе Контроль качества продовольственных товаров