Понятие о покупательском спросе и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Спрос - потребность в определенных товарах, выраженная в желании и способности их приобрести. Это то количество товара, которое может быть куплено потребителями в указанном регионе в данный отрезок времени в одной и той же рыночной среде в рамках конкретной маркетинговой программы. Спрос всегда платежеспособен.
Сложности связаны с тем, что спрос - это не фиксированная, непосредственно измеряемая величина, а некоторый потенциал, который не поддается учету, доступен лишь косвенным оценкам. Спрос на товары подвержен сильным колебаниям, зависит от множества факторов (мода, цена, предложение товаров, склонность к замене, наличие товаров-заменителей и т.д.). Потребности достаточно стабильны и могут быть спрогнозированы с большей точностью, чем спрос, поэтому усилия маркетологов направлены на изучение реальных и потенциальных потребностей людей и организаций и их использование в коммерческих целях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Понятие о покупательском спросе и его виды 5
1.2 Методы изучения покупательского спроса 9
1.3 Традиционные методы сбора информации о спросе 12
1.4 Пути совершенствования организации изучения покупательского спроса 13
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая Вашкевич.docx

— 398.25 Кб (Скачать файл)

Здесь необходимо иметь ввиду, что цена имеет неодинаковую значимость для различных сегментов рынка. Поэтому при планировании цены важно установить, к какому типу относятся покупатели товара. С точки зрения чувствительности к цене все покупатели в универмаге «ЦУМ-Минск» могут быть разделены на следующие типы:

- экономные покупатели, остро реагирующие  на изменение цены и качества;

- эмоциональные покупатели, уделяющие  меньше внимания ценам и имеющие  высокую чувствительность к «имиджу»  и качеству обслуживания;

- патриоты – приверженцы конкретных  торговых марок, ради их поддержки  готовые принять их ценовую  политику;

- апатичные покупатели, уделяющие  основное внимание качеству, надежности  услуги, удобству в пользовании, комфорту вне зависимости от  цен.

Маркетологи часто выбирают целевые рынки с точки зрения жизненного цикла семьи и для каждого этапа разрабатывают товары и маркетинговые планы. Традиционно жизненный цикл семьи делится на два этапа – молодые одинокие и семейные пары с детьми. Однако сегодня маркетологи выделяют новые, нетрадиционные этапы, например пары, живущие совместно, но не состоящие в браке; пары, заключившие брак после нескольких лет совместной жизни; бездетные пары; родители-одиночки; родители, с которыми живут взрослые дети и т. д.

2 практическая часть

 

Торговое коммунальное унитарное предприятие «Универмаг Беларусь»  
 
Универмаг «Беларусь» (Приложение 1) образован в соответствии с приказом Министерства   торговли  БССР №50 от 3 мая 1978 года. Распоряжением Совета Министров БССР от 2 ноября 1970 года была утверждена проектная документация на строительство в центре Заводского района г. Минска универмага «Беларусь». 8 июня 1978 года универмаг приветливо распахнул свои двери для первых покупателей. 
 
Государственное торговое предприятие «Универмаг Беларусь» создано на основании решения Мингорисполкома от 24.12.1998г. №1401 в результате преобразования арендного предприятия. С апреля 2000 года в соответствии с Гражданским Кодексом РБ преобразовано в торговое коммунальное унитарное предприятие «Универмаг Беларусь». В своей деятельности руководствуется законодательством РБ и Уставом предприятия. 
 
Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. УП «Универмаг Беларусь» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба РБ и со своим наименованием. Торговое коммунальное унитарное предприятие «Универмаг Беларусь» имеет свой зарегистрированный фирменный товарный знак, фирменный блок и другие атрибуты рекламы. 
 
УП «Универмаг Беларусь» работает без выходных дней с 9:00 до 21:00, в воскресенье и праздничные дни - с 10:00 до 19:00 и ежедневно принимает свыше 30 тысяч покупателей. Открытие в 1998 году станции метро значительно увеличило поток покупателей, расширило контингент посетителей универмага. В настоящее время до торговой организации можно добраться любым видом транспорта. Кроме того, на прилегающей территории находится удобная парковка и стоянка для автомобилей, летнее кафе. 
 
Общая площадь УП «Универмаг Беларусь» составляет 34350 м2, в том числе торговая площадь - 8540 м2, складская - 8600 м2.  
В состав торговой организации входят:

- магазин «Промышленные товары», расположенный на улице Московская, 1/2, общей площадью 2377 м2, в том числе торговая - 1091 м2.

- магазин «Промтовары», расположенный на улице Селицкого, 105, общей площадью 570 м2, в том числе торговая - 240 м2.

- магазин «Продовольственные товары», расположенный на улице Тухачевского, 48, общей площадью 577 м2, в том числе торговая - 240 м2. 

Наиболее распространенным методом сбора информации о спросе является статистический метод, т. е. проведение анализа данных статистической отчетности торгового предприятия. В этой связи целесообразно детально и последовательно осуществлять анализ данных о товарообороте в целом и в разрезе ассортиментных позиций, товарных запасах и товарооборачиваемости, проанализировать данные инвентаризаций о товарных остатках.

В таблице 1приведена (Приложение2) информация о составе товарооборота ТКУП «Универмаг».

Общий объем товарооборота ТКУП «Универмаг» за 2010 г. составил 106 504,6 млн.руб., что на 14 768,6 млн.руб. или на 16,10 % больше чем в 2009 г. В состав товарооборота входит розничный товарооборот и реализация продукции собственного производства. В отчетном году доля розничного товарооборота в общем объеме выручки от реализации составила 96,73 %, а доля реализации продукции собственного производства - 1,51 %.

Следующим шагом будет анализ товарных запасов ТКУП «Универмаг».

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса организация должна обладать определенными товарными запасами. Необходимость формирования достаточного объема товарных запасов обусловлена следующими факторами:

- несовпадением во времени и  в пространстве производства  и потребления товаров;

- асинхронностью изменений спроса  и предложения;

- неодинаковыми условиями транспортировки  и реализации товаров, т.е. потребление  товаров - процесс непрерывный; при этом процесс транспортировки не может быть непрерывным;

- производство отдельных видов  товаров размещено по регионам  неравномерно;

- производство ряда товаров  носит сезонный характер и др.

По назначению запасы товаров подразделяются на текущие, сезонные и целевые; основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Необходимо, чтобы торговая организация имела их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними или оптимальными. Завышенные товарные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное - к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема товарооборота.

Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях оборота. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объем товарооборота за изучаемый период и умножить на количество дней изучаемого периода (для месяца - 30 дней, для квартала - 90 дней, для года - 360 дней).

Таким образом, в процессе анализа необходимо установить влияние товарных запасов на динамику товарооборота, изучить причины отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов, установить какие факторы влияют на изменение товарных запасов и разработать рекомендации по их оптимизации.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло полное обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение, поскольку в результате:

- высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы;

- снижаются потери товаров и  другие торговые расходы;

- сохраняется качество товаров;

- улучшается обслуживание покупателей  и т.п.

Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, что ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, отрицательно влияет на финансовое состояние организации.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах (Зср) и товарообороте (Р) и использованием одной из формул (1), (2), (3):

 

 

Тдн = Зср х Д / Р,

(1)


 

 

 

Тдн = Зср/ (Р / Д),

(2)


 

 

 

Тдн = Зср/ Рдн,

(3)


 

 

 

где Тдн - товарооборачиваемость в днях;

Д - количество дней анализируемого периода (год - 360 дней, квартал - 90 дней, месяц - 30 дней);

Рдн - среднедневной объем товарооборота.

Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Данный показатель рассчитывается по формулам (4) и (5):

 

 

Тоб = Р / Зср,

(4)


 

 

 

Тоб = Д / Тдн,

(5)


 

 

 

где Тоб - оборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров).

Для проведения анализа товарных запасов ТКУП «Универмаг» составим таблицу 2.(Приложение 3)

 

 

 

Данные таблицы 2 показывают, что в отчетном году темп роста товарооборота значительно превышает темп роста среднегодовых товарных запасов по сравнению с прошлым годом. В результате этого в отчетном году время обращения товаров сократилось на 2,9 дня по сравнению с прошлым годом. В свою очередь скорость обращения товаров увеличилась на 0,2 оборота. Данная тенденция заслуживает положительной оценки, поскольку замедление времени обращения товаров приводит к недостатку оборотных средств и, как следствие, к потребности в кредитах и займах, что в конечном итоге ведет к увеличению расходов и уменьшению финансового результата от деятельности организации.

Для определения суммы средств, высвобожденных или дополнительно вложенных за счет изменения товарооборачиваемости, необходимо ускорение (замедление) времени обращения товаров в днях умножить на фактический среднедневной товарооборот отчетного периода. Таким образом, ускорение товарооборачиваемости в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом на 2,9 дня позволило высвободить оборотных активов на сумму 845,2 млн.руб., (2,9 х 104 922,9 / 360) по отношению к прошлому году.

Наиболее полная информация об изменении товарооборота ТКУП «Универмаг» может быть получена на основании изучения динамики ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, которое проводится по данным статистической отчетности. Для этого составим таблицу 3:(Приложение4)

 

 

 

 

Результаты расчетов таблицы 3 показывают, что по сравнению с прошлым годом в 2010 г. увеличилась доля реализации непродовольственных товаров и уменьшилась доля реализации продовольственных товаров на 0,31 %. На протяжении последних 2 лет значительных колебаний в динамике структуры товарооборота не наблюдается. Наиболее существенные изменения по сравнению с другими товарными группами произошли по таким товарным группам, как рыба и морепродукты (их доля в отчетном году снизилась на 0,2 % по сравнению с прошлым годом), консервы рыбные (их доля в отчетном году увеличилась на 0,14 % по сравнению с прошлым годом), хлеб и хлебобулочные изделия (их доля снизилась на 0,15 %) и т.д. Практически по всем продовольственным товарным группам наблюдается рост их доли в общем объеме реализации товаров в отчетном году. Исключение составили такие товарные группы, как мясо и птица, колбасные изделия, рыба и морепродукты, молоко и молочные продукты, майонезная продукция, сахар, хлеб, картофель, винно-водочные изделия, пиво, мороженое.

Несмотря на общую тенденцию к росту по группе непродовольственных товаров наблюдается снижение в общем объеме реализации удельного веса многих товарных групп. Основные причины изменения товарного ассортимента могут быть установлены на основании результатов факторного анализа.

Выполнение плана и динамика товарооборота зависят от трех основных групп факторов:

- обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения  и использования;

- обеспеченности трудовыми ресурсами  и эффективности труда торговых  работников (Приложение 5);

- состояния, развития и эффективности  использования материально-технической  базы торговли.

Ускорение (замедление) оборачиваемости отдельных товарных групп связано с изменением объема их реализации и размера средних товарных запасов. Для изучения влияния этих факторов на динамику времени обращения отдельных товарных групп составляется таблица 4 (Приложение 6).

 

Рост товарооборота в ТКУП «Универмаг» должен был бы обеспечить ускорение оборачиваемости по всем товарным группам и видам товаров, однако по отдельным товарным группам запасы росли более быстрыми темпами, что оказало влияние на замедление их товарооборачиваемости.

Основные экономические показатели торговой деятельности ТКУП «Универмаг» за 2009 – 2010 г.г. представлены в Приложениях 1, 2. 

Из представленных материалов видно, что рост товарооборота увеличивается, складские запасы не превышают нормативов, ведется книга предварительных заказов и выполняются заявки покупателей.

В целом работа проводится на должном уровне.

 

 

Заключение

 

В результате всего вышеизложенного материала можно сделать следующие основные выводы.

Спрос — это платежеспособная потребность населения в товарах и услугах на потребительском рынке или форма проявления той части потребностей, которая обеспечена покупательной способностью, т.е. деньгами. Задачи изучения спроса является прогнозирование возможности реализации товаров и развитие потребностей общества, и формирование покупательского спроса.

Покупательский спрос населения, на товары народного потребления непостоянен и изменяется под влиянием многих факторов: экономических, социальных, демографических, природно-климатических и др. При изучении спроса на товары народного потребления в организациях торговли целесообразно выделять следующие его виды: реализованный (удовлетворенный); неудовлетворенный; формирующийся.

При изучении покупательского спроса населения важное значение имеют следующие признаки классификации: степень интенсивности; характер возникновения потребности в покупке товара; степень повторяемости; степень распространенности; частота предъявления; степень агрегированности товарных групп и ассортимента товаров; степень устойчивости во времени.

Информация о работе Понятие о покупательском спросе и его виды