Организация приемки товаров по количеству и качеству в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала нормативных документов и исследование организации приемки товаров в магазине «Рубль Бум».
Исходя из главной цели работы, поставлены следующие задачи:
- изучение учебного теоретического материала, нормативных и технологических документов по организации приемки товаров;
- изучение теории и практики использования принципов современного маркетинга в отечественной и зарубежной литературе;
- анализ организации приемки товаров по количеству и качеству магазине «Рубль Бум»;
- исследования передовой технологии товародвижения с использованием тары - оборудования;
- разработка собственных выводов и рекомендаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1.Теоретические аспекты организации приемки товаров
на складе и в магазине………………………………………………………4
1.1 Организация приемки товаров по количеству……………………………4
Распаковка и приемка товаров по качеству………………………………...10
1.3Особенности приемки импортных товаров………………………………...13
1.4 Документальное оформление приемки товаров на склад………………...15
2.Анализ организации, технологии приемки и
формирование ассортимента в магазине «Рубль Бум»……………………17
2.1 Краткая организационно - экономическая и правовая
характеристика предприятия………………………………………………...…17
2.2 Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству………..18
2.3 Использование прогрессивной технологии товароснабжения…………...20
2.4 Товарные потери в магазине и пути их сокращения...………..…………...23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

товароведение оригинал.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Приемку товаров осуществляет от поставщиков, доставляемых в магазин  автомобильным транспортом по сопроводительным документам: товарно-транспортным накладным, счета-фактуры, накладным.

Приемка начинается с  проверки сопроводительных документов, подтверждающих, что товары доставлены согласно договорам по назначению, т.е. именно в магазин «Рубль Бум».

Товары принимаются  по количеству в том случае, если они сертифицированы и поступили в неповрежденной таре или упаковке. Работники магазина хорошо знают правила приемки, руководствуясь инструкциями о порядке приемки по количеству № П-6 и по качеству № П-7.

Непродовольственные товары штучные товары (стирально-моющие средства, предметы посуды, шампуни, и др.)принимаются по штучно путем пересчета в каждом тарном месте в течении 10 дней. При количественном расхождении (они бывают незначительными) акт в магазине не составляется, а заведующая отделом звонит поставщику и он возмещает недостающий товар.

Необходимо закрепить  за каждой группой товаров постоянных продавцов, чтобы они могли при  выкладке товаров пересчитывать  их количество и сличать с данными  на упаковке.

Приемка товаров по качеству в магазине производится одновременно с приемкой товаров по количеству и по качеству», т.е. в течении 10 дней – от одногороднего поставщика и в 20 дней – от иногороднего поставщика.

Если товар оказывается  недоброкачественным, то руководство  магазина сообщает об этом поставщику и он заменяет товар. Штрафные санкции за поставку недоброкачественного товаров, а также некомплектных или поставленных в поврежденной таре магазин «Рубль Бум»  за 2009 и 11 месяцев 2010г. не предъявляла. Это не подтверждает того положения, что в магазине продаются товары только высокого качества.

Не предъявляя штрафных санкций поставщикам за поставку товаров низкого качества, магазин  как бы «поощряет» их на изготовление и поставку продукции с нарушениями  требований ГОСТов, технических условий. В конечном счете страдает потребитель, покупая товары низкого качества. В боязни потерять выгодного поставщика, магазин теряет постоянного покупателя.

 

2.3 Использование прогрессивной  технологии товароснабжения

 

В современных условиях совершенствование товароснабжения как составной части единой связной системы продвижения товаров от производства до потребителя должно строиться на основе индустриальных методов, обеспечивающих механизацию всех трудоемких процессов, использующихся при приемке товаров.

Решить эту задачу наилучшим образом позволяет  применение прогрессивных технологий товароснабжения, к числу которых  следует отнести централизованную доставку товаров, в том числе и в таре- оборудовании.

Ее прогрессивность  определяется следующим:

- вводится четкая система организации завоза товаров по утвержденным графикам и маршрутам;

- ответственность за  товароснабжение возлагается на  поставщиков;

- создаются условия для поддержания стабильного ассортимента товаров в магазине, нормализация товарных запасов, ускорение товарооборачиваемости;

- товар завозится в  магазин максимально подготовленным  к продаже и реализуется из  тары - оборудования;

- повышается эффективность  использования автотранспорта;

- лучше обеспечивается  сохранность товарно-материальных  ценностей;

- создаются предпосылки  для механизации погрузочно-разгрузочных  работ;

- унифицируется документооборот и ускоряется обработка документов.

Основным элементом  данной системы товароснабжения  по схеме поставщик – автотранспорт  – торговый зал магазина является тара-оборудование с унифицированными параметрами на базе международного модуля.

Для успешной организации  централизованной доставки товаров  в тара-оборудовании необходимо обосновать экономическую целесообразность ее внедрения и выполнить определенные организационно технические мероприятия на оптовых базах, на транспорте, в магазинах по их подготовке к использованию данной системы. Кроме того, следует выделить ассортимент товаров, пригодных для завоза в тара-оборудовании.

Все участки должны быть подготовлены к централизованной доставке. Готовность поставщика к централизованной доставке предполагает наличие достаточного количества товаров, многооборотной тары, средств механизации, экспедиционного склада, разработку графиков, маршрутов завоза товаров в магазины.

Транспортные предприятия  должны иметь достаточное количество транспортных средств различной  грузоподъемности, в том числе  специализированных (рефрижераторные, контейнеровозы и др.).

Магазины должны быть подготовлены к приему товаров, доставляемых централизованно. Для этого необходимы подъездные пути, разгрузочные рампы, средства механизации, обменный фонд тара-оборудования и др.

Рассмотрим основные этапы разработки мероприятий по внедрению централизованной доставки в тара-оборудовании (рис. 1).

 

I. Аналитическая часть

Дислокация торговой сети, характеристика торговых предприятий, группировка торговых предприятий  по типам, объему товарооборота, режимам  работы.

II. Расчетная часть

Определение следующих  показателей для внедрения централизованной доставки:

- грузооборота;

- рациональных размеров  поставки и частоты завоза  товаров;

- маршрутов, графиков  доставки товаров;

- потребности в транспортных  средствах;

- потребность в многооборотной  таре.

III. Технологическая часть

Подготовка технологических средств, транспорта, оборудования, экспедиции оптовых баз и зон приема товаров в розничных предприятиях, составление технологических карт и моделей товародвижения.

IV. Организационная часть

Управление товароснабжением, определение ответственных лиц  за выполнение разделов технологической части, обеспечение сохранности товаров в пути, документооборот, обработка информации, контроль графиков отбора и завоза товаров.

V. Экономическая часть

Расчет эффективности  внедрения технологической схемы  централизованной доставки, выявление резервов их повышения.


Рис. 1. – этапы разработки мероприятий по внедрению централизованной доставки товаров

 

Расчет экономической  эффективности возможно исчислять  как разницу между издержками при организации завоза по ранее  действующей системе (самовывоз) и при централизованной доставке. Как правило, себестоимость 1 т груза при внедрении прогрессивной технологии сокращается. Экономия достигается за счет лучшего использования автотранспорта, полной его загрузки, сокращения пустых пробегов и простоев, механизации погрузочно-разгрузочных работ, повышение ритмичности и бесперебойности снабжения магазина, оптимизации в нем товарных запасов, завоза подготовленных к продаже товаров и ускорения их оборачиваемости, совершенствования управления процессом товароснабжения. Кроме того, значительно сокращается время на приемку товаров. Возможно возложить ответственность за расфасовку товаров на поставщиков и количественную приемку по массе нетто проводить выборочно.

Централизованная доставка товаров в тара-оборудовании обеспечивает достаточно быструю окупаемость капитальных вложений, связанной с прогрессивной технологией доставки.

В магазине «Рубль Бум»  централизованная доставка в тара-оборудовании используется,это целесообразно и рационально.

 

 

 

 

2.4 Товарные потери в магазине и пути их сокращения

 

Движение товара от мест производства до потребителя в силу разных причин сопровождается товарными  потерями. В магазине товарные потери возникают в процессе не соблюдения правил приемки, хранения товаров, подготовке их к продаже и реализации.

Товарные потери делятся  на нормируемые и ненормируемые (рис. 2)

Естественная убыль  является следствием:

− усушки, выветривания, распыла;

− утечки (таяние, просачивание);

− розлива при перекачке  и отпуске жидких товаров.

Указанные причины обуславливают  следующее:

  1. Нормы естественной убыли не устанавливаются на продукцию:
    • Учет количества которой производится в единицах, отличающихся от массы;
    • Транспортируемую или хранящуюся в герметичной таре;
    • Легко поглощающую влагу (при перевозке морским или речным транспортом).

2. Нормы естественной  убыли не применяются к товарам,  которые принимаются и отпускаются  организацией в таре или упаковке  первого продавца.

 

Рис. 2 Виды товарных потерь

 

3. Нормы естественной убыли не распространяются на товары, имеющие производственные дефекты, указанные в соответствующей нормативно-технической документации (ГОСТы, ТУ и др.).

4. К естественной убыли  не относятся потери, вызванные  нарушением требований стандартов, технических условий, правил перевозки грузов, а также потери вследствие повреждения тары и изменения качества продукции. Эти потери относятся к актируемым и списываются в установленном порядке.

5. Нормы естественной  убыли дифференцированы по видам  (группам) товара и его упаковки; они зависят от вида транспорта и дальности перевозок, нормы колеблются в зависимости от климатической зоны, времени года, условий и сроков хранения товаров.

Товарные потери от боя, лома, порчи товара и повреждения  потребительской тары в определенной степени так же являются следствием ряда объективных (для магазина) причин:

  • Внедрением экономичной, но не прочной транспортной тары (картонные ящики, бумажные и сетчатые мешки, полимерная пленка и т.п.);
  • Недостаточно высоким уровнем механизации погрузочно-разгрузочных работ;
  • Состоянием автомобильных дорог и др.

Нормы товарных потерь разделяются  на нормы:

  • Товарных потерь при транспортировании;
  • Товарных потерь при хранении;
  • Товарных потерь при продаже;
  • Технологических отходов и потерь.

Действующие нормы естественной убыли товаров являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров окажется недостача против учетных остатков.

Недостача товаров в  пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц по тем ценам, по которым товары были оприходованы.

На товары, отпущенные магазином в порядке мелкого  опта, применяются нормы, установленные  для мелкооптовых баз. На товары, отправляемые в другие магазины и на переработку, а также возвращаемые поставщикам, применяются нормы естественной убыли, установленные для складов и баз розничных торговых организаций и организаций общественного питания по соответствующему сроку хранения.

Размер естественной убыли по магазину в целом или по его отделу (секциям) за время между смежными инвентаризациями (отчетный период) определяется на основании расчетов, составленных бухгалтерией магазина при участии материально ответственных лиц и утвержденных руководителем магазина.

Однако следует отметить, что на сегодняшний день не разработано Положение о списании норм естественной убыли и работники магазина руководствуются старой инструкцией, которая в ряде случаев не применяется вообще.

Магазин «Рубль Бум» является предприятием высокой культуры обслуживания, а вот культура труда работников магазина оставляет желать лучшего. У продавцов магазина не столь высокая заработная плата, чтобы еще возмещать постоянную недостачу товарных потерь, которая возникает не по их вине.

Руководству магазина «В десятку» необходимо разработать Положение о списании норм естественной убыли, не противоречащему размеру общепринятых норм, разработанных ранее.

 

Заключение

 

Общим выводом исследования проблемы организации и технологии приемки товаров в магазине по количеству и качеству является то, что правила приемки товаров, утвержденные в 1965 и 1966 годах, в настоящее время действуют не в полной мере и требуют пересмотрения.

Приемка товаров по количеству и качеству является составной неотъемлемой частью торгово-технологического процесса магазина. Вместе с тем приемка товаров по качеству проводится только органолептическим методом и не дает объективной характеристики потребительских свойств товаров, отвечающих требованиям ГОСТов, технических условий, другой нормативно-технической документации.

Магазин «Рубль Бум» не в полной мере использует экономические рычаги воздействия поставщиков-изготовителей товаров в целях повышения качества поставляемых товаров.

Использование передовой  технологии централизованной доставки товаров в тара-оборудовании находит ограниченное применение и не влияет на рационализацию приемки товаров, сокращении времени на вспомогательные операции по обработке документов, учету товарных запасов в магазине.

Товарные потери, в  том числе естественная убыль, глубоко не исследуются, а возникающие возмещаются за счет материально ответственных лиц, что снижает у персонала торгового зала привлекательность их труда.

На основе полученных выводов в целях совершенствования  организации приемки товаров  в магазине  «Рубль Бум» можно рекомендовать следующие предложения:

  • Проводить по возможности 100% приемку по количеству всех поступающих товаров.
  • Закрепить за продавцами конкретные группы и виды товаров, которые подаются в торговый зал для выкладки, чтобы они обеспечивали их приемку по количеству, особенно штучных товаров, это также позволит избежать недостач товаров и оперативно выявлять по каким товарам и каких поставщиков следует проверять наиболее тщательно.
  • Систематически выборочно проверять качество товаров лабораторным методом, проводить экспертизу товаров с приглашением экспертов Госторгинспекции, Торгово-промышленной палаты, обратив особое внимание на импортную продукцию.
  • Силами руководства магазина, персонала коммерческого отдела организовать постоянно действующий семинар по проблемам качества товаров, обновления ассортимента, что позволяет продавцам более квалифицированно оценивать качество товаров как отечественного, так и импортного производства.
  • Повысить организационное обеспечение организации приемки товаров. Иметь в магазине ГОСТы, ТУ, инструкции, положения, регулирующие приемку товаров по количеству и качеству. Сбор и анализ данных проверок товаров, нареканий со стороны покупателей на ассортимент, производителей продукции.
  • Вследствие устарения федерального документа по списанию товарных потерь возможно руководству магазина самостоятельно разработать и утвердить свое Положение о порядке списания норм естественной убыли и товарных потерь.
  • Работникам магазина, способствующим сокращению товарных потерь ниже установленных норм списания, выплачивать премиальные вознаграждения, оговорить его размер в коллективном договоре.

Информация о работе Организация приемки товаров по количеству и качеству в магазине