Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:02, реферат
Правильная организация товароснабжения розничной торговой сети - важнейшее условие удовлетворения спроса населения, эффективной работы торговых предприятий и отрасли в целом.
Товароснабжение розничной торговой сети представляет собой комплекс коммерческий и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными, торговыми и транспортными организациями и предприятиями, направленных на доведение товаров от производительных предприятий и оптовых баз до магазинов
Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:
- устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокращение потребности в нем и более эффективное его использование;
- уменьшение числа грузчиков
и экспедиционного состава,
- освобождение руководящих
работников магазина от
- регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласованным графикам;
- устранение излишних
складских звеньев в движении
товаров и ускорение их
- высвобождение складской
площади и сокращение
- сокращение документооборота
и упрощение расчетов с
Периодичность, или частота,
завоза по многим товарам устанавливается
методом прямого расчета. Так, по
многим продовольственным товарам
устанавливается ежедневный завоз
(хлебобулочные и колбасные
Периодичность завоза по большинству
скоропортящихся товаров
По продовольственным
товарам с длительными сроками
хранения (мука, крупа, сахар, алкогольные
напитки, табачные изделия) и большинству
непродовольственных товаров
При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.п.
При разработке схем завоза товаров учитываются следующие принципы:
- достижение минимального
числа складских звеньев в
пути движения товаров,
- планирование поставок
продовольственных и
Разработанные на месяц или квартал графики завоза проверяются на практике, согласовываются с покупателями и получателями товаров и контролируются покупателем, поставщиком и транспортной организацией.
Одновременно с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза. Маршрут завоза — это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия.
Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить картосхему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации розничных предприятий, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.
Разработка оптимальных маршрутов централизованной доставки способствует более эффективному использованию транспортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.
Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъемности используемых автомобилей вначале для магазинов, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются маятниковыми.
Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются два и более близко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем поставки в них обеспечил полное использование грузоподъемности.
Централизованная доставка может осуществляться с применением различных форм экспедиционных операций:
доставка товаров производится автохозяйством с выполнением всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материальная ответственность, сдача ценностей);
экспедиционные функции выполняет поставщик, автохозяйство по договору предоставляет транспорт;
экспедиционные функции
выполняет розничная
Существует три вида маршрутов централизованной доставки. Один вид маршрутов предполагает завоз товаров в автомашине полной вместимости одному покупателю (линейный маршрут). Это возможно в случаях, когда покупатель является крупным по количеству причитающихся ему товаров, или в один день получателю завозится большое количество товаров на несколько дней, или когда доставляется крупногабаритный товар, или когда для перевозки используется малотоннажный автотранспорт. Другой вид маршрутов - это завоз товаров одним рейсом автомашины нескольким покупателям, имеющим на данный день или на определенную доставку в течение дня сравнительно небольшую норму доставки. При составлении такого рода маршрутов, называемых кольцевыми, следует предусматривать, чтобы за один рейс товары доставлялись расположенным поблизости получателям. Маятниковый маршрут применяется для автомашин с прицепами при перевозке грузов в одном направлении: прицеп остается для разгрузки товаров на определенном торговом предприятии, а автомашина следует в другое. Затем, в обратном направлении после разгрузки автомашина возвращается за разгруженным прицепом.
При разработке рациональных маршрутов необходимо учитывать дислокацию торговой чети, объем одновременной партии товаров, завозимой в предприятие торговли и общественного питания, и частоту завоза товаров в магазин, столовую. Установленные маршруты необходимо систематически проверять, так как расстояния и условия доставки могут изменяться. В тех предприятиях торговли, где уделяется внимание установлению оптимальных маршрутов доставки и систематической их проверке, это дает экономический эффект. Однако еще значительное число предприятий торговли и общественного питания не уделяются достаточного внимания определению рациональных маршрутов, а установленные маршруты пересматриваются редко. Иногда маршруты доставки разрабатываются не совместно сторонами договора, а только одной стороной - поставщиком или чаще - только перевозчиком.
Таким образом, процесс товароснабжения
является достаточно сложным и важным
элементом организации
Глава 3
Современное состояние потребительской кооперации в Республике Беларусь
Сегодня Белкоопсаюз – многоотраслевая структура, объединяющая под своим началом более 300 юридических лиц, 100 тысяч работников и порядка 1 млн пайщиков. Помимо торговли потребкооператоры активно проявляют себя в других сферах деятельности, таких как: общественное питание, заготовительная деятельность, промышленность, звероводство, а также наука и образование.
Потребительская кооперация Беларуси обеспечивает всем необходимым население республики, имея в наличии более 10000 собственных магазинов, 70% которых находятся в сельской местности, и ещё 580 автомагазинов. Это самая крупная в Беларуси торговая сеть. Для повышения конкурентоспособности и в целях максимального обеспечения населения товарами, внедрения новых технологий и укрепление позиций на внутреннем рынке Белкоопсоюзом начато создание единой торговой системы под общей торговой маркой «Родный кут», которое планируется завершить к 2015 году.( )
Таблица3.1-Число объектов розничной (торговой) сети организаций потребительской кооперации по областям и г. Минску
2009 |
2010 |
2011 | |
Всего: | |||
Республика Беларусь |
10850 |
10570 |
10126 |
Области: | |||
Брестская |
1989 |
1966 |
1888 |
Витебская |
1790 |
1762 |
1687 |
Гомельская |
1839 |
1811 |
1758 |
Гродненская |
1448 |
1379 |
1290 |
г. Минск |
24 |
16 |
16 |
Минская |
2236 |
2153 |
2052 |
Могилевская |
1539 |
1483 |
1435 |
Из них в сельских населенных пунктах: | |||
Республика Беларусь |
7819 |
7544 |
7121 |
Области: | |||
Брестская |
1487 |
1462 |
1382 |
Витебская |
1201 |
1179 |
1113 |
Гомельская |
1300 |
1273 |
1229 |
Гродненская |
1079 |
1018 |
944 |
Минская |
1698 |
1625 |
1513 |
Могилевская |
1054 |
984 |
940 |
Исходя из таблицы можно сделать вывод: Самое большое число объектов розничной (торговой) сети организаций потребительской кооперации в 2009 году было по Минской области и составило 2236 в т.ч. в сельских населенных пунктах 1698, но каждым годом их число уменьшается и в 2011 году составило 2052 в т.ч. в сельских населенных пунктах 1513. В целом по Республике Беларусь число объектов розничной (торговой) сети организаций потребительской кооперации в 2011 году составило 10126 и уменьшилось на 6,7 % по сравнению с 2009 годом.
Таблица 3.2- Число магазинов организаций потребительской кооперации
по областям и г. Минску
2009 |
2010 |
2011 | |
Всего: | |||
Республика Беларусь |
10592 |
10320 |
9912 |
Области: | |||
Брестская |
1963 |
1941 |
1864 |
Витебская |
1719 |
1695 |
1626 |
Гомельская |
1794 |
1768 |
1716 |
Гродненская |
1418 |
1355 |
1271 |
г. Минск |
19 |
16 |
16 |
Минская |
2181 |
2102 |
2013 |
Могилевская |
1498 |
1443 |
1406 |
Из них в сельских населенных пунктах: | |||
Республика Беларусь |
7687 |
7424 |
7020 |
Области: |
|||
Брестская |
1469 |
1443 |
1366 |
Витебская |
1167 |
1150 |
1087 |
Гомельская |
1284 |
1260 |
1216 |
Гродненская |
1073 |
1014 |
940 |
Минская |
1660 |
1589 |
1485 |
Могилевская |
1034 |
968 |
926 |
Исходя из таблицы можно сделать вывод: Самое большое число магазинов организаций потребительской кооперации в 2009 году было по Минской области и составило 2181 в т.ч. в сельской местности 1660, но с каждым годом их число уменьшается и в 2011 году составило 2013 в т.ч. в сельской местности 1485. В целом по Республике Беларусь число магазинов организаций потребительской кооперации в 2011 году составило 9912 и уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 6,4 %.
Таблица3.3- Розничный товарооборот торговли организаций потребительской кооперации по областям и г. Минску
2009 |
2010 |
2011 |
Всопоставимых ценах; 2011 в % к 2010 | |
Республика Беларусь |
4857,3 |
5785,6 |
9878,7 |
109,2 |
Области: | ||||
Брестская |
941,4 |
1127,4 |
1932,8 |
108,9 |
Витебская |
818,8 |
969,2 |
1643,2 |
112,0 |
Гомельская |
812,7 |
963,9 |
1656,0 |
108,4 |
Гродненская |
568,0 |
710,1 |
1177,6 |
107,5 |
г. Минск |
27,1 |
23,6 |
44,1 |
113,1 |
Минская |
996,4 |
1177,2 |
2022,1 |
112,3 |
Могилевская |
674,9 |
814,2 |
1402,4 |
116,1 |
Исходя из таблицы можно сделать следующие выводы: В целом по Республике Беларусь розничный товарооборот торговли организаций потребительской кооперации в 2011 году составил 9878,7 млд.руб. и по сравнению с 2009 годом увеличился на 50,8 %.