Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Товар - главный объект на рынке. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Он имеет потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкурентоспособность товара и составляющие её компоненты…..5
1.1. Понятие и значение конкурентоспособности…………………………5
1.2. Потребительские свойства товаров как основа конкурентоспособности………………………………………………….…7
1.3. Упаковка товаров……………………………………………………….8
1.4. Маркировка товаров…………………………………………………….9
Глава 2. Сравнительный анализ конкурентоспособности молочных продуктов………………………………………………………………….……..11
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………...17
Приложение 1……………………
ФГБОУ ОмГАУ им. П.А.Столыпина
Омский Аграрный Техникум
Курсовая работа
по дисциплине: « Теоретические основы товароведения»
Тема: «Оценка конкурентоспособности
продовольственных товаров»
Выполнила: Аширбаева
Яна Евгеньевна,
студентка 11 ТОВ группы
Проверила: Янушевская
Ольга Владимировна,
преподаватель специальных
экономических дисциплин.
Омск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конкурентоспособность товара и составляющие её компоненты…..5
1.1. Понятие и значение
конкурентоспособности………………………
1.2. Потребительские свойства
товаров как основа конкурентоспособности………………………
1.3. Упаковка товаров……………………………………
1.4. Маркировка товаров………………………………
Глава 2. Сравнительный анализ
конкурентоспособности молочных продуктов………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение 1…………………………………………………………………….18
Приложение 2…………………………………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
Товар - главный объект на рынке. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Он имеет потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Поэтому тема работы оценка конкурентоспособности продовольственных товаров актуальна в наше время. Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и личного потребления.
Проблема качества и конкурентоспособности
продукции носит в современном
мире универсальный характер. От того,
насколько успешно она
Конкурентоспособность - концентрированное выражение совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Объект исследования – молочные йогурты.
Предмет исследования –
конкурентоспособность
Цель работы: определить и сравнить конкурентоспособность двух видов йогурта.
Основные задачи:
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕЁ КОМПОНЕНТЫ
1.1. Понятие и значение конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
Конкурентоспособность любого
товара может быть определена только
в результате его сравнения с
другим товаром и, следовательно, является
относительным показателем. Она
отражает отличие данного товара
от товара-конкурента по степени удовлетворения
конкретной потребности. Для того чтобы
выяснить конкурентоспособность какого-
Отсюда, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами других отечественных и зарубежных предприятий.
Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.
Поэтому конкурентоспособность
(т.е. возможность коммерчески
Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д.
Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.
Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
Для оценки конкурентоспособности
важно иметь в виду, что на современном
рынке фирмы стараются
1.2. Потребительские свойства товаров как основа конкурентоспособности
При определении набора параметров выбираются параметры, характеризующие потребительские свойства товара, и параметры, выражающие его экономические свойства.
Потребительские свойства - это свойства товара, позволяющие ему удовлетворять определенные потребности человека:
1. функциональные - это способность товаров удовлетворять самые необходимые физиологические, и социальные потребности за счет основных функций.
1.3. Упаковка товаров
Упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от воздействия окружающей среды. Современная конкурентная борьба на рынке заставляет производителей все больше и больше внимания уделять упаковке. Ее форма и внешний вид влияют на выбор покупателя даже значительнее, чем рекламная политика и промоактивность. По статистическим данным, мороженое, творожок и некоторые другие продукты относятся к продуктам импульсного спроса, поэтому решение о покупке той или иной марки/вкуса потребитель принимает непосредственно у прилавка. В торговых павильонах так называемой «современной розницы» - супермаркетах и других форматах самообслуживания, доля импульсных покупок на каждого потребителя доходит до 60% от всего объема потребительской корзины. В такой ситуации именно упаковка становится ключевым способом общения с потребителем, инструментом «трансляции» ценностей продукта.
Сегодня упаковка играет огромную
роль в нашей жизни. Если раньше она
несла максимум две функции, таких
как защитная, предохраняя товар
от повреждений при различных
механических нагрузках, и создавала
возможность транспортировки
Производственными условиями определяется конструкция упаковки, ее функциональные качества. Заказчик же определяет дизайн, эргономические требования, стоимость материалов и всей обработки на разных стадиях изготовления до того как получится полностью готовая упаковочная продукция.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что упаковка- это неотъемлемый элемент качества изделия, упакованного в нее. Эстетические требования, устанавливаемые для упаковки нередко сложно выполнить в одиночку. Поэтому дизайнеры не обходятся без помощи технологов, психологов, текстовиков. Вся эта команда стремится к такому художественному оформлению упаковки, которое было бы типично и ассоциировалось с данным видом изделия. Концепция упаковок должна отвечать общему фирменному стилю продукции или в целом предприятия.
Упаковка должна быть такой, чтобы покупатель раз купив товар в этой упаковке, шел за ним еще и еще. Это достигается за счет цвета, формы, размера, текстуры материала, а так же, как уже говорилось, необходимой текстовой информации. Кроме того, упаковка не перестает «продвигать» товар, даже очутившись дома у потребителя. Поэтому она должна легко, без особых усилий открываться и закрываться, не затруднять использование содержимого.
На современном рынке имеются такие основные виды упаковки, как стеклянная тара (для жидкостей, газов, сыпучих продуктов), металлическая (для мясных, рыбных, плодовоовощных консервов, пива), полимерная упаковка, делящаяся на пленочную и пластиковую, деревянная, картонная, бумажная тара. Всех их при разработке дизайнеры- технологи наделяют данными основными функциями, учитывая требования заказчиков и потребителей, стараясь предвосхитить их ожидания.
1.4. Маркировка товаров
Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку (или) товар, а также другие вспомогательные средства.
Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.
В зависимости от места нанесения маркировки различают основные виды: производственную и торговую.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию.
Требования к торговой маркировке: в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли. К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфичные требования. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей» и рассмотрены ранее.
Характеристика маркировки:
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продовольственных товаров