Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:44, курсовая работа
В производстве молочнокислых продуктов применяют различные виды молочнокислых бактерий и дрожжей: молочнокислые стрептококки, болгарскую палочку, ацидофильную палочку, ароматобразующие бактерии, молочные дрожжи. Каждый продукт изготовляют с помощью определенных культур микроорганизмов. А некоторые ароматобразующие бактерии разлагают лактозу с образованием ароматических веществ ( диацетила и др.), обуславливающих аромат кисломолочных продуктов. В результате жизнедеятельности ряда микроорганизмов в кисломолочных продуктах происходит синтез витаминов В1, В2, В12 и С , что повышает их диетические свойства.
Кисломолочными
называют продукты, которые вырабатывают
из пастеризованного молока или сливок
путем сквашивания их заквасками, приготовленными на
чистых культурах молочнокислых бактерий
с добавлением или без добавления культур
молочных дрожжей.
В производстве
молочнокислых продуктов применяют различные виды
молочнокислых бактерий и дрожжей: молочнокислые
стрептококки, болгарскую палочку, ацидофильную
палочку, ароматобразующие бактерии, молочные
дрожжи. Каждый продукт изготовляют с помощью
определенных культур микроорганизмов.
А некоторые ароматобразующие бактерии
разлагают лактозу с образованием ароматических
веществ ( диацетила и др.), обуславливающих
аромат кисломолочных продуктов. В результате
жизнедеятельности ряда микроорганизмов
в кисломолочных продуктах происходит
синтез витаминов В1, В2, В12 и С , что повышает
их диетические свойства. Часть молочнокислых бактерий выделяют
антибиотики (низин, стрептомицин и др.),
которые подавляют возбудителей тифа,
туберкулеза и других болезней. Поэтому кисломолочные продукты
могут быть использованы при лечении туберкулеза,
заболеваний желудочно-
Издавна
считалось, что кисломолочные продукты
оздоровляют организм, поэтому различные
виды кислого молока широко употреблялись
в пищу. Объектом
исследования являются кисломолочные
продукты.
Предметом исследования является экспертиза качества кисломолочных продуктов реализуемых в магазине Жуковском райпо (Центральный № 29). Целью курсовой работы является изучение организации контроля качества кисломолочных товаров Жуковском райпо магазин (Центральный № 29).
Состояние рынка кисломолочных продуктов в Российской Федерации. Молочная промышленность относится к отрасли, которой принадлежит особая роль в решении задач по обеспечению населения продовольствием. Молочная продукция востребована всеми слоями населения независимо от возраста, места проживания и материального положения потребителей, поэтому рынок молочных продуктов динамично развивается. Важность роли рынка молочной продукции определяется не только значительными объемами производства, реализации и потребления молока и молочных продуктов, но и их социальной значимостью. Оборот российского рынка молочной продукции составляет более 10 млн. т и оценивается по различным источникам от 4,5 до 6 млрд. долл. США в год.Продукцию молочной отрасли в целом можно условно разделить на два сегмента: сегмент традиционных продуктов ( сметана, молоко, творог, ряженка, масло, сыр ) и новых продуктов (йогурты, десерты, пудинги с молоком, ароматизированное молоко, обогащенные продукты ).В настоящее время существенных изменений в структуре молочных категорий в среднем по России не наблюдается. В общем объеме продаж в тоннах доля пастеризованного молока составляет 33,1 %, стерилизованного- 16% и кефира- 15,8%. Следует отметить, что сегмент традиционных продуктов в денежном выражении изменяется в соответствии с изменением доходов населения. У этого сегмента есть перспективы роста и в натуральном выражении, так как потребление молочных продуктов этого сегмента оценивается как недостаточное в связи с низкой покупательной способностью населения. Продукты этого сегмента в настоящее время относительно дорогие, что обуславливает низкие по сравнению странами Европы объема их потреблению. Этот сегмент рынка более привлекателен для крупных компаний, так как они имеют возможность покупать современное дорогое оборудование и обеспечивать более высокую рентабельность производства. Молочный рынок Российской Федерации, хотя и не демонстрирует значительные темпы роста, но имеет хороший потенциал развития, так как среднедушевое потребление молока и молочных продуктов населением РФ не превышает рекомендуемые ВОЗ нормы.Анализ структуры потребительских расходов домашних хозяйств РФ на покупку продуктов питания в 2008 г. показал, что расходы на покупку молока и молочных продуктов в совокупных расходах граждан являются одними из приоритетных (14 %) и занимают третье место после мясных (31 %) и хлебобулочных (16 %) продуктов3. Аналогичная ситуация и в регионах страны. Так, наиболее затратными статьями в структуре денежных расходов на питание домашних хозяйств в Мордовии в 2006 г. являлись расходы на мясо и мясопродукты (31,3 %), хлеб и хлебопродукты (14,1%), молоко и молочные продукты (15,6 %)4.
Изменений на российском молочном рынке традиционных категорий практически не наблюдается. Несмотря на рост новинок, представляемых производителями молочной продукции, основной оборот в этой категории по-прежнему определяют традиционные продукты. Однако, следует отметить, что важный источник прибыли компаний — инновационные продукты, которые на фоне стагнации традиционного сегмента обеспечивают стабильный рост всей категории. Наблюдается и рост потребления упакованной молочной продукции, активное развитие йогуртно-десертного сегмента, обогащенных и функциональных продуктов. К быстрорастущим сегментам можно также отнести молочные десерты и пудинги. Потребители все больше отдают предпочтение натуральным продуктам. Соответственно, производители йогуртов класса люкс переориентируются на производство продукции без ароматизаторов и добавок.
В розничной торговле в связи с актуальностью здорового питания появляются национальные молочные продукты (кумыс, тан, айран). Следовательно, в настоящее время довольно быстро растет спрос на новинки, предлагаемые крупнейшими компаниями и российскими холдингами. Современное состояние рынка молочной продукции характеризуется тем, что многочисленные производители предлагают потребителям товары с аналогичными названиями, похожими функциональными свойствами и в близком друг к другу ценовом диапазоне. В условиях жесткой конкуренции, важно умело дифференцировать свой продукт и эффективно его продвигать.В своем маркетинговом предложении производители молока и молочной продукции в целях продвижения своих товаров обращают внимание потребителей на натуральность, экологичность и высокое качество. Приоритеты натуральности и традиционности являются одними из эффективных маркетинговых ходов в продвижении молочной продукции. Тема популярности и моды на здоровый образ жизни сегодня также помогают эффективно продвигать молочные продукты. Одним из наиболее распространенных приемов в средствах продвижения молочной продукции являются обещания преимуществ потребления молокопродуктов: здоровья, красоты, хорошего настроения и самочувствия. Например, в рекламе часто демонстрируются полезные вещества, входящие в состав продукта. Сегментирование потребителей имеет ключевое значение в продвижении продукции, поскольку побуждает компании учитывать потребности отдельных групп, предоставляет широкие возможности удовлетворять нужды потребителей более эффективно, чем конкуренты, обеспечивает рост объемов продаж и прибыли. Важную роль играет также сегментирование по географическому признаку.В результате снижения объемов производства с российского рынка будут вытеснены неэффективные производители как сырого молока, так и продуктов его переработки. Несмотря на все негативные социальные последствия этих процессов, это окажет, в долгосрочной перспективе, оздоравливающее влияние, так как производство будет перемещаться на современные предприятия.Ценам не позволят вырасти сезонность, возобновившиеся в Европе дотации экспорта молочных продуктов и состояние кошелька сегодняшнего покупателя.Кроме того, повысились требования к качеству молочного сырья, а дальше по цепочке - к продукции, произведенной из него. Для нас как обычных потребителей, а также для здоровья экономики - очень положительная мера. Единственное , без чего отрасли не стать здоровой и конкурентоспособной - без жесткого административного контроля исполнения закона производителями сырого молока и переработчиками. Надзорные, ветеринарные, санитарные органы должны, не ограничиваясь выдачей заочных разрешений, следить, чтобы в жизни технологии и условия производства на фермах и заводах соответствовали требованиям "Тех регламента".
1.4 Требование к качеству
Простокваша должна иметь вкус и запах чистые, кисломолочные, без посторонних, не свойственных продукту привкусов и запахов, в простокваше южной допускается спиртовой привкус, в варенце и ряженке – привкус пастеризации. Цвет молочно-белый, у ряженки и варенца – с буроватым оттенком. Сгусток в меру плотной, ненарушенный, без газообразования, на поверхности допускается незначительное выделение сыворотки, на изломе сгусток глянцевидный, устойчивый, для варенца и ряженки допускается наличие молочных пенок. Для ацидофильной и южной – слегка тягучий. Не допускается к приемке простокваша с пустотами, дряблую, вспученную, загрязненную, с кормовым, горьким вкусом и запахом. Кислотность простокваши 80-1100Т, южной – 90-1400Т, ряженки 75-1000Т.
Кефир должен иметь вкус чистый, кисломолочный, освежающий, слегка острый, специфический, без посторонних привкусов и запахов. Консистенция однородная, наполняющая жидкую сметану. Допускается газообразование в виде отдельных глазков, не более 2% отделившейся сыворотки. Кислотность 85-1200Т не допускается к приемке кефира с горьким, аммиачным, кормовым и другими привкусами и запахами, а также грязный. По качеству творог делят на высший и 1-й сорта.
Творог высшего сорта должен иметь вкус и запах чистые, нежные, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов. Консистенция нежная, допускается неоднородная. Цвет белый, слегка желтоватый, с кремовым оттенком, равномерный по всей массе. В 1-м сорте допускаются слабовыраженные привкусы кормов, тары и наличие слабой горечи. Консистенция рыхлая, мажущаяся, а для обезжиренного творога – с незначительным выделением сыворотки, рассыпчатая кислотность жирного творога высшего сорта не более 2000Т, полужирного – 210Т, нежирного – 220Т. Пороками творога являются кормовые привкусы, выраженный кисломолочный вкус, горечь, крупитчатость. Не допускают к приемке творог плесневелый и загрязненный.
Сметану 30%-ой жирности по качеству делят на высший и 1-й сорта. Цвет белый с кремовым оттенком. Вкус и запах чистый, молочнокислый, с выраженными вкусом и ароматом, свойственными пастеризованным продуктам. Консистенция однородная, в меру густая, без крупинок жира и белка, глянцевитая. Кислотность сметаны 65-900Т. В 1-м сорте допускается слабо выраженный кормовой вкус, наличие горечи, консистенция недостаточно густая, слегка комковатая, наличие легкой тягучести; кислотность 65-110Т. Остальные виды сметаны на сорта не подразделяют. Пороками сметаны являются жидкая, комковатая консистенция, прогорклый вкус и др. Не допускают к приемке сметану с горьким, кислым, кормовым вкусом и запахом, тягучую, загрязненную и с выделившейся сывороткой. Кумыс должен иметь вкус и запах чистые, кисломолочные, освежающее, острые. Цвет молочно-белый. Консистенция однородная, после перемешивания с мелкими частицами белка – газированная, слегка пенящаяся.
1.2 Классификация и ассортимент кисломолочных продуктов.
1) Простокваша.
В зависимости от способа изготовления и состава бактериальной закваски выпускают следующие виды простокваши:
- простокваша (обыкновенная), приготовленная
путем сквашивания
- простокваша мечниковская, приготовленная путем сквашивания пастеризованного молока или смеси молока и сливок чистыми культурами термофильных молочнокислых стрептококков и болгарской палочки;
- простокваша ацидофильная, приготовленная
путем сквашивания
- простокваша южная, приготовленная
путем сквашивания
- варенец, приготовленный путем
сквашивания стерилизованного
- ряженка (простокваша украинская
), приготовленная путем
- йогурт, приготовленный из
В зависимости от содержания жира выпускают:
Простоквашу:
- нежирную;
- жирную с содержанием жира 0,5; 1,0; 1,5; 2,5 и 3,2 %;
- повышенной жирности, с содержанием жира 4 и 6 %;
Йогурт:
- молочный нежирный – не менее 01%;
- молочный пониженной жирности – от 0,3 до 1,0%;
- молочный полужирный – от 1,2 до 2,5%;
- молочный классический – от 2,7 до 4,5%;
- молочно-сливочный – от 7,5 до9,5%;
- сливочный – не менее 10%.
Простокваша и йогурт могут вырабатываться с добавлением витамина С.
При производстве простокваши
происходит молочнокислое
2)Кефир.
Кефир - кисломолочный напиток , вырабатываемый
путем сквашивания
В зависимости от массовой
доли жира и применяемого
- кефир 1,0% жирности;
- кефир 2,5% жирности;
- кефир 3,2% жирности;
- кефир нежирный;
- кефир таллиннский 1,0% жирности;
- кефир таллиннский нежирный.
Кефир может вырабатываться с добавлением витамина С.
В кефире, в отличие от простокваши, проходят два вида брожения: молочнокислое и спиртовое.
Таллиннский кефир отличается повышенным содержанием сухих веществ.
Творог.
Творог представляет собой
В зависимости
от содержания жира и
- творог 18% жирности;
- творог 9% жирности;
- творог нежирный;
- крестьянский 5% жирности;
- столовый 2% жирности;
- творог мягкий диетический 11% жирности;
- творог мягкий диетический 4% жирности;
- творог мягкий диетический нежирный;
- творог мягкий диетический 11% жирности плодово-ягодный;
- творог мягкий диетический 4% жирности плодово-ягодный;
- творог мягкий диетический нежирный плодово0ягодный.
Сметана.
Сметана – кисломолочный
продукт, получаемый путем сквашивания
пастеризованных сливок
В зависимости от массовой доли жира сметана вырабатывается следующих видов:
- сметана 10% жирности;
-сметана 15% жирности;
- сметана 20% жирности;
- сметана 25% жирности;
- сметана 30% жирности.
На товарные сорта высший и первый подразделяют только сметану 30% жирности.
1.3 Химический состав и пищевая ценность кисломолочных продуктов. Молоко в свежем виде сохраняется сравнительно недолго, так как его составные части подвергаются биохимическим изменениям, вызываемым жизнедеятельностью микроорганизмов, опадающих из окружающей среды. Характер этих изменений зависит от вида развивающихся в молоке микроорганизмов. При соответствующем подборе их молоко, не теряя свойств пищевого продукта, приобретает способность сохраняться более длительное время. Эти положительные качества молоко приобретает лишь в том случае, если в нем развиваются микроорганизмы, которые разлагают только молочный сахар до молочной кислоты и частично до спирта, не затрагивая других составных частей молока.
Информация о работе Организация контроля качества кисломолочных товаров