Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:02, реферат
Правильная организация товароснабжения розничной торговой сети - важнейшее условие удовлетворения спроса населения, эффективной работы торговых предприятий и отрасли в целом.
Товароснабжение розничной торговой сети представляет собой комплекс коммерческий и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными, торговыми и транспортными организациями и предприятиями, направленных на доведение товаров от производительных предприятий и оптовых баз до магазинов
Влияние на выбор типа органа сбыта оказывают также емкость рынка и сложившаяся система каналов сбыта.
В зависимости от степени влияния рассмотренных выше факторов могут быть выбраны следующие варианты организации сбыта:
♦ предприятие полностью берет на себя функции по сбыту своей продукции через своих торговых агентов, дилеров, сеть собственных фирменных магазинов, посылками и т. д.;
♦ предприятие через свой отдел сбыта, коммерческий или маркетинговый отдел устанавливает прямые связи с розничными торговыми предприятиями;
♦ предприятие для продвижения своих товаров прибегает к услугам посредников (оптовых баз, брокеров и др.).
Из всех перечисленных вариантов наиболее распространенным является использование в качестве посредника различных оптовых предприятий.
При определении количества
посредников следует учитывать
территориальное расположение изготовителя
и потребителя, сложность ассортимента,
уровень специализации
Решая вопрос об отборе конкретного сбытового партнера, необходимо учитывать заинтересованность посредника в торговле данным товаром, его надежность, складские мощности, устойчивые связи с потребителями, зону деятельности.
Брокеры, торговые агенты.
В качестве посредников между изготовителем и потребителем могут выступать брокеры и торговые агенты. Деятельность брокеров и агентов отличается от функций оптовых баз по двум показателям:
♦ они не берут на себя право собственности на товар;
♦ выполняют ограниченное число функций.
Главная их функция – содействие купле-продаже. Они обычно специализируют свою деятельность либо по товарному ассортименту, либо по типу обслуживаемых ими клиентов. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение.
Брокеры.
Основная их функция
– найти покупателя и продавца,
свести их, помочь им договориться
об условиях купли-продажи,
Торговые агенты.
Они, как правило, привлекаются на более долговременной основе, зачастую находятся в штате предприятия. Существует несколько видов агентов. Агенты производителей наиболее распространены. Такой агент может представлять одного или нескольких изготовителей дополняющих друг друга товаров. Агенты могут объединяться в мелкие коммерческие предприятия (несколько человек). Их задача на основе широкого контакта с покупателями обеспечить продажу товаров. Они могут быть наняты мелкими предприятиями, которые не могут содержать свой штат, а могут быть в штате.
Полномочные агенты по сбыту. На договорной основе с производителем выполняют функции по сбыту всей выпускаемой производителем продукции.
Агенты по закупкам. На основе долговременных соглашений с покупателями продукции закупают для них эту продукцию, проверяют качество, накапливают, хранят, доставляют ее в нужное место.
Агенты-комиссионеры. Закупают продукцию, вступают во владение этой продукцией и далее самостоятельно заключают сделки на ее продажу.
Розничная торговля как участник продвижения товаров на рынок.
В процессе товародвижения розничная торговля выполняет ряд функций и является конечным звеном, где происходит смена формы стоимости и общественное признание затрат на производство и доведение товаров.
Розничная торговля выполняет следующие функции:
♦ формирует торговый ассортимент; собирая товары от большого количества поставщиков;
♦ обеспечивает рекламу товаров;
♦ осуществляет необходимые операции с товаром;
♦ продает товары конечным потребителям;
♦ оказывает необходимые услуги.
Розничная торговля может осуществляться через магазины различных типов, мелкорозничную сеть, передвижную, посылочную торговлю.
Транспорт.
Важную роль в процессе товародвижения выполняет транспорт (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный). Транспортные организации и предприятия в процессе продвижения товаров на рынок должны обеспечить:
♦ сохранность груза в процессе транспортирования;
♦ своевременную доставку груза;
♦ соблюдение правил загрузки и транспортирования груза;
♦ применение прогрессивных технологий транспортирования;
♦ механизацию погрузочно-
♦ эффективное использование транспортных средств.
Важной задачей при выборе оптимального варианта продвижения товара является правильное определение вида используемого транспорта.
При этом следует учитывать следующие факторы:
♦ расстояние перевозки;
♦ объемы перевозимого груза;
♦ степень подготовленности к перевозке (ящик, пакет, контейнер и т.д.);
♦ среднюю массу транспортной единицы товара;
♦ физико-химические свойства товара;
♦ режим транспортирования;
♦ стоимость перевозки.
Правильный выбор видов транспорта обеспечивает снижение издержек по доставке товаров от производителя до потребителя, соблюдение сроков доставки, частоты и размеров партий завоза, сохранность товаров и их потребительских свойств.
Глава 2
Формы товароснабжения и направления его совершенствования
Рыночный процесс, торговля, проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, меняет своего собственника: от продавца переходит к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара, и всего лишь торговым посредником, помогающим довести товар от сферы производства до сферы потребления. Однако со сменой владельца возникает и необходимость физического перемещения товара, хотя оно может по времени и месту не совпадать с моментом продажи. Более того, товар может сменить одного владельца или даже нескольких, не изменяя своего физического местонахождения и, наоборот, может быть перевезен на большие расстояния со склада на склад, не будучи проданным.
Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения товаров до потребителей (розничной торговли) может осуществляться в двух организационно-экономических формах: транзитной и складской. Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика — объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п.
Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, когда товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли.
Транзитная форма
Вместе с тем чрезмерное
расширение транзита может привести
к замедлению времени обращения
товаров, неправильному формированию
ассортимента в магазинах, образованию
излишних товарных запасов и неравномерному
их размещению в розничной и оптовой
торговле. Поэтому выбор транзитной
формы товароснабжения
Существуют следующие виды транзита:
• С вложением собственных средств, или твердорасчетный транзит;
• Без вложения собственных средств, или организуемый транзит;
• Прямой транзит ( хлеб, молоко, колбаса ).
Твердорасчетный транзит означает оплату оптовым предприятием счетов поставщика с последующим предъявлением своих счетов покупателям.
При организуемом транзите поставщик представляет счета не оптовой базе, а непосредственно магазину или розничной форме.
Расширению транзитной формы
товароснабжения содействует
Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.п.). Эти нормы регламентируются в договорах поставки.
Транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов. Особенно высок удельный вес транзита по мебели, радио-, мото -, велотоварам, телевизорам, строительным материалам, скоропортящимся товарам и т.п. По товарам сложного ассортимента (швейные , трикотажные, парфюмерные и т.п.) он значительно ниже.
Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров.
Эта форма обычно применяется
по товарам сложного ассортимента и
главным образом для
Складская форма товароснабжения
применяется при получении
Складская форма товароснабжения
требует значительных издержек по осуществлению
транспортно-экспедиционных и складских
операций, замедляет в целом
Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.
При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.).
Основной недостаток этого
метода заключается в неэффективном
использовании транспортных средств.
Технико-экономические
Самовывоз заставляет работников розничной торговли выполнять не свойственные им функции по транспортировке товаров, что влечет снижение объема товарооборота и уровня культуры обслуживания в магазинах.
Большие потери труда и
времени при самовывозе имеют
место также при отборке
Централизованная доставка товаров — это система доставки товаров объектам розничной торговли транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.
В основу централизованной доставки положен принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных товаров или поступающих на станцию железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности.