Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:42, курсовая работа
В качестве научно-технической продукции выступают сами результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Поэтому ее отличают, как правило, высокая степень новизны и адекватный уровень наукоемкости. Перечень научно-технической продукции достаточно широк и разнообразен. К ней относятся теоретические и прикладные знания, полученные в процессе исследований, научно-техническая документация, подготовленная в результате разработки новой техники или технологии, опытные образцы новых орудий труда и материалов. В состав научно-технической продукции включают также научно-технические услуги и консультации.
Введение………………………………………………………….…..2
Основная часть:
1. Рынок инновационной продукции…………………….….…..3
2. Научно-техническая продукция и ее состав………….,.……11
3. Источники правового регулирования инновационной деятельности………………………………………….……….18
4. Зарубежный опыт инновационной политики……………….21
Заключение…………………………………………………….…….30
Литература…………………………………………………….……..31
Некоммерческие формы передачи технологии, в т.ч. внутрифирменный трансфер, осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации.
Основными формами коммерческой передачи информации являются:
По направлению передачи технологий выделяют вертикальную и горизонтальную
передачу.
Вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла “исследование - производство”.
Горизонтальная передача - внутриорганизационный процесс передачи
информации из одной научной области в другую.
На практике эти формы могут взаимодополнять друг друга.
По количеству участников и степени их участия различают активные и
пассивные виды передачи.
При активной передаче посредником между передающими обязательно
выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя его технологии.
При пассивной - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.
В данном случае трудно обойтись без специализированных услуг проектно- и бизнес- консультирования, т.к. разработчики сами не обладают необходимыми умениями и знаниями.
Существуют и другие формы передачи технологии:
· имитационная - ведущая к поддержке процесса производства без
его коренного изменения;
· адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике
без его существенного изменения;
· инновационная, требующая полного изменения производства.
Современный инновационный менеджмент как вид управленческой деятельности основан на принятии решений. Для повышения эффективности целей менеджмента необходимо иметь доступ к необходимой и достаточной информации, своевременно получать и обрабатывать огромное количество непрерывно изменяющихся данных.
Но эффект будет достигнут лишь при условии поступления своевременной, регулярной, полной, адекватной, наглядной и достоверной информации. Информация может быть первичной, добытой в ходе “полевых исследований”, и вторичной, полученной в ходе “кабинетных исследований”.
Базы знаний и банки данных (объединенные одним способом получения, хранения и обработки базы данных) - основа информационных услуг и информационного обеспечения инновационной деятельности.
Для принятия обоснованного решения инновационному менеджеру, работающему с большими объемами информации, не обойтись без использования экспертных систем, в основе создания которых лежат современные тех. Средства обработки данных и выработанные приемы формализации ситуаций.
Компьютерная экспертная система - это программа (пакет программ), способная вырабатывать рекомендации для различных поведенческих ситуаций, используя информацию из различных баз данных фирмы, а также информацию, полученную от пользователя. Экспертные системы базируются на диалоге между человеком и машиной, поэтому позволяют моделировать различные ситуации для принятия решений, что очень важно при разработке, планировании и реализации нововведения.
Хорошо разработанная экспертная система состоит из подбора альтернативных решений, системы критериев для оценки этих решений, соотношения между критериями, выраженного в весах критериев и содержит решающие правила для многокритериальных оценок альтернативных решений.
2.Научно-техническая продукция и ее состав.
Непосредственный продукт науки - понятия, теоретические конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Конечный продукт науки - нововведения, точнее фактический эффект от их использования.
Непосредственный продукт фундаментальной науки не становится товаром.
Он является результатом труда не только данного научного коллектива, но и предшествующих поколений исследователей, воплощает общественные затраты на развитие образования, культуры и смежных отраслей науки, а не только расходы данного института. Это продукт по сути дела принадлежит обществу в целом и может быть использован в течение неограниченного времени необозримым кругом потребителей. При окончании фундаментального исследования невозможно предсказать все области, где оно будет использовано и тем более исчислить его экономический эффект. Конечный продукт науки тоже далеко не всегда выступает как товар, поскольку является результатом труда многих коллективов и
реализуется спустя длительное
время после окончания
Научно-техническая продукция - законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ, реализуемый по договорным ценам. К ней относятся: научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и других изделии, технологии, материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии,
эргономики, математического моделирования, дизайна и т.д.;
экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции);
научно-технические услуги,
включая участие в
авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области ("ноу-хау"), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации; прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).
Научно-техническая продукция, произведенная организациями, входящими в состав предприятий и объединений, учитывается наряду с обычной продукцией в общих итогах их работы. В валовую продукцию объединения (предприятия) включается вся научно-техническая продукция, выполненная как по договорам со стороны, так и для своих нужд. В товарную продукцию включается и при оценке выполнения договорных обязательств учитывается лишь научно-техническая продукция,
реализуемая по договорам со стороны. Таким образом, в принципе результаты научно-технической и производственной деятельности с 1989 г. суммируются. Это означает признание того факта, что научно-техническая деятельность создает новую стоимость и национальный доход (до сих пор наука относилась к непроизводственной сфере).
В то же время научно-техническая продукция - товар особого рода. В отличие от обычного материального товара при потреблении она не исчезает. Поэтому возможна многократная реализация одного и того же продукта многим заказчикам (его некоторая модификация не меняет сути дела). Поэтому целесообразно оплачивать полную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные услуги и перечислять часть прибыли от использования нововведения. Полностью эквивалентный обмен в сфере НТП невозможен. Затраты на открытие и
его воспроизводство резко различаются. Продукт умственного труда - наука -
"всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время,
необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем
рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее
произвести". К науке неприменимы традиционные критерии общественно
необходимых затрат труда. Поскольку каждое подлинно научное исследование уникально и, как правило, выполняется лишь в одном-двух учреждениях, не происходит формирования среднепрогрессивных величин, характеризующих усредненные затраты при господствующих условиях производства. Экономический эффект науки и материальная окупаемость ее затрат относятся лишь к науке или ее отдельным направлениям в целом, но не к каждому исследованию в отдельности.
Все сказанное вовсе не подвергает сомнению необходимость экономических обоснований в процессе фундаментальных исследований. Законодательство СССР с 1991 г. регулирует отношения по созданию и использованию изобретений, открытий и других объектов интеллектуальной собственности. Это позволило сделать объектом рыночных отношений предметы духовной культуры и результаты их хозяйственного использования - передачу технологии, лицензии на изобретения, аренду оборудования (лизинг), передовой опыт "ноу-хау", технические услуги (инжиниринг).
Передача технологии - реализация совокупности материальных (новая техника, продукты, материалы, технология), информационных (техническая документация) и организационных (обучение методам организации производства, труда и управления) результатов НИОКР. Передача технологии происходит в различных формах; поставки готовой продукции, ее совместная разработка и производство (кооперирование), сооружение производственных объектов "под ключ". При этом лицензия продается лишь на те нововведения, которые запатентованы в установленном порядке.
Аренда новой техники (лизинг) используется при передаче технологии,
воплощенной в дорогостоящих и уникальных объектах (крупных ЭВМ, измерительных комплексах, сложном оборудовании). Впоследствии они могут выкупаться у арендодателя (банка, посреднической фирмы и т.д.).
Передовой опыт ("ноу-хау") - умение, знания и навыки, которые не являются
общеизвестными, не защищены патентами и могут быть эффективно использованы в производственной и хозяйственной деятельности (НИОКР, проектирование и строительство, изготовление и продажа продукции, поиск и добыча полезных ископаемых, освоение нововведений, в том числе экономических, подготовка кадров). С этим связаны и технические услуги (инжиниринг) по подготовке и обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (консультации и экспертиза проектов, оценка технологий и сооружаемых объектов, техническое обучение и инструктаж, передача технической информации). Продажа объектов интеллектуальной собственности становится все более важным элементом современной рыночной экономики. Согласно инвестиционному законодательству интеллектуальные ценности ("ноу хау", опыт, авторские права) приравниваются к имущественным (денежные средства, паи,
акции, движимое и недвижимое имущество и т.д.) в качестве инвестиций.
Результат фундаментального исследования часто не принимает материально-
предметную форму, а персонифицируется,
воплощается в знаниях
Их, как показал опыт, невозможно засекретить и присвоить. Общечеловеческому достоянию невозможно дать денежную оценку. В то же время продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации, методик, имеет авторство, принадлежит
определенному физическому или юридическому лицу, отчуждается от трудового процесса после его завершения.
В чём состоят отличия НТП как товара?
Первое отличие состоит в том, что каждая единица этого товара уникальна. Каждое изобретение является новым по определению. Каждый новый научный результат имеет только одну степень свежести. Но это не означает, что научную продукцию можно продать лишь однажды.
Второе отличие состоит в том, что НТП может быть товаром только при условии, что в её охране участвует государство. Её охрана только силами самого предприятия никогда не может быть достаточна. Предприятие может ввести определённый порядок документооборота, доступа к сведениям, поставить в проходной вооружённую охрану, то есть исключить возможность кражи материальных объектов или интеллектуальной продукции, записанной на материальных носителях. Но соглашение о конфиденциальности, заключаемое с сотрудниками, может быть действенным только если возмещение ущерба, нанесённого разглашением конфиденциальных сведений, будет обеспечено решением суда, то есть государственного учреждения. Любой вид интеллектуальной собственности требует участия государства для обеспечения охраны.
Третье отличие состоит в том, воровство
зачастую уничтожает ценность НТП как товара. Украденные вещи,
являющиеся товаром, можно вернуть владельцу.
Если они не повреждены, то их цена не снизится.
В случае же изобретения или научного
результата бывает достаточно одного-двух неостор
Четвёртое отличие состоит в том, что в отличие от, например, творога научную продукцию нельзя дать попробовать возможному покупателю, чтобы он оценил её качество. В торговле предметами массового спроса широко принято давать попробовать не только простейшие продукты, но и бытовую технику, а оптовому покупателю - и более сложное оборудование. Но в случае научной продукции толковому покупателю может быть достаточно одного взгляда, чтобы её продажная цена обратилась в ноль.