Организация торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что торгово-технологические операции имеют большое значение для деятельности всего предприятия. Поэтому очень важно правильно и рационально организовать торгово-технологический процесс. А именно тщательная и внимательная приемка товаров по количеству и качеству позволяет своевременно выявить и предотвратить поступление недостающего количества товаров, а также товаров, качество которых не соответствует стандартам. Применение при хранении рациональных способов укладки, соблюдение основных принципов хранения, поддержание оптимальных режимов хранения и организация постоянного контроля за хранимыми товарами обеспечивают сохранность товаров.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Организация торгово-технологического процесса в магазине 5

1.1 Содержание торгово-технологического процесса, основные принципы рациональной организации 5

1.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине 7

1.3 Организация и технология хранения, и подготовка товаров к

продаже 10

1.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале 12

1.5 Организация и технология розничной продажи товаров 14

Глава 2. Анализ организации торгово-технологических процессов в магазине «ИП Сергеев» 20

2.1 Технико-экономическая характеристика анализируемого предприятия 20

2.2 Поступление и приемка товаров в магазине 23

2.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале 25

2.4 Технология продажи товаров 26

Глава 3 Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине «ИП Сергеев» 28

3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса продажи товаров 28

Заключение 31

Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.82 Кб (Скачать файл)

 

·        Наименование и адрес магазина-получателя товаров;

 

·        Номер  и дату составления акта;

 

·        Место  приемки товаров, время начала и  окончания приемки;

 

·        Фамилия, инициалы лиц, принимавших участие  в приемке товаров по качеству и составление акта, место их работы, занимаемые должности, дату и номер  документа о полномочиях представителя  на участие в проверке качества товаров, а также указания о том, что  эти лица ознакомлены с правилами  приемки товаров по качеству;

 

·        Наименование и адрес изготовителя (отправителя) и поставщика;

 

·        Дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметку о том, что вызов  представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;

 

·        Дату и номер договора на поставку товаров  и сопроводительных документов;

 

·        Дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортных организаций, время вскрытия транспортного средства, время доставки груза в магазин;

 

·        Номер  и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если он был составлен  при получении товара;

 

·        Условия  хранения товаров на складе магазина до составления акта;

 

·        Состояние  тары и упаковки в момент осмотра  товаров;

 

·        Исправность  пломб и правильность оттисков на них.

 

Указывают также количество (массу), полное наименование и список предъявленных к осмотру и  фактически проверенных товаров  с выделением забракованных, а также  тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают, на каком основании товары переводятся  в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.[1]

 

 

 

 

1.3 Организация и технология  хранения и подготовки товаров  к продаже

 

После приемки товары доставляют в помещение для хранения. Процесс  хранения товаров в магазине предусматривает  их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность  количества и качества товаров в  процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

 

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

 

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают  их физико-химические и биологические  свойства, правила товарного соседства  и санитарно-гигиенические требования.[20]

 

Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации хранят при температуре 10-18.°С и относительной  влажности воздуха 60-70%.

 

Хранение непродовольственных  товаров в магазине может быть организовано по товарным группам (обувь, готовое платье и т. д.) или по потребительским  комплексам («Товары для мужчин», «Товары для дома» и т. п.). при хранении товаров по потребительским комплексам необходимо выделение общей распаковочной зоны (помещения) для сортировки и комплектования товаров для различных потребительских комплексов.

 

Температуру и относительную  влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров  и психрометров и при необходимости  регулируют. При повышенной влажности  воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т. д.).[5]

 

Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления  и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.

 

За каждой группой товаров  закрепляются постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или  распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы  укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т. д.

 

На стеллажах размещают  товары в распакованном виде.

 

Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется  укладывать их в округленных количествах (десятками и т. д.).[6]

 

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию  и дезинсекцию.

 

В процессе хранения товаров, также как и при осуществлении  других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т. д.) в  магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

 

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить  к продаже.

 

Подготовка товаров к  продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависят от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности  ассортимента и других факторов.

 

При распаковке товары освобождают  от внешней транспортной тары, сортируют, то есть группируют по ассортиментным признакам(размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты.

 

Все эти подготовительные операции целесообразно проводить  в специальных помещениях с соответствующим  образом оборудованными рабочими местами. Например, для подготовки к продаже  радио- и электротоваров в универмаге должна быть мастерская, оборудованная  сетевыми электрическими розетками  и телевизионными антеннами. Здесь  проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность  изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием.[18]

1.4 Размещение и выкладка  товаров в торговом зале.

 

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем  находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения  товаров используют тележки или  тару-оборудование.

 

Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей  во многом зависят от рационального  размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время  на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить  затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов  в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих  основных требований:

 

· Предоставления покупателям  возможности ориентироваться в  размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;

 

· Создания условий комфортности во время пребывания в магазине;

 

· Предоставления покупателям  необходимой информации и широкого круга услуг;

 

· Оптимального использования  торговых площадей магазина;

 

· Обеспечение сохранности  материальных ценностей;

 

· Организации рациональных товарных потоков и расчетных  операций с покупателями.[20]

 

При размещении товаров в  торговом зале необходимо соблюдать  правила торгового соседства. За каждой товарной группой следует  закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к  продаже в магазине, размещают  ближе к зоне, где выполняются  подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с  зоной расчета или выходом  из торгового зала. Товары, требующие  длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине  торгового зала, чтобы не создавались  помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, использующиеся частым спросом. Для размещения товаров  в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование.

 

Очень важно рационально  расположить товары на торговом оборудовании, то есть эффективно использовать площадь  выкладки емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.[1]

 

При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие  основные принципы:

 

1.                однородные товары выкладывают  по вертикали, обеспечивая тем  самым лучшую их обозримость;

 

2.                целесообразно применять простейшие  приемы выкладки товаров (прямую  укладку, навалом и т. д.);

 

3.                декоративную выкладку товаров  рекомендуется использовать только  с рекламной целью;

 

4.                полки горок и другие элементы  для выкладки товаров не следует  переполнять товарами;

 

5.                в оптимальной зоне обозреваемости (на расстоянии 1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;

 

6.                выкладка товаров в торговом  зале должна быть насыщенной;

 

7.                сопутствующие товары следует  размещать навалом в различных  местах (у торцовых стенок, контрольно-кассовых  узлов и т. д.), используя для  этих целей корзины или кассеты.[2]

 

 При выкладке товаров  в упаковке рекомендуется отдельные  образцы оставлять без упаковки  или в прозрачной упаковке, чтобы  покупатель мог ознакомиться  с ними.

 

Размещая товары в торговом зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать их методы продажи, конфигурация торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка.

 

Выкладывают товары на оборудовании этикетками  и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми  в специальных держателях.

 

1.5 Организация и технология  розничной продажи товаров

 

Продажа товаров - завершающая  стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

 

Характер и структура  операций по продаже товаров зависят  в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов  их продажи. Так, на выбор товаров  повседневного спроса покупатель затрачивает  значительно меньше времени, чем  на товары периодического или редкого  спроса. Существенно различается  содержание операций по продаже товаров  в магазинах, применяющие различные  методы продажи. Под методами продажи  понимают совокупность приемов и  способов реализации товаров покупателям.

 

В розничной торговле применяют  следующие моменты продажи товаров:

 

· самообслуживание;

 

· индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания);

 

· по образцам;

 

· с открытой выкладкой;

 

· по предварительным заказам.

 

Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных  для покупателей методов продажи  товаров. Самообслуживание позволяет  ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность  магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает  свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товаром, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.

 

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и  контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи состоит из следующих основных операций:

 

· встреча покупателей  и предоставление ему необходимой  информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;

 

· получение покупателем  инвентарной корзины или тележки  для отбора товаров;

 

· самостоятельный подбор товаров покупателем и доставка их в контрольно-кассовый узел магазина;

 

· подсчет стоимости отобранных товаров;

 

· оплата купленных товаров  и получение чека;

 

· упаковка приобретенных  товаров и укладка их в сумку  покупателя;

 

· возврат инвентарной  корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

 

Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок включает выполнение следующих операций:

 

· встреча покупателя и  выявление его намерения;

 

· предложение и показ  товаров;

 

· помощь в выборе товаров  и консультация;

 

· предложение сопутствующих  и новых товаров;

 

· проведение технологических  операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;

 

· расчетные операции;

 

· упаковка и выдача покупок.

 

Пришедший в магазин покупатель должен встретить приветливое отношение  со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление  оставляют опрятный внешний вид  работников магазина, порядок и чистота  в торговом зале. Выявление намерения  покупателей заключается в определении  их отношения к моделям, фасонам  и другим признакам товаров. Эта  операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии