Оценка научно-технической продукций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

В качестве научно-технической продукции выступают сами результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Поэтому ее отличают, как правило, высокая степень новизны и адекватный уровень наукоемкости. Перечень научно-технической продукции достаточно широк и разнообразен. К ней относятся теоретические и прикладные знания, полученные в процессе исследований, научно-техническая документация, подготовленная в результате разработки новой техники или технологии, опытные образцы новых орудий труда и материалов. В состав научно-технической продукции включают также научно-технические услуги и консультации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…..2
Основная часть:
1. Рынок инновационной продукции…………………….….…..3
2. Научно-техническая продукция и ее состав………….,.……11
3. Источники правового регулирования инновационной деятельности………………………………………….……….18
4. Зарубежный опыт инновационной политики……………….21
Заключение…………………………………………………….…….30
Литература…………………………………………………….……..31

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 72.52 Кб (Скачать файл)

Поэтому покупатели научной  продукции, понимая, что попробовать  им не дадут, огромное внимание обращают на репутацию поставщика. Даже при  покупке квашеной капусты, которую  можно попробовать, и то мы смотрим  на продавца. Научная продукция покупается практически вслепую. Поэтому известная  торговая марка ценится очень  дорого даже там, где речь идёт о  несложных товарах. А в научном  мире имя - это всё. Кстати созданию репутации способствуют и научные  доклады на конференциях и публикации в научной литературе. 

Пятое отличие НТП как товара состоит в трудности проведения объективной оценки её товарного качества. Оно обусловлено  внутренней противоречивостью объектов интеллектуальной собственности. Дело в том, что многие такие объекты не могут быть использованы немедленно. То есть, с одной стороны продукция создана, и может быть продана по некоторой цене, а с другой - она не может быть использована немедленно из-за необходимости дополнительного вложения средств для доработки, например, изобретения до состояния готовности к практическому применению или для переоснащения производства. Прежде чем продукция будет продана могут потребоваться определённые затраты на отыскание покупателя. Тем не менее, эти будущие, сопряжённые с использованием объекта ИС затраты можно оценить, хотя бы на качественном уровне.

Но многие объекты, такие, как научные результаты, новые  знания, некоторые изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, оценить  на момент их создания принципиально  невозможно. Только время может выявить  их значимость. Невозможно было предвидеть будущую стоимость товарного  знака Macdonald's в момент его регистрации или революцию в области электроники, последовавшую спустя восемьдесят лет после открытия первого полупроводникового эффекта.

Именно эта особенность, возможность ссылаться на выгоду в неопределённом будущем создаёт  возможность для слабых и недобросовестных исполнителей благополучно отчитываться за создание бесперспективной НТП. Респектабельный  вид такой продукции придают  различного рода охранные документы: патенты, свидетельства о регистрации, свидетельства  на промышленный образец и тому подобные. В этом случае такие документы  можно уподобить этикетке уважаемой  фирмы, нашитой на поддельную одежду из непрочной, линяющей ткани. Весьма популярны  доводы в пользу бесплодного изобретательства, состоящие в том, что слабые и  никчёмные изобретения это, мол, навоз, на котором произрастает плодоносный  сад сильных решений. Однако ситуация, когда деньги получают за плоды, а  взамен дают навоз, этими доводами не может быть оправдана.

Шестое отличие интеллектуальной продукции состоит в том, что её товарные качества и само возникновение сильно зависят от живых конкретных личностей.

В сентябре 2004 г. были представлены программные продукты первого парка информационных технологий - ИТ-Парка, созданного на базе одного из крупнейших научных центров РАН в Черноголовке. При организации ИТ-Парка использовался опыт Индии, Ирландии и Израиля. В нем пока работают 300 человек, большая часть которых сотрудники РАН и студенты. Главный экспортный продукт ИТ-Парка сегодня - это так называемый стресс-тест, позволяющий определять уровень физической подготовки человека, тренированность его организма и психоэмоциональное состояние. Только за 2004 г. было заключено контрактов на 4 млн долл. США. Помимо стресс-теста в ИТ-Парке разработано еще более 15 других перспективных проектов.

 

 

3.Источники правового регулирования инновационной деятельности

 

Несмотря на особую важность для экономики рассматриваемого вида предпринимательской деятельности, его правовому регулированию уделяется мало внимания. Хотя в последнее время ситуация и начала меняться, например, выделяется три основных варианта ее возможного построения:

1) принятие специального комплексного  нормативного правового акта, регулирующего  все аспекты государственной  поддержки развития инновационной  деятельности;

2) принятие как специального  акта об инновационной деятельности, так и иных специальных законов  и внесение поправок в действующие  законы в целях регулирования  отдельных аспектов инновационной  деятельности;

3) принятие ряда специальных  законов и внесение поправок  в действующие законы в целях  регулирования всех аспектов поддержки развития инновационной деятельности.

Скорее всего Россия относится к третьему варианту правового регулирования инновационной деятельности. Прежде всего, в нашей стране отсутствует базовый нормативный акт федерального уровня, который бы регулировал сферу инноваций. В конце девяностых годов была предпринята попытка принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Однако после успешного прохождения Государственной Думы и Совета Федерации нормативный акт был отклонен Президентом РФ.

Учитывая комплексный характер инновационной деятельности, в качестве правовых источников выступает довольно широкий перечень нормативных правовых актов.

Центральное место занимает Гражданский  Кодекс, прежде всего его четвертая  часть, посвященная вопросам интеллектуальной собственности. Именно в этом нормативном  акте содержатся нормы, осуществляющие правовое регулирование программ для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем; секретов производства (ноу-хау).

Разумеется, на правовое регулирование  инновационной деятельности оказывает  негативное воздействие факт отсутствия базового нормативного акта, который  бы координировал усилия государственных  органов и частных организаций  в инновационной сфере. Следует  особо подчеркнуть, что в этом качестве не может рассматриваться  Федеральный закон от 23 августа 1996г. «О науке и государственной научно-технической политике». Это связано с тем, что данный нормативный акт посвящен прежде всего регулированию научной деятельности. В нем отсутствуют определения инноваций и инновационной деятельности, не содержатся основополагающие принципы создания, функционирования и поддержки компаний, работающих в сфере инноваций и т.п.

Учитывая ту роль, которую оказывает  на развитие экономики повышение  в ней инновационной составляющей, государство стало уделять пристальное внимание именно этой сфере деятельности. Прежде всего, это выражается в прямом государственном воздействии, которое проявляется в следующих формах:

 

 

  • Правовое обеспечение инновационной деятельности.
  • Создание специальных структур, которые занимаются организационной деятельностью в инновационной сфере.
  • Прямое государственное финансирование из бюджета научно-технической деятельности в форме государственных субсидий, заказов и т.п.
  • Разработка целевых федеральных и местных научно-технических програм.
  • Создание особых экономических зон.
  • Создание технопарков в сфере высоких технологий.

Косвенное (экономическое) регулирование  осуществляется с помощью:

  • стимулирования через амортизационную политику;
  • прямых бюджетных дотаций компаниям, осваивающим новые виды продукции;
  • налогового стимулирования.

Инновационную деятельность можно  разделить на три основные стадии:

  1. создание инновационного продукта в результате научных изысканий;
  2. внедрение инновации в производство;
  3. реализация инновационного продукта конечному потребителю.

Следует особо подчеркнуть, что  на каждой из перечисленных стадий могут выступать различные лица, связанные друг с другом лишь договорными  отношениями. Иногда инновационная  деятельность осуществляется в рамках одного юридического лица.

Необходимо рассмотреть особенности  правового регулирования на каждой стадии инновационной деятельности:

  1. создание инновационного продукта в результате научных изысканий.
  2. внедрение инновации в производство;
  3. реализация инновационного продукта конечному потребителю.

 

4.Зарубежный опыт инновационной политики

 

Важнейшим, ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная  политика - деятельность, конечной целью  которой является внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса (приоритетных фундаментальных  и прикладных НИР и ОКТР, изобретательства) новых, передовых, «прорывных» техники  и технологий, форм организации труда  и управления, пионерских и крупных  изобретений.

В широком смысле инновация (нововведение) - это синоним успешного производства, внедрения и использования обеспечивающих стратегический выигрыш новшеств в  экономической и социальной сферах. Технологический фактор является ключевым, но далеко не единственным. Нередко  инновации возникают из новых  комбинаций знакомых уже элементов  в обменах, сравнениях, взаимодействиях  и соединениях.

Динамичное социально-экономическое  развитие многих стан мира, их рывок  в будущее стали окончательно основываться исключительно на инновациях, последствия которых приняли  стратегически важный характер.

Россия вынуждена принять  инновационный вызов. Сегодня вопрос стоит так: либо сокращение экономического, промышленно-производственного потенциала страны будет компенсировано на передовом научно-техническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развитии от высокоразвитых стран.

  • Зарубежный опыт. За рубежом производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50 - 55 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия - 530, Япония - 400 млрд. дол.
  • В мировой экономической науке считается доказанным, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50%. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн. 300 млрд. дол. США. Из этой суммы 39% - это продукция США, 30% - Япония, 16% - Германии. Доля же России составляет всего 0,3%.

Высокоразвитым зарубежным странам с рыночной экономикой удалось  отработать разнообразные эффективные  инновационные административные и  экономические механизмы, основанные на следующих принципах:

  • динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематический подход государства к определению того, что считать инновациями, какие виды достижений научно-технического, технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период;
  • исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти;
  • автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям и независимо от воли государственных чиновников.

К прямым методам экономического регулирования, как правило, относятся: государственное инвестирование в  виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и программирование, а также государственное  предпринимательство.

Особое место в системе  прямых экономических мер воздействия  государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области  научных исследований, а также  кооперацию университетов с промышленностью.

В Канаде прямое стимулирование НИОКТР государством заключается в  предоставлении государственной гарантии кредита в коммерческих банках и  государственном финансировании НИОКТР. В Японии государство осуществляет бюджетное субсидирование и льготное кредитование подведомственных различным  министерствам НИИ, государственных  корпораций, исследовательских центров, осуществляющих НИОКТР совместно с  частными компаниями. В Германии правительство  осуществляет финансовую поддержку  в развитии долгосрочных и рисковых исследований в ключевых областях научно-технической  и производственно-хозяйственной  деятельности.

Косвенные методы регулирования  инновационной деятельности за рубежом, в основном, направлены, с одной  стороны - на стимулирование инновационных  процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий  и социально-политического климата  для научно-технического развития.

Они основаны на том, что  государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий  в принятии хозяйственных решений.  Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных  методов управления традиционно  выделяются налоговое и амортизационное  регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Информация о работе Оценка научно-технической продукций