Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 04:29, автореферат
С развитием рыночных отношений в России маркетинг находит все более широкое распространение и применение. На сегодняшний день он становится одной из самых действенных концепций рыночного управления. Постепенно концепция маркетинга входит в повседневную практику деятельности большинства российских фирм. Розничная торговля, являясь ведущим звеном всей системы торгового обслуживания, непосредственно затрагивает интересы населения и государства в целом. Роль торговли чрезвычайно велика. Она оказывает влияние на объем и структуру производства товаров, улучшение их ассортимента и повышение качества.
На правах рукописи
Маркетинг торгового предприятия
(на примере розничной торговли г. Москвы)
Специальность: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)»
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва
2007
Диссертационная работа выполнена на кафедре маркетинга Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Всероссийского заочного финансово-экономического института.
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор
Васильев Геннадий Анатольевич
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Новиков Дмитрий Тимофеевич
кандидат экономических наук, доцент
Бобков Леонид Васильевич
Ведущая организация: МАТИ – Российский государственный
технологический университет
им. К.Э. Циолковского
Защита состоится «___»________
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО Всероссийского заочного финансово-экономического института.
Автореферат разослан «_____» _____________2007 года
Ученый секретарь
диссертационного совета, К 212.040.02
кандидат экономических наук, доцент В. Д. Мостова
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования
С развитием рыночных отношений в России маркетинг находит все более широкое распространение и применение. На сегодняшний день он становится одной из самых действенных концепций рыночного управления. Постепенно концепция маркетинга входит в повседневную практику деятельности большинства российских фирм.
Розничная торговля, являясь ведущим звеном всей системы торгового обслуживания, непосредственно затрагивает интересы населения и государства в целом.
Роль торговли чрезвычайно велика. Она оказывает влияние на объем и структуру производства товаров, улучшение их ассортимента и повышение качества. Торговля активно воздействует на потребителей, воспитывает разумные потребности и их вкусы, широко пропагандирует новые товары. Она связана с денежным обращением и финансовой системой страны. От правильной организации торговли, степени удовлетворения спроса покупателей зависит и регулярное поступление денежных средств в бюджет государства. Торговля является крупной отраслью народного хозяйства.
Торговля призвана воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Однако, как показывает статистика, большая часть торговых работников вообще не осуществляет изучение покупательского спроса населения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов. Вследствие этого торговля не выполняет в должной мере одну из своих функций – выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и управлять спросом потребителей.
Все это свидетельствует об актуальности темы «Маркетинговое управление розничным торговым предприятием».
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой исследования явились труды как отечественных, так и зарубежных ученых. В исследовании проблемы маркетинга торговых предприятий существенный вклад внесли ученые: Л.И. Абалкин, А.Г: Аганбегян, И.Л. Акулич, А.У. Альбеков, И.К. Беляевский, Г.А. Васильев, Н.П. Ващекин, В.И. Вернадский, С. Винтер, О.С. Виханский, Ф. Герц, И.Н. Герчикова, А.Г. Грязнова, М.И. Дзлиев, Б.К. Злобин, Н.Г. Каминева, Р. Кучуков, В.И. Кушлин, К.С. Лосев, Д.С. Львов, М.И. Максимцов, В.А. Мальгин, Н.А. Нагапетьянц, Г. Нихаус, Ю.В. Овсиенко, И.Н. Омельченко, В.Ф. Парфенов, С. Плиев, В.М. Родионова, Г. Саймон, И.М. Синяева, А.Т. Спицын, П.Б. Струве, В.Г. Тимирясов, Н.А. Туган-Барановский, Р. Тюрнер, А.В. Черезов, В.Н. Чернов, С.С. Шаталин, Н.П. Шмелев, А.Д. Шеремет, А.Д. Урсул и др.
Обоснованию необходимости
Авторами рассматривались в основном отдельные аспекты деятельности предприятий розничной торговли, технологические процессы и коммерческая деятельность и особенности управление торговым предприятием, проблемы повышения эффективности и обеспечение конкурентоспособности, отдельные вопросы маркетинга и др. Системное применение положений маркетинга к деятельности торговых предприятий как правило отсутствует.
Кроме того, развитие рыночных отношений, динамика научно-технического прогресса постоянно предопределяют появление новых проблем в розничной торговле, требующих комплексного подхода к проведению научных исследований.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования явилась разработка теоретических положений и методических и практических рекомендаций по использованию маркетинга в деятельности предприятий розничной торговли.
Для реализации этой цели в диссертационной работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:
Объектом исследования являются предприятия розничной торговли.
Предметом исследования – экономические отношения, возникающие на предприятиях розничной торговли в условиях применения маркетинговой технологии.
Теоретической и методологической основой диссертации явились основные положения теории маркетинга, современные достижения экономической науки, результаты фундаментальных и прикладных исследований российских и зарубежных ученых и специалистов, работы научно-исследовательских организаций в области экономических проблем розничной торговли. Методологической и методической основой решения поставленных задач является диалектический метод, принципы которого позволили выявить основные характеристики исследуемых процессов, определить основные тенденции и динамику их становления и развития. Также применялись приемы и методы экономического анализа, системного подхода, комплексно-факторного подхода, метод сбора и аналитической обработки информации, сравнительного анализа экономических показателей, моделирования социально-экономических процессов. Обработка данных осуществлялась с применением экономико-статистических методов и использованием современных компьютерных технологией.
Информационную базу работы составили законы Российской Федерации, Указы Президента, постановления Правительства и другие правовые акты, информация Федеральной службы государственной статистики, материалы специальных обследований торговых организаций, проведенных автором.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что реализация содержащихся в диссертации рекомендаций будет способствовать оптимальному развитию и повышению эффективности деятельности торговых розничных предприятий. Использование на практике теоретических положений расширит возможности маркетингового управления развитием предприятий розничной торговли.
Апробация работы и внедрение научных результатов. Основные теоретические положения проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях Всероссийского заочного финансово-экономического иснитута. В 2004, 2006, 2007 годах, студенческой научно-практической конференции Московского государственного университета экономики, статистики, информатики в 2006 г., а также опубликованы в научных работах.
Содержащиеся в диссертационной работе рекомендации по совершенствованию маркетинга розничной торговли внедрены в практику работы розничных магазинов (акт внедрения от 16.09.2004 г.) и (акт внедрения от 26.05.2006 г.).
Публикации
По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ, общим объемом 4,3 п.л. (в том числе авторские – 3,6 п.л.). Из них две работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержит 18 таблиц, 44 рисунка. Список использованных источников включает 157 наименований.
II. Основное содержание работы
В первой главе «Теоретические основы розничной торговли» рассматривается экономическая сущность розничной торговли и ее развитие, даются особенности маркетинга в розничной торговле.
Развитие рыночных отношений предопределило необходимость более широкого использования маркетинга в практической деятельности розничных торговых предприятий. Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляется, но изначально они увязываются с процессом обмена, развитием форм сбыта и взаимодействием производителей с потребителями продукции, товаров и услуг. Маркетинг выступает как управленческий процесс, формирующий спрос, направленный на закупку и реализацию необходимых товаров.
В 2006 года в народном хозяйстве России, по данным Росстата, было зарегистрировано 198,6 тыс. предприяитй розничной торговли.1 При среднегодовой численности персонала 1,8 млн. чел. Оборот розничной торговли в 2005 г. по сравнению с 2000 г. увеличился в три с лишним раза и достиг 7038 млрд. руб. Эти данные приведены на рис. 1.
Рис. 1. Оборот розничной торговли
На душу населения за этот период времени товарооборот также увеличился в три с лишним раза и составил 49,2 тыс. руб.
Основными признаками классификации торговых предприятий являются следующие:
У маркетинга в розничной торговле следующие цели:
Для торговли принципиальным элементом маркетинга является разработка не товара, как у производителя, а услуг по его предоставлению. В условиях насыщенного конкурентного рынка главное – удовлетворить покупателей лучше, чем это делают конкуренты. Розничный торговец должен постоянно помнить об обслуживании потребителя. Это означает – следует сконцентрировать внимание на услугах предоставляемых торговым персоналом.
Дополнительные услуги,
оказываемые покупателям в
1. Услуги, оказываемые покупателям в процессе осуществления ими покупок товаров.
2. Услуги, оказываемые покупателям в процессе, после продажного их обслуживания.
3. Услуги, не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров.
Реализация этих услуг повышает ценность товара путем:
|
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |
|||
По функциональным особенностям:
|
По методу обслуживания покупателей:
|
|||
По составу основного
|
По ценовому уровню реализуемых товаров:
|
|||
По характеру размещения на территории населенного пункта:
|
По размеру торговой площади:
|
|||
По форме товарной специализации:
неспециализированные. |
По ассортименту реализуемой продукции:
|
Информация о работе Маркетинг торгового предприятия (на примере розничной торговли г. Москвы)