Проблемы контроля классификационного кода предметов искусства в соответствии с ТН ВЭД ТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы продиктована тем, что проблемы определения классификационного кода предметов искусства в соответствии с ТН ВЭД ТС являются весьма злободневными, с которыми таможенники сталкиваются почти каждый день. При этом весьма очевидно, что правильная классификация товаров имеет большое значение для повышения объективности таможенной статистики внешней торговли, используемой при выработке таможенной политики. Более того, от правильной классификации товаров зависит обоснованное начисление и взимание таможенных платежей.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

9706 00 000 0 Антиквариат возрастом  более 100 лет

В эту товарную позицию входит весь антиквариат, возраст которого превышает 100 лет, при условии, что он не включен в товарные позиции 9701-9705. Интерес к этим товарам проистекает из их возраста и, как следствие, их редкости.

В соответствии с этими  условиями товарная позиция включает:

  • старинную мебель, рамы и панельную обшивку;
  • изделия печатной промышленности: инкунабулы и прочие книги, ноты, карты, гравюры (кроме относящихся к товарной позиции 9702).
  • вазы и прочие керамические изделия;
  • текстильные изделия: ковры, гобелены, вышивка, кружева и прочие ткани;
  • ювелирные изделия;
  • изделия золотых и серебряных дел мастеров (кувшины, чашки, канделябры, блюда и т.д.);
  • подсвечники и светильники;
  • кузнечные и слесарные изделия;
  • небольшие украшения для стеклянных шкафов (коробки, конфетные коробки, табакерки, табачные терки, шкатулки, веера и т.д.);
  • музыкальные инструменты;
  • часы, включая наручные;
  • резьбу по драгоценному камню и изделия мастеров по знакам (печати и т.д.).

При условии сохранения ими первоначального характера, в товарную позицию включаются античные предметы, отремонтированные и отреставрированные. Например, в товарную позицию входят: старинная мебель с частями, сделанными в наше время (например, арматурой и замененными частями), старинные гобелены, кожа и ткань, надетые на современные деревянные основы.10 11

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим перемещение культурных ценностей через границу РФ является Федеральный Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 06.12.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей». На заявленные к вывозу с территории Российской Федерации предметы культурного назначения, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», оформляется справка установленного образца, подтверждающая, что названные предметы на государственном учете не состоят, и для их вывоза не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.12

Эти справки выдаются и оформляются на бланках Росохранкультуры.

Справки, выданные Росохранкультуры по сохранению культурных ценностей  Минкультуры России, территориальными управлениями Минкультуры России по сохранению культурных ценностей или  специально уполномоченными экспертами Минкультуры России, действительны для предъявления во все таможенные органы Российской Федерации независимо от места расположения территориального управления по сохранению культурных ценностей, выдавшего данные справки.13

Вместе с тем, представление указанной справки при перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации предметов культурного назначения, не подпадающих под действие Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», не обязательно для их таможенного контроля. Требовать у физических лиц предъявления справок необходимо только в том случае, если у должностного лица таможенных органов возникает сомнение в определении отнесения перемещаемых товаров к предметам культурного назначения.

Также к методическому  обеспечению, помогающему сотрудникам таможни оформлять товары 97 группы можно отнести различные журналы, перечни и каталоги с фотографиями и иллюстрациями, предоставляемые Министерством культуры.

2.3 Анализ практики  декларирования предметов искусства

 

Удельный вес таможенных органов в предотвращении нелегального перемещения культурных ценностей обычно сводят к условной величине – 6–8 %, что несколько меньше, чем принятые цифры задержаний других видов контрабанды (8–10 %). Процент выявленной контрабанды культурных ценностей в среднем по стране значительно ниже.

Какие проблемы возникают  при таможенном контроле культурных ценностей, вызванные их особенностями и способствующие незаконному перемещению?

1. Необходимость среди  совокупности бытовых вещей, представленных для таможенного контроля, выделить и распознать не декларированные культурные ценности.

2. Неявная специфичность  некоторых культурных ценностей,  требующая их дифференциации  от предметов личного пользования  (складные иконы, кресты, перстни,  амулеты, нэцкэ, документы, карты, книги, отдельные графические миниатюры, предметы мемориального характера и др.) предполагает особое внимание и широкую эрудицию.

3. Отсутствие в ряде  случаев четких отличий предметов  культурного назначения (ст. 8 Закона  РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-01, например, вырезанные из кости фигурки, гравированные бивни моржа и кашалота, акварельные рисунки, офорты и гравюры и т.д.) от культурных ценностей (ст. 7), чем пользуются как недобросовестные участники ВЭД, так и недобросовестные должностные лица таможенных органов.

4. Механическое выполнение  формальных правил без учета  реальной вещи, продекларированной  и сопровождаемой Свидетельством  на право вывоза. Например, к таможенному  оформлению предъявлен бивень  мамонта. Статья 9 Закона исключает его вывоз, т. к. его возраст априори превышает 100 лет, а сам он является частью объекта палеонтологии, перечисленного в качестве одной из категорий культурных ценностей в ст. 7 вышеназванного Закона.

5. Отсутствие надежных  идентификационных знаков-меток, которые, по моему мнению, необходимо выставлять во многих случаях после проведения специализированной экспертизы и выдачи Свидетельства на право вывоза. Ибо это не исключает подмену одних культурных ценностей другими и совершение иных действий, обнаружение которых требует специальных знаний и (или) специального оборудования.

6. Отдельно стоит вопрос  о пунктах пропуска, на которых  требуются знания локальных особенностей  спроса и предложения культурных  ценностей. Например, предположим,  что речь идет о северной части Тихого океана. Родственные контакты эскимосов, достаточно свободно перемещающихся в зоне Берингова пролива, иногда сопряжены с контрабандным вывозом на Аляску добытых на российской территории археологических культурных ценностей из захоронений и других памятников древней истории и культуры («крылатые предметы», костяные гравированные наконечники гарпунов и др.). По конфиденциальному признанию самих участников этого процесса, такой бизнес одной семьи американских эскимосов составляет порядка 50 тыс. долл. США в год. Часть этих средств расходуется на оплату поставок культурных ценностей из России.14

Рассмотрим частный пример декларирования.

По контракту из КНР  поставлялись картины масляные в  разобранном виде 4400 шт. и фото картины  в ассортименте 34048 шт. Общая стоимость контракта составляла 5199.36$.  Согласно грузовой таможенной декларации фото картины классифицируются в 49 группе и имеют код по ТН ВЭД 4911918000. Главный вопрос был в том, как классифицировать рамы от картин: вместе с полотнами в 97 группе или отдельно в группе номер 44. Это было очень важно уяснить т.к. все товары 97 группы провозятся беспошлинно.

Прибыл товар картины  масляные в разобранном виде и  фото картины. Для удобства транспортировки  картины масляные были разобраны на полотна и рамок, но в целом количество рамок и полотен совпадает (4400 шт.).

Однако при определении кода указанного товара предпринимателя таможенным органом было указано на декларирование картин масляных как полотна и рамки отдельно (по двум товарным позициям) согласно Примечанию 5 к группе 97.

В товарной позиции 9701 ТН ВЭД России классифицируются согласно тексту товарной позиции «картины, рисунки, пастели, выполненные полностью  от руки, кроме рисунков, указанных  в товарной позиции 4906, и прочих готовых изделий, разрисованных или декорированных от руки». Если картина вставлена в раму, то классификация в таком случае производится с учетом Примечания 5 к группе 97, согласно которому учитывается характер и стоимость рамы, и в случае несоответствия рамы и картины друг другу (например рама имеет гораздо большую стоимость чем картина) рама классифицируется отдельно в предназначенной для нее товарной позиции (По виду материала, из которого она изготовлена). В данном случае картины предъявляются к таможенному досмотру без рам, а рамы являются отдельным товаром.15

Из анализа практики декларирования следует, что основной причиной возникающих при контроле классификационного кода предметов  искусства проблем, является неявная  специфичность некоторых товаров, относящихся к 97 группе, а также отсутствие чётких идентификационных признаков таких товаров.

2.4 Пути минимизации таможенных рисков при контроле классификационного кода предметов искусства по ТН ВЭД ТС

 

На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с классификацией и идентификацией предметов искусства. Основные проблемы были озвучены в предыдущем пункте, и для их решения необходимо провести ряд мероприятий.

В ст. 15 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» сказано, что ФТС России «силами специализированной службы осуществляет в таможенных пунктах контроль над порядком вывоза и ввоза культурных ценностей, установленным настоящим Законом». Таких специализированных служб в стране – единицы. Однако специальное оборудование, типа программно-аппаратного комплекса «Сканер», предназначенного для идентификации подлинности художественных произведений и поиска скрытых вложений, в т. ч. намеренно скрытых под верхним красочным слоем изображений картин, и введенного для поставки в таможенные органы, пока есть далеко не на каждом даже крупном пункте пропуска. 16

Следовательно, надо исходить из реальности, того, что основано на статистическом материале.

Во-первых, должностные  лица таможенных органов должны знать, что среди множества товаров есть очень дорогой и специфический товар, называемый «предметы искусства».

Во-вторых, должностные  лица должны обладать общекультурной подготовкой, они должны знать и иметь практику обращения с различными категориями культурных ценностей, знать законодательную и нормативную базу. Кроме того, они должны знать образцы и уметь контролировать подлинность документов, дающих право вывоза/ввоза и временного вывоза/ввоза культурных ценностей.

В-третьих, нужна аналитическая работа по формированию профилей рисков применительно к культурным ценностям и предметам искусства в зоне ответственности того или иного таможенного органа.

И, наконец, необходимо создание программных средств обучающего и справочно-информационного характера, создание баз данных, необходимых для оснащения пунктов пропуска, поскольку, вне всякого сомнения, для работников таможенных органов необходима тренировочная практика по контролю классификационного кода культурных ценностей. Недостаточно лишь наличия справочного материала.

Эти меры должны способствовать улучшению контроля кода предметов искусства и минимизации таможенных рисков при контроле.

 

Заключение

 

В ходе курсовой работы были определены основные классификационные  признаки предметов искусства, обозначены проблемы их классификации с применением ТН ВЭД ТС при таможенном оформлении и таможенном контроле, выявлены и проанализированы возможные случаи нарушения таможенных правил при классификации, а также рассмотрены пути совершенствования их классификации с использованием ТН ВЭД ТС.

В первой главе были рассмотрены общие понятия классификации товаров, её значение, и основные положения о Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Классификация товаров  в соответствии с ТН ВЭД ТС осуществляется путем последовательного отнесения данного товара сначала в группу, затем в товарную позицию этой группы, в субпозицию, и, наконец, в подсубпозицию данной группы.

Проблемы классификации товаров по ТН ВЭД ТС возникают, в основном, по таким причинам, как: человеческий фактор, субъективный анализ текстов ТН ВЭД ТС, сложные конструктивные или химические особенности товара, его некомплектность или незавершённость.

Во второй главе данной курсовой работы были рассмотрены особенности  классификации предметов искусства в соответствии с ТН ВЭД ТС, а также проблемы, связанные с данной классификацией и возможные пути их решения.

Из анализа практики декларирования следует, что основной причиной возникающих при контроле классификационного кода предметов  искусства проблем, является неявная  специфичность некоторых товаров, относящихся к 97 группе, а также отсутствие чётких идентификационных признаков таких товаров.

Пути минимизации таможенных рисков при контроле кода включают в себя аналитическую работу по формированию профилей рисков, создание программных средств обучающего и справочно-информационного характера, улучшение обеспечения таможен свежими каталогами и журналами, создание баз данных, необходимых для оснащения пунктов пропуска и, наконец, обучение работников таможенных органов. Упорядочение нормативной базы по классификации товаров 97 группы облегчит сотрудникам таможен поиск нужного документа, необходимого для контроля культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Информация о работе Проблемы контроля классификационного кода предметов искусства в соответствии с ТН ВЭД ТС