Организация технологического процесса продажи товаров в магазинах самообслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

В современном мире все чаще в магазинах покупатели сами выбирают товар, берут необходимое количество, т.е. занимаются самообслуживанием. Самообслуживание это метод продажи, при котором покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на пристенном и островном оборудовании, полную возможность самостоятельно осматривать и отбирать товары, не обращаясь к помощи персонала магазина, если в этом нет необходимости и рассчитываются за отобранный товар в узле расчета при выходе из зоны самообслуживания, также повышается роль покупателя в процессе продажи товаров.[

Содержание работы

Введение 3
1. Организация технологического процесса продажи товаров в магазинах самообслуживания. 4
2. Транспортирующие машины, используемые на складах. 13
3.Тест: массу насыпных, наливных и навалочных грузов при доставке их на склад, определяют путем взвешивания транспортных средств с содержащимся в них товаром или путем расчета массы этих грузов по ….. и удельному весу. 23
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Организация технологического процесса продажи товаров в магазинах самообслуживания.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Коммерция и логистика»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

регистрационный номер_________________

 

Вариант № 29

по дисциплине «Технология, техн. оснащенность и проек. пр. торговли и общ. питания»

студентки 4 курса заочной формы обучения  Пеньковой Марины Васильевны

по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии

номер зачетной книжки ЭУ – 09 - 81

 

Рецензент: Смагина Ольга Владимировна, старший преподаватель

 

 

_______________________________  «____»___________20___г.

(подпись)

Контрольная работа

(зачтена / не зачтена)

______________________

 

                                                                                                                           (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2012

 

Оглавление

 

Введение

В современном мире все  чаще в магазинах покупатели сами выбирают товар, берут необходимое  количество, т.е. занимаются самообслуживанием. Самообслуживание это метод продажи, при котором покупатели имеют  свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на пристенном и островном оборудовании, полную возможность самостоятельно осматривать и отбирать товары, не обращаясь к помощи персонала магазина, если в этом нет необходимости и рассчитываются за отобранный товар в узле расчета при выходе из зоны самообслуживания, также повышается роль покупателя в процессе продажи товаров.[4] Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания продавцами, при условии, если прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе.Одним из вопросов моей контрольной работы будет организация технологического процесса продажи товаров в магазинах самообслуживания.

 На пути движения от производства до розничной торговой сети большинство товаров проходит через склады торговли. Товары на складах постоянно обновляются, поступающие на хранение товары принимают, складируют, отпускают. После каждой складской операции следует перемещение товаров далее по цепи товародвижения. Складские операции включают: перемещение товаров с участка разгрузки транспортных средств в зону хранения; укладку товаров в стеллажи или штабеля в зоне хранения; отборку товаров с мест хранения и транспортировку их в зону комплектации; транспортировку из зоны комплектации в экспедицию по отправке грузов.Подъемно-транспортное оборудование, применяемое на складах, весьма разнообразно по функциональному назначению, конструкции, принципу действия и производительности. Его можно классифицировать по разным признакам. Вторым вопросом моей контрольной работы является транспортировочные машины, используемые на складах. Цель моей контрольной работы изучить данные вопросы, актуальность их в современном мире неоспорима. 
1. Организация технологического процесса продажи товаров  в магазинах самообслуживания.

 Наиболее рациональная  организация процесса продажи  применяется при продаже товаров  методом самообслуживания, при котором  значительно увеличивается пропускная  способность магазина и ускоряется процесс продажи, возрастает товарооборот.

Если в магазинах, применяющих  традиционные методы продажи, количество одновременно обслуживаемых покупателей  зависит от количества продавцов, то при продаже методом самообслуживания процесс отбора товаров, все покупатели могут вести одновременно, так как все заранее расфасованные и штучные товары выкладывают в торговом зале с таким расчетом, чтобы покупатели имели к ним свободный доступ, могли бы осмотреть и выбрать необходимые.

Практически при продаже методом самообслуживания процесс ознакомления с ассортиментом товаров сливается с процессом отбора. Отобранные товары Покупатели подносят (или подвозят) к узлу расчета для оплаты. Таким образом, процесс продажи в магазине самообслуживания включает знакомство покупателя с ассортиментом товаров, выбор товара, доставку его к узлу расчета, расчет за товары и упаковку его.

Постоянное наличие  в торговом зале широкого ассортимента товаров, бесперебойное пополнение товарных запасов в торговом зале, полная и четкая информация о товарах, ценах, их местонахождении значительно больше психологически побуждает покупателя к совершению покупки, чем обслуживание в магазине с продавцом. Таким образом, при продаже этим методом активная роль в совершений покупки принадлежит самому покупателю, однако одновременно покупатель должен чувствовать заботу со стороны обслуживающего персонала.

Организующая и направляющая роль персонала магазина проявляется  как в умелом размещении товаров, их выкладке, так и в готовности в любое время помочь покупателю в выборе того или иного товара, дать консультацию о свойствах и качестве товаров.

Магазины (отделы) самообслуживания обеспечиваются корзинами, тележками, щипцами, вилками и другим инвентарем, необходимым для отбора товаров покупателями. Во всех продовольственных магазинах самообслуживания (кроме хлебных и овощных) покупатели должны подбирать товары только в. инвентарные корзины или тележки, которые покупатель обязан взять при входе в торговый зал. С покупателями, не выполняющими этих требований, не должны производиться расчеты.[2, стр 95]

Работники магазина (отдела) самообслуживания не должны требовать  от покупателей при входе в  торговый кал предъявления товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки, а также не должны обязывать покупателей оставлять личные вещи при входе. Покупатели сами при желании могут оставить при входе хозяйственные сумки, портфели, а магазин обязан обеспечить их сохранность, для чего необходимо установить соответствующее оборудование -- полки, стеллажи.

В магазинах самообслуживания для продажи некоторых весовых  товаров (мясо, рыба, сельдь, гастрономические изделия и др.) могут быть организованы прилавки обслуживания с продавцами. Для удобства покупателей в продовольственных магазинах самообслуживания организуется продажа непродовольственных товаров повседневного (частого) спроса (галантерейные, хозяйственные, парфюмерные товары, игрушки и пр.), которые размещают отдельно от продовольственных товаров.

Расчеты за все товары, приобретенные в продовольственном магазине самообслуживания, в том числе и отпущенные через прилавки обслуживания (стоимость проставляют, как правило, на покупке), производятся в едином узле расчета. Деньги за приобретенные покупателями товары в узле расчета получают контролеры-кассиры.

Контролеры-кассиры должны хорошо знать ассортимент товаров, розничные цены, порядок получения  денег, правила эксплуатации и ухода  за кассовыми аппаратами.

Контролеры-кассиры занимают важное место в магазине самообслуживания, так как большинство покупателей в продовольственных магазинах не прибегают к прямой помощи работников торгового зала вплоть до момента оплаты купленного товара. Таким образом, контролер-кассир является чаще всего единственным лицом, с которым покупатели вступают в контакт: рассчитываются за товары, обращаются с различными вопросами. Поэтому узлы расчета - одно из самых важных; и ответственных мест в магазине самообслуживания, а должность контролера-кассира - одна из основных должностей в торговом предприятии.

От работы контролера-кассира  во многом зависят затраты времени  на приобретение товаров, пропускная, способность магазина, сохранность  товарно-материальных ценностей и  в значительной степени культура обслуживания.

Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверка правильности оплаты покупки, а также проверка личных сумок, портфелей и т. д.).

Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных  торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Большую роль в торгово-технологическом  процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят: изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организация рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

К числу основных принципов  организации торгового процесса необходимо отнести следующие:

- обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

-  обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

- соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;

- достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;

- сохранение физико-химических свойств товаров. Организация торгового и технологического процессов в супермаркете представлена на рисунке 1.Организация торгового и технологического процессов в супермаркетах Рисунок 1

Погрузо-разгрузочные работы в супермаркете осуществляются вручную, без использования электропогрузчиков и средств малой механизации. Только когда с товаром приходит автоконтейнер с гидрокраном, используется его возможности.[2, стр.78]

После этого производится приемка  товара по количеству и качеству, а  далее товары доставляют в помещение для хранения. Все продовольственные товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают в холодильный зал.

Перед подачей товаров в торговый зал товары готовят к продаже. 
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки.

Приемка товаров является одной  из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Она осуществляется материально ответственными лицами по количеству и качеству – заведующими отделами, секциями, товароведами – на основании сопроводительных документов.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах поставки не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Приемка товаров по количеству –  это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров  с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная), которую проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях. 
Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.

Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума.

При размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырех групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия.[3]

Размещение и выкладка товаров с учетом частоты совместных покупок способствуют росту товарооборота. С учетом частоты приобретения различных  товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств.

Так как в данном магазине для выкладки товаров широко применяют  контейнеры, необходимо учитывать не только площадь выкладки, но и ее объем. Применение контейнеров значительно увеличивает количество выкладываемых в торговом зале товаров.

При размещении и выкладке товаров очень важно избежать монотонности рядов оборудования. Необходимо учитывать различные цвета упаковки товаров, их размеры, изменять расстояние между полками горок в одном ряду, использовать различные средства рекламы. Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.

Чаще всего применяют горизонтальный и вертикальный. При горизонтальном способе выкладки каждой группе или подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя – для одного наименования печенья, средняя – для другого, нижняя – для третьего. Так как покупатели прежде всего обращают внимание на товары, размещенные на оптимальной высоте, то товары, пользующиеся наибольшим спросом, размещают на нижних полках. На уровне глаз помещают товары, пользующиеся незначительным спросом. На самые нижние полки или в передвижные контейнеры, которые устанавливают под рядами полок, выкладывают крупные и грузоемкие товары.

При вертикальном способе выкладки плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.

Информация о работе Организация технологического процесса продажи товаров в магазинах самообслуживания