Оценка научно-технической продукций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

В качестве научно-технической продукции выступают сами результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Поэтому ее отличают, как правило, высокая степень новизны и адекватный уровень наукоемкости. Перечень научно-технической продукции достаточно широк и разнообразен. К ней относятся теоретические и прикладные знания, полученные в процессе исследований, научно-техническая документация, подготовленная в результате разработки новой техники или технологии, опытные образцы новых орудий труда и материалов. В состав научно-технической продукции включают также научно-технические услуги и консультации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…..2
Основная часть:
1. Рынок инновационной продукции…………………….….…..3
2. Научно-техническая продукция и ее состав………….,.……11
3. Источники правового регулирования инновационной деятельности………………………………………….……….18
4. Зарубежный опыт инновационной политики……………….21
Заключение…………………………………………………….…….30
Литература…………………………………………………….……..31

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 72.52 Кб (Скачать файл)

                     Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  имени Т.М. Калашникова»

Кафедра «Управление качеством»

 

 

 

 

 

Курсовой  проект

по  дисциплине: «Производство и проектирование товаров»

на  тему: «Оценка научно-технической продукций»

 

 

 

 

                                                                                                                                          

                                                                                    

                                                                                                                                  Выполнил :студент гр 6-60-1

                                                                                                                                               Низаамбиев.Р.А

                                                                                                                                                         

                                                                                                                           Проверил : Гольцова О.Б.

Ижевск.

2012 год

Содержание:

Введение………………………………………………………….…..2

Основная  часть:

  1. Рынок инновационной продукции…………………….….…..3
  2. Научно-техническая продукция и ее состав………….,.……11
  3. Источники правового регулирования инновационной деятельности………………………………………….……….18
  4. Зарубежный опыт инновационной политики……………….21

Заключение…………………………………………………….…….30

Литература…………………………………………………….……..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

В качестве научно-технической  продукции выступают сами результаты научных исследований и опытно-конструкторских  разработок (НИОКР). Поэтому ее отличают, как правило, высокая степень  новизны и адекватный уровень  наукоемкости. Перечень научно-технической продукции достаточно широк и разнообразен. К ней относятся теоретические и прикладные знания, полученные в процессе исследований, научно-техническая документация, подготовленная в результате разработки новой техники или технологии, опытные образцы новых орудий труда и материалов. В состав научно-технической продукции включают также научно-технические услуги и консультации. В развитых странах инновационный бизнес к 80-ым годам был признан одним из важнейших компонентов инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит процветания экономики в долгосрочной перспективе.

В России вплоть до последнего времени  инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных  учреждениях, управляемых посредством  волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

Спрос на научно-техническую продукцию (НТП) в мире постоянно растет, поскольку она непосредственно связана, с одной стороны, с совершенствованием и развитием действующих производств с целью повышения их технического уровня и экономической эффективности, а с другой стороны - с обновлением выпускаемой продукции, с постановкой на производство новых высококонкурентных изделий. И хотя разработка и создание научно-технической продукции осуществляются чаще всего в рамках договоров, заключаемых между производственными предприятиями (фирмами) и научными организациями, а также в рамках государственных заказов, тем не менее значительный объем научно-технической продукции попадает на внешний рынок.

Актуальность, социально-экономическая значимость и недостаточная степень научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.

Цель исследования заключается во всестороннем изучении механизма HТП, выявлении присущих данному явлению противоречий и тенденций развития НТП.

Поставленная цель предполагает выполнение следующих  задач:

  1. дать понятие и рассмотреть сущность НТП и инноваций;

  1. определить особенности и значение НТП и развития инноваций;

  1. определить источники регулирования правовой деятельности;

  1. выявить проблемы, касающиеся развития НТП на современном этапе;

  1. изучить зарубежный опыт инновационной политики;

  1. определить методы регулирования НТП государством и инновационным сектором.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рынок инновационной  продукции

 Одной из причин  низкого уровня состояния инновационной  сферы является неразвитость рынка интеллектуальных и инновационных продуктов. Формирование рыночных отношений в этой сфере осложняется трудностями, связанными, с одной стороны, со спецификой научно-технической продукции, как товара и, с другой стороны, слабостью отношений, определяющих инновационный характер общественного развития.

Научно-техническая продукция  воплощает собой логичный результат

интеллектуальной деятельности. Научно-техническая продукция признается

товаром, если она выступает  средством углубления, расширения и  получения

новых знаний, а ее использование  обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на его основе.

При этом рынок научно-технической продукции представляет собой

форму экономических отношений  между владельцами интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

     Субъекты инновационного рынка - государство, предприятия,

учреждения, фонды, физические лица (ученые, специалисты).

     Объекты рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

  • в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов и образцов, технологических линий и т.д.);
  • в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно- конструкторских, технологических работ в виде аналитического отчета,обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);
  • в виде знаний, опыта, консультирования в виде консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым в мировой практике является обобщение всего спектра

экономических отношений  по поводу купли-продажи результатов  научной,

инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере  в понятии

“технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего экологических).

Технология  (обобщающее понятие объекта инновационного рынка) становится товаром лишь при определенных условиях и на определенной стадии продвижения идеи.

Технологическое предложение, не обладающее достаточным потенциалом  трансфера и коммерциализуемости, отсеиваются в процессе внутренней и внешней экспертизы.

Рынок инноваций характеризуется  рядом отличительных особенностей:

1) он традиционно является  новым для входящей на рынок  фирмы: в силу новизны разработанного товара приходится иметь дело с незнакомыми потребителями;

2) он является малоэластичным, вследствие ограниченного влияния  ценовой

политики на объем сбыта;

3) он характеризуется  ограниченным количеством покупателей  и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию  может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. Во многих случаях создание не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной  и технологической неопределенности.

     Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации

относительно характера  и степени удовлетворения той  или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

     Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у

производителя уверенности  в том, сможет ли продукция удовлетворить  осознанные запросы потенциальных потребителей.

В настоящее время все  высокотехнологичные фирмы развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые даже приобретают характер технологической стратегии. Можно выделить две ориентации, которых может придерживаться фирма - производитель:

а) ориентация на продукт, основанная на технологическом предложении;

б) технико-рыночная ориентация, основанная на изучении рыночного спроса.

     Продуктовая ориентация имела широкое распространение в тот период,

когда позиции потребителя  по отношению к производителю  были достаточно слабы, и он вынужден был принимать продукцию в том виде и такого качества, какими для себя представлял их производитель.

Распространенным недостатком  подобной ориентации является неадекватная оценка  потребностей сферы потребления и собственного производства со стороны фирмы.

Она, как правило, не обладает (и не стремится обладать) достаточной

информацией о потребителях, их предпочтениях, а также о наиболее острых

проблемах собственного производства.

Такая оценка характерна, как  правило, для идей, разработок и продуктов, инициируемых и осваиваемых самими авторами инноваций, будь то отдельные ученые или исследовательские группы. Авторы обычно переоценивают практическую полезность имеющегося у них исследовательского результата, исходят их заведомо оптимистического взгляда на значимость своих исследований они, будучи учеными, получают не столько от сферы потребления, сколько от процесса саморазвития науки и научных знаний.

Смещение на макроуровне  в 50-х годах нашего века баланса  сил в сторону потребителя обусловило усиление внимания к его требованиям.

В рамках технико-рыночной ориентации процесс нововведения

рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно  в

сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после согласования самой технологии и удовлетворяемой потребности.

Такое поведение важно  и по той причине, что имеются  многочисленные

свидетельства того, как по словам Дж. Брайта “наиболее значимое применение новой техники и технологии не всегда осуществлялось там, где оно впервые наблюдалось; научно-технические нововведения часто служат наиболее эффективно тем целям, о которых и не помышляли в момент зарождения нововведения”.

В качестве правил, которыми необходимо руководствоваться при разработке инновационных решений целесообразно выделять:

    • тщательное изучение потребностей рынка перед выходом на него с продукцией;
    • сотрудничество с потенциальными потребителями, для которых качествопродукции, готовность предоставления услуг и отклик на спрос важнее самих технических разработок;
    • оперативный отбор момента выхода на рынок, широкое использование дифференциации, стремление к тому, чтобы разработки опережали, а не догоняли спрос.

Передача технологии может  осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

  1.    информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники;
  2.    конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы;
  3.     обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов,

осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями;

  1.   миграция ученых и специалистов;
  2.   перекрестное лицензирование на паритетной основе.

Основной поток технологии в некоммерческой форме приходится на

некоммерческую, непатентоспособную информацию -фундаментальные исследования, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Информация о работе Оценка научно-технической продукций