Контрольная работа по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

Задание1. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость для различных групп продовольственных товаров.
Задание2. Рыбные товары: ассортимент, особенности химического состава и пищевой ценности, требования к качеству, дефекты, хранение.
Задание 3. Сравнить пищевую ценность картофеля, моркови и свеклы.

Файлы: 1 файл

Товароедение.docx

— 56.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Задание1. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость для различных групп продовольственных товаров.

Совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей, называют номенклатурой потребительских свойств и показателей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.

В пределах номенклатуры потребительские  свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости  от их особенностей и удовлетворяемых  потребностей

Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп и подгрупп потребительских  свойств товаров.

Назначение - способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя  по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность.

В зависимости от удовлетворяемых  потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального  и классификационного назначения.


Потребительские свойства и показатели качества товаров


       Группы


 

    Назначения    Надежность    Эргономические     Эстетические            Экологические      Безопасности


Функционального       Сохраняемость                                        Психоло-             Химической


               гические


                    Радиационной


Социального             Физиоло-             Термической


                гические


                  Биологической


Классифика-                       Пожарной


ционного

 

Свойства функционального  назначения (функциональные свойства)отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности.

Эта подгруппа свойств и показателей  чаще всего удовлетворяет физиологические  потребности (например, утоление жажды  напитками). Так, для всех продуктов  питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая  ценность. Каждое из указанных свойств  может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в ккал (кДж), биологическая оценивается по количеству незаменимых аминокислот и их соотношению.

При определении функциональных свойств  необходимо установить условия использования (способ приготовления продукта) по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей.

Свойства социального  назначения - способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.

Для большинства продуктов степень  значимости этой подгруппы потребительских  свойств ниже, чем функциональных. Например, для деликатесных пищевых  продуктов социальное значение играет большую роль, но функциональное назначение все же важнее.

Показателями социального назначения нередко выступают внешний вид  товаров, состав и содержание отдельных  компонентов.

В отличие от показателей функционального  назначения, которые характеризуются  относительной стабильностью в  течение длительного времени, показатели социального назначения (красочность  упаковки, имидж торговой марки) подвержены значительным изменениям, порой в  течение сравнительно небольших  периодов. Не случайно, многие изготовители прибегают к стратегии постоянного  поддержания имиджа фирмы и товарных марок своих товаров как части  общего имиджа товара, его социального  назначения.

Свойства классификационного назначения - способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.). Так, содержание жира является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает нежирный и жирный; молоко - 1,5%-, 2,5%-, 3,2%- и 6,0%-й жирности; рыба - особо жирная, жирная, среднежирная и тощая.

Надежность - способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков.

Надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при  транспортировании, хранении и потреблении  товаров. Это свойство не может быть безграничным. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надежности, измеряемом определенным отрезком времени, в течение которого исходные свойства товара изменяются незначительно, что  позволяет их использовать в соответствии с назначением.

Для пищевых  продуктов надежность характеризуется  сохраняемостью. 

 

Сохраняемость - способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономически оправданны.

Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение - неизбежный этап любого товародвижения. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается до утилизации товара.

Этап хранения условно можно  разделить на два периода: складского хранения у изготовителя, в оптовой  и розничной торговле; домашнего  хранения у потребителя.

Сохраняемость товаров обусловлена их структурой или строением, химическим составом и свойствами веществ, наличием защиты от неблагоприятных внешних воздействий (упаковка, защитные покрытия), зависит от условий и сроков хранения. Многофакторность, определяющая это свойство, требует для обеспечения сохраняемости профессиональных знаний и умений.

Во время первого периода  хранения товароведы, материально ответственные  лица и специалисты технических  служб осуществляют контроль за  установлением и поддержанием заданного режима хранения, соблюдением сроков хранения, что позволяет сохранить товары с наименьшими потерями.

Во втором периоде хранения товаров  до их потребления потребитель не всегда знает, как правильно и  как долго можно их хранить. Поэтому  для сохранения качественных, а иногда и количественных характеристик  товаров необходимо информировать  потребителя об условиях и сроках их хранения с помощью доступной  и понятной маркировки.

Показателями сохраняемости потребительских товаров являются потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Сохраняемость тесно связана с безопасностью многих товаров, особенно скоропортящихся пищевых продуктов, так как важнейшей целью хранения является обеспечение безопасности.

Эргономические свойства - способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и физиологическими характеристиками потребителя.

Эргономика - наука, комплексно изучающая  человека в конкретных условиях его  деятельности с целью оптимизации  средств и процессов труда  или эксплуатации либо потребления. Эргономические свойства удовлетворяют  физиологические и/или психологические  потребности в соответствии с  определенными характеристиками потребителя. В зависимости от этих характеристик  эргономические свойства подразделяются на подгруппы: антропометрические, психологические  и физиологические.

Антропометрические* свойства - способность товаров при потреблении соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.

Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Так, например, для безалкогольных напитков учет антропометрических (особенности строения руки человека) и эргономических свойств проявляется в различном строении, формах и особенностях внешнего вида упаковки (ПЭТ-бутылки, стеклобутылки, металлической банки, комбинированной упаковки типа Тетра-Пак). Стоит отметить, что наиболее технологичными в отношении придания различных и (или) учитывающих особенности строения руки человека форм являются полимерные материалы. 

 

Психологические свойства - способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю.

Психологические требования могут выражаться через  восприятие вкуса, цвета, запаха. Например, восприятие отдельных пищевых продуктов  в определенных регионах земного  шара определяется национальными, религиозными, семейными и другими обычаями. Мясо лягушек, которое французы считают  деликатесом, не принято употреблять  в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, считая ее нечистым продуктом, а индусы - говядину, так как корова в Индии - священное животное. Для  безалкогольных напитков психологические  требования потребителя выражаются в первую очередь через утоление жажды, а потом уже через восприятие вкуса, цвета и запаха. 

 

Физиологические свойства - способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.

Одной из разновидностей этих свойств  являются органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое  восприятие человеком отдельных  свойств товаров с помощью  органов чувств. Органолептические  ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного  человека, что и предопределяет его  потребности. Например, в состоянии  утомления, стрессов, депрессии у  разных людей возникают неодинаковые потребности. Кто-то пытается снять  нервное напряжение с помощью  алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то - с помощью сладких  изделий (шоколад, конфеты и т.п.). С точки зрения физиологии человека это вполне объяснимо. При сильных  вкусовых и обонятельных ощущениях  происходит переключение возбудимости одних участков коры головного мозга  на другие, обеспечивающие восприятие вкуса и запаха. Одни и те же пищевые  продукты у разных людей вызывают неодинаковое восприятие, а главное - чувство удовлетворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворение (ощущение комфорта) получают от чашки чая, а  кофеманы - от чашки кофе.

Примером показателя физиологических  свойств пищевых продуктов может  служить консистенция и/или степень  дисперсности продуктов детского питания, предназначенных для детей разного  возраста. Для детей до 6 мес. продукты детского питания должны иметь жидкую консистенцию, до 1 года - гомогенизированную и крупнодисперсную.

Эстетические свойства - способность товаров выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

Показателями эстетических свойств  пищевых продуктов могут служить  внешний вид (форма, цвет, состояние  поверхности, целостность), информационная выразительность, совершенство производственного  исполнения.

За последнее десятилетие в  нашей стране дизайн упаковки пищевых  продуктов стал отличаться разнообразием  изображений, их цветовым оформлением, что, безусловно, заметно повысило их эстетические свойства. Яркая, бросающаяся  в глаза упаковка продукта является средством привлечения внимания потребителя к продукту данной торговой марки, что в конечном итоге дает производителю товара определенные (пусть и не столь большие) преимущества по сравнению с товарами конкурентов.

Экологические свойства - способность товаров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при их производстве, транспортировании, хранении и потреблении.

Все большее загрязнение окружающей среды ставит существование человечества на грань катастрофы. В этих условиях резко возрастает степень значимости экологических свойств.

Для пищевых продуктов экологические  свойства выражаются в первую очередь  через возвратную тару, многоразовое использование упаковки, а также  ее утилизацию.

Безопасность  пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (СанПиН 2.3.2.1078-01 [9]).

Безопасность - важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары. В  отличие от других потребительских  свойств, ухудшение или утрата которых  приводит к потерям функционального  или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей  безопасности переводит продукцию  в категорию опасной. Опасная  продукция подлежит уничтожению, а  продукция, утратившая иные потребительские  свойства, или относится к условно пригодной и может быть использована на промпереработку, или ее утраченные свойства могут быть восстановлены после соответствующего устранения дефектов.

В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают  следующие ее виды.

Химическая безопасность - отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Информация о работе Контрольная работа по "Товароведению"