Понятие торговли и организации товародвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть понятие торговли и организации товародвижения.
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- показать роли розничной и оптовой торговли в экономике;
- раскрыть понятие, сущность розничной и оптовой торговли;
- показать документальное оформление и учет поступления товаров и тары в предприятия торговли.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

В основе процесса товародвижения лежит физическое перемещение грузов от производства до потребителя, сопровождающееся рядом необходимых операций транспортировки, хранения, обработки и отпуска товаров в различных звеньях цепи товародвижения. Эти процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и выражают собой продолжение производства в сфере обращения. Совокупность перечисленных выше технологических операций, образует так называемую технологическую цепь процесса товародвижения, которую можно представить в виде следующей схемы.

 

Схема технологической цепи процесса товародвижения

 

Выполнение технологических операций и мероприятий связано с наибольшей частью материальных и физических затрат, поэтому для получения максимального экономического эффекта необходимо постоянно совершенствовать технологическую сторону процесса товародвижения.

С другой стороны, товародвижение состоит из организационно - хозяйственных (коммерческих) процессов, которые связаны со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров.

К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, рекламирование товаров, оптовая закупка и продажа товаров, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров и др.). Они являются объектом коммерческой деятельности в торговле, которая представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершенствование процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Кроме того, она включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в оптовом звене), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции.

Основой коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений является равноправие торговых партнеров и их хозяйственная самостоятельность, ответственность сторон за выполнение принятых обязательств. Методом формирования товарных ресурсов становится свободная продажа, развитие прямых хозяйственных связей, повышение роли договоров поставки.

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод о необходимости серьезных исследований процессов, происходящих при доведении товаров народного потребления от мест производства к местам потребления. Целью их является выработка предложений по ускорению доведения этих товаров до покупателей в полном объеме и ассортименте, соответствующем спросу населения. При этом важнейшим условием должно быть сокращение материальных и трудовых затрат на эти цели.

 

 

 

 

 

 

  1. Документальное оформление и учет поступления товаров и тары на предприятии торговли

 

2.1. Документальное оформление  и учет поступления товаров  и тары на оптовые предприятия

 

 

Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляются оправдательными документами, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" [2, с. 138]. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный документ составляется в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Документ (бухгалтерский) - письменное свидетельство на право совершения хозяйственных операций и доказательство действительного их совершения.

Требования к осуществлению оптовой торговли установлены преимущественно Гражданским кодексом РФ. Обусловлено это тем, что отношения, возникающие между продавцом (предприятием оптовой торговли) и покупателем (предприятием иного вида деятельности), оформляются хозяйственными договорами. В настоящее время широкое применение получил договор купли-продажи (Приложение 1). B соответствии со ст.454 ГК РФ [3, с. 274]. договор купли-продажи - это договор, по которому "одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)". Закон не может регламентировать каждый шаг продавца и покупателя, поэтому ГК РФ устанавливает только общие правила продажи. Конкретные условия купли-продажи определяются продавцом и покупателем самостоятельно.

Следует начать с того, как товар попадает на склад торговой фирмы.

Партия товара должна сопровождаться соответствующим документом, в котором должны содержаться наименование поставщика и покупателя, их адреса, наименование поставляемого товара, единицы измерения товара, его количество, цена и стоимость товара, а также подписи ответственных представителей поставщика и покупателя, заверенные печатями. Возможно отсутствие печати покупателя в том случае, если товар получает представитель покупателя по доверенности. При поступлении товаров без сопроводительных документов создается комиссия, которая принимает товары с составлением акта о приеме товаров (Приложение 2).

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой).

Заказ на поставку товара (Приложение 3) составляется покупателем.  Этот документ является письменным подтверждением намерения покупателя совершить конкретную операцию по закупке товара.

Накладная (Приложение 4) в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации.

В накладной указывается:

  • номер и дата выписки;
  • наименование поставщика и покупателя;
  • наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара.

Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д. (код по ОКУД 0903016).

Товарно-транспортную накладную (Приложение 5) выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом (коды по ОКУД 0903801, 0903802, 0903803, 0903804).

При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная (Приложение 6).

К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной.

Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то должна оформляться “Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере”.

Счет-фактура (Приложение 7) составляется поставщиком на имя покупателя и дает право на зачет (возмещение) НДС покупателям после оприходования товара. Счет-фактура — это документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. В счете-фактуре должны быть указаны:

- порядковый номер и  дата выписки;

- наименования, адреса продавца  и покупателя;

- наименования и адреса  грузоотправителя и грузополучателя;

- номер платежно-расчетного  документа — в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- наименования поставляемых  товаров;

- цена за единицу без  учета налога;

- стоимость товаров без  учета и с учетом налога;

- налоговая ставка и сумма налога и др.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на это в соответствии с приказом по организации, и заверяется печатью организации.

Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет (Приложение 8) выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.

Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

Если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность (Приложение 9), которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Статьей 185 ГК РФ установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными к действия доверенности торговые организации устанавливают в зависимости от возможности получения и вывоза товара и других ценностей, как правило, этот срок не превышает месяц, а большинстве случаев составляет десять дней. Доверенности применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Доверенность оформляется бухгалтерией в одном экземпляре и выдается под расписку получателю. Осуществляя приемку на своем складе, организация торговли может заверить сопроводительный документ своим штампом, в этом случае не требуется доверенность. Проставление штампа на сопроводительном документе означает, что торговая организация приняла товары.

При выдаче доверенности бухгалтерия организации регистрирует ее в журнале учета выданных доверенностей (Приложение 10).

Проверка соответствия количества, номенклатуры и качества товара при поступлении на склад покупателя осуществляется путем внешнего осмотра и подсчета В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться о акт расхождение по количеству и качеству (Приложение 11), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии). Акт подписывается материально-ответственным лицом поставщика и покупателем, причем ответственным лицом от покупателя выступает сотрудник, непосредственно принимающий товар, а от продавца (если сотрудник, выписывавший накладную, не сопровождает груз) – экспедитор или другое лицо, сопровождающее товар до склада покупателя.

Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

При закупке товара или его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной.

Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота, согласно п. 15 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" [4,с.137].

Информация о работе Понятие торговли и организации товародвижения