Методы экспертизы чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение ассортимента чая, проведение оценки качества чая.
Для достижения поставленных целей мною были поставлены следующие задачи:
1.Показать факторы, формирующие качество чая;
2.Рассмотреть основные методы оценки качества чая;
3.Провести оценку качества чая

Файлы: 1 файл

чай.doc.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)
  • засоренность (черешками, грубым листом, волокнами и другой примесью) вследствие сбора с кустов грубого чайного листа и недостаточной очистки при сортировке;
  • опаристый чай – в результате неправильной сушки (высокая температура и медленное продвижение в сушильном аппарате);

затхлый, плесневелый  и другие посторонние запахи из-за нарушения технологии, повышенной влажности (более 9%) чая при хранении. Такой чай непригоден к употреблению.

      Для более точного определения качества организуем проведение дегустации, которое будет являться рабочим, поскольку осуществляется на рабочем месте в предприятии торговли. Дегустаторами будут все желающие и по окончанию сделаем общий вывод.

      Для оценки органолептических показателей были взяты чёрные чаи четырех торговых марок: «Гринфилд», «Майский», «Lipton Yellow Label», « Семь слонов.Гранд».

      Оценка органолептических показателей чёрного чая «Гринфилд»:

      Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус,настой яркий, прозрачный, интенсивный,цвет разваренного листа однородный, коричнево-красного цвета (« цвет медной монеты». Внешний вид листа хорошо скрученный, однородный, ровный.

Наш образец соответствует сорту « Букет». По всем показателям чай получил отличную оценку. Особенно хотелось бы выделить очень нежный, приятный вкус, который прекрасно сочетается с лёгким цветочным ароматом. Всё это возможно, благодаря чайной почке «типсе». Многим потребителям не безразлично, как выглядят чаинки на дне заварочного чайника, не напоминают ли они жалкую труху. «Гринфилд» порадовал нас ровными однородными листами, что ещё раз подтверждает высокое качество данного образца. Все эти данные соответствуют информации представленной на упаковке.

       Оценка органолептических показателей чёрного чая «Майский», «Царская корона».

       Достаточно нежный аромат, средней терпкости вкус; настой яркий, интенсивный; цвет разваренного листа недостаточно однородный, коричневый; внешний вид недостаточно ровный, скрученный.Данный образец соответствует первому сорту чая. Его настой, цвет разваренного листа и уборка получили более высокие показатели, чем оценка крепости, и могли бы приравнять данный образец к высшему сорту. Внешний вид чая заслуживает высокой оценки. Он в первую очередь однородный, ровный и к тому же очень хорошо скручен. Что же касается других органолептических показателей, то можно сказать так: вкус ненасыщенный, и крепким чай назвать тоже нельзя, хотя на упаковке дана информация о том, что чай является высшим сортом.

       Оценка органолептических показателей чёрного чая «Lipton Yellow Label».

      Аромат приятный, вкус средней терпкости, настой  яркий, прозрачный. Цвет разваренного листа однородный, коричнево-красного цвета. Внешний вид листа (уборка)  хорошо скрученный, ровный.Чай «Lipton Yellow Label» соответствует первому сорту чая. Данный образец не впечатлил своим вкусом, цвет настоя достаточно насыщенным тоже нельзя назвать. А такие показатели как уборка и цвет разваренного листа вполне могли бы соответствовать высшему сорту чая. Внешний вид аккуратный, ровный, однородный. На упаковке дана информация о том, что чай относиться к высшему сорту.

       Рассмотрим чай марки « Семь слонов».Упаковка содержит информацию,  что чай относиться к высшему сорту, сочетает в себе тонкий вкус и приятный  аромат, посмотрим так ли есть на самом деле. Недостаточно выраженный аромат и терпкость, настой прозрачный, « нижесредний», ближе к мутному, цвет листа неоднородный, светло- коричневый с зеленоватым оттенком. Судя по всем этим данным этот чай относиться ко второму сорту.

       Таким образом, получается, что у  некоторых видов чаев не соответствует информация, предоставленная покупателям, но это не значит, что производители вводят нас в заблуждение, возможно чай стал ниже по качеству в связи с неправильным хранением на предприятии торговли  или на складах у поставщиков.

 

 

 

        

        2.3 Анализ ассортимента чая, реализуемого в супермаркете «ПРОВИАНТ»

     Произведем расчет коэффициента широты ассортимента чая для супермаркета  «ПРОВИАНТ». Для этого нужно определить два абсолютных показателя широты ассортимента: и . За применяется фактическое количество наименований чая, а за применяется общее количество наименовании по прайс- листам основных поставщиков.

             

Чем ближе коэффициент  широты к 1, тем больше широта ассортимента.

Следующий показатель, характеризующий  ассортимент в магазине является коэффициент полноты.

, где  - фактическое количество наименований чая в магазине;

- количество наименований чая  по прайс- листу.

Далее рассмотрим коэффициент  новизны. Он рассчитывается следующим  образом:

, где  - количество новых товаров;

 

, где  - количество товаров, пользующихся устойчивым спросом

, где 

- коэффициент весомости широты=0,1;

- коэффициент весомости полноты=0,4;

- коэффициент весомости устойчивости= 0,2;

- коэффициент весомости новизны=0,3

Основываясь на расчетах вышеперечисленных показателей  ассортимента можно сделать вывод, что ассортимент чая характеризуется  достаточно высокой полнотой и устойчивостью, но низкой степенью обновления и рациональностью. Коэффициент рациональности составляет 0,2. Это довольно низкий показатель, возможно это связано с низкой степенью обновления ассортимента. Таким образом, ассортимент чая в супермаркете можно охарактеризовать  как достаточно стабильный, о нем свидетельствует высокий показатель устойчивости и низкая степень обновления . Такое положение объясняется тем, что руководство магазин  не стремится к внесению в ассортимент новых наименований чая, предпочитая закупать те их виды, которые пользуются особым спросом у покупателей. Об этом свидетельствует высокий коэффициент устойчивости и низкий коэффициент рациональности ассортимента чая в супермаркете.

 

 

                   2.4 Пути совершенствования ассортимента чая в супермаркете

     Основываясь на выше перечисленных положениях можно разработать пути совершенствования ассортиментной политики в области формирования ассортимента чая в супермаркете «ПРОВИАНТ».

Совершенствование ассортимента чая должно проводиться по следующим  направлениям:

- обновление ассортимента. Необходимо чаще вносить в  ассортимент чая в магазине новые виды и наименования этих продуктов;

- проведение работы  по повышению рациональности  ассортимента. Это можно осуществить, основываясь на изучении потребностей покупателей, сопоставлении объемов продаж отдельных видов чая и количеством их наименований в ассортименте, а также учитывая структуру ассортимента этих товаров.

     Так, например, пакетированный черный чай, составляя около 40% от общего объема продаж чая в магазине, то есть вид чая, пользующийся наибольшей популярностью у потребителей, представлен в ассортименте лишь 12 наименованиями. А крупнолистовой черный чай, составляющий около 15% от общего объема продаж чая, представлен в ассортименте 19 наименованиями. Следовательно, нужно расширить ассортимент пакетированного чая за счет уменьшения количества наименования крупнолистового чая.

     Таким образом, нужно совершенствовать структуру ассортимента чая и соотношение отдельных их видов, основываясь на предпочтениях потребителей.

Совершенствованию ассортимента каждой из групп товаров, реализуемых в магазине, является одной из составных частей работы по повышению конкурентоспособности торгового предприятия в целом. Эта работа также может вестись по следующим направлениям:

- совершенствование ценовой  политики;

- улучшение качества обслуживания покупателей.

Таким образом, в супермаркете «ПРОВИАНТ» должна осуществляться деятельность по формированию оптимального ассортимента, с уделением особого внимания таким ее направлениям, как обновление и повышение рациональности ассортимента. Следовательно, основными направлениями ассортиментной политики по формированию ассортимента чая в магазине должны стать: обновление ассортимента и стремление к повышению его рациональности. Помимо этого должно уделяться внимание деятельности по повышению конкурентоспособности магазина в целом. Здесь особое значение приобретает эффективная ценовая политика. Реализуя на практике указанные рекомендации, магазин «ПРОВИАНТ» сможет успешно конкурировать с другими торговыми предприятиями, а также сформировать оптимальный ассортимент чая, для наиболее полного удовлетворения потребностей.

 

 

 

                            

                                                        

 

                                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, чай- один из наиболее распространенных тонизирующих напитков.  Ему присущи высокие вкусовые качества, изысканный аромат, хорошее стимулирующее и лечебное действие.

     В настоящее время на прилавках торговых организаций довольно- таки широкий ассортимент чая и для того, чтобы на вашем столе оказался действительно чай, а не продукт его переработки, зксперты проделывают длинный путь. В моей курсовой работе рассмотрены два вида товарной экспертизы: это самый простой- органолептический, и с помощью лабораторных методов. Поскольку органолептическая оценка является самым быстрым и дешевым методом оценки продовольственных товаров, ее я и использовала для определения качества чая, и сделала следующие выводы:

-  самый простой и удобный метод;

- участие может принять  любой желающий (дегустатор);

- результат зависит  не только от качества товара, но и от впечатлительности дегустатора, которая может изменяться под воздействием множества факторов ( степени внимания и осознания, сенсорной памяти, адаптации и физиологической утомленности).

     По результатам  проведенного анкетирования можно  сказать, что:

- в торговом предприятии чай должен быть всегда в ассортименте, т.е. предназначен на все случаи жизни, и для подарка, и на работу, и домой;

- в зависимости от  доходов все пьют разный чай,  это тоже является важным фактором подбора качественного ассортимента чая и чайных напитков.

     В ходе проведения органолептической экспертизы чая было обнаружено то, что некоторые виды чая не соответствуют маркировке на упаковке. А именно это чай марки « Семь слонов», где на упаковке следующая информация: чай высшего сорта, сочетает в себе тонкий вкус и аромат. При экспертизе было выявлено, что данный вид чая относится ко второму сорту ( ГОСТ 1938.90.Чай черный байховый фасованный.Технические условия). Подобное несоответствие может возникнуть в связи с неправильным хранением на предприятии торговли или же изготовители с целью повышение оптовых цен вводят в заблуждение покупателей.

Итогом написания курсовой работы является выполнение задач, поставленных во введении:

1) анализ литературных  источников;

2) на основании полученных  данных разработаны пути совершенствования ассортиментной политики в магазине;

3) проведена оценка  качества чая, реализуемого в  супермаркете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. ГОСТ 1938.90.Чай черный  байховый фасованный. Технические условия.- М.: Из-

    дательство  стандартов,1991.-19с.                

2. ГОСТ 1939.90.Чай зеленый  байховый фасованный. Технические  условия. - М.:                                                                

    Издательство  стандартов,1991.-25с.

3. Колесник А. А.  Теоретические основы товароведения  продовольственных

    товаров: учебное  пособие/ А.А Колесник, А.Г.Елизарова.-М.: Экономика,1990.-

     278с.                        

4. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы:              

    учебник для  вузов.- М.: Норма, 2007.- 448с.

5. Николаева М. А. Товарная экспертиза.- М.: издательский дом» Деловая литерату-           

    ра»,1998.-278с.

6. Товароведение и  экспертиза потребительских товаров:  Учебник/В.В.Шевченко

     [ и др.].- М.: ИНФРА- М, 2001.- 544с.-(Серия»Высшее образование»)

7. Товароведение и  экспертиза продовольственных товаров:  Учебник/ А.Ф.Шепелев

     [ и др.].-Ростов-на-Дону: Издательский центр» МарТ», 2001.- 680с

8. Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза вкусовых и кондитерских товаров:

    учебное  пособие/А.Ф.Шепелев, И.А.Печенежская, Т.Е. Ивахненко.- Ростов-на-

     Дону: Феникс,2002.- 336с.

Информация о работе Методы экспертизы чая