Процесс выбора специализации торгового предприятия ТК «Суворовский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 7.30 Мб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг. Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.

Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность  и согласованность. Дает возможность  наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.

Для осуществления хозяйственной  деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать материально – технической базой, которая представляет собой совокупность материально – вещественных ценностей. Это основные производственные фонды и технологии производственных процессов.

В условиях жесткой конкуренции торговых предприятий за потребителя многие магазины сегодня реализуют сравнительно узкую группу товаров, т.е. специализируются на определенных видах продукции.

Специализация розничной  торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Предметом исследования является процесс  выбора специализации торгового  предприятия. Объект исследования –  ТК «Суворовский», фирменный магазин  ОАО «Гродненский мясокомбинат».

Цель исследования – рассмотреть  различные виды специализации торговых предприятий в теоретическом  и практическом аспектах. Данная цель предполагает решение следующих  задач:

  • рассмотреть торговое предприятие как основное звено торговой деятельности;
  • раскрыть сущность специализации и типизации торгового предприятия;
  • определить специализацию ТК «Суворовский»;
  • разработать мероприятия по совершенствованию процесса реализации продукции на рассматриваемом предприятии.

В рамках решения вышеперечисленных  задач были использованы следующие материалы: учебная и специальная литература по экономике предприятия и экономике торговли, финансовая отчётность ТК «Суворовский» и ОАО «Гродненский Мясокомбинат».

Тема специализации торгового  предприятия затрагивается в  учебных пособиях Н.В. Максименко, В.Н. Платонова, Р.П Валевича, Г.А. Давыдова и др.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, метод системного анализа, статистический экономико-математический, описательные методы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ  ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

  • 1.1. Торговое предприятие – основное звено торговой деятельности

  •  

    Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.

    Завершая комплексный  торгово-технологический процесс  товародвижения, магазины выполняют  ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

    Основные торговые функции  магазинов следующие:

    • изучение покупательского спроса на товары;
    • составление заявок на завоз товаров;
    • формирование ассортимента товаров;
    • реклама товаров и услуг.

    К технологическим функциям (операциям) относят:

    • прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
    • обеспечение хранения товаров;
    • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
    • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
    • продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций). [3, с. 21]

    Кроме того, магазины выполняют  функции, связанные с оказанием  покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов  на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

    Объем и характер выполняемых  магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной  самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг. [3, с. 22]

    Торговое предприятие  на современном этапе рыночной экономики  является самостоятельным хозяйствующим  субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.

    Сущность предприятия  торговли рассматривается в трех аспектах: юридическом, хозяйственном  и отраслевом.

    Юридический аспект имеет  наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности. Все торговые предприятия являются юридическими лицами с правовой точки зрения. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:

    • позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;
    • является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов;
    • позволяет ограничить имущественный риск участников суммой вклада в капитал конкретного предприятия;
    • создает основания для гибкого управления капиталом. [4, с. 41]

    Все юридические лица должны проходить государственную  регистрацию, иметь печати и открывать  счета в банках. Но эти внешние атрибуты не отражают сущности торгового предприятия как юридического лица. Выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие признается юридическим лицом:

    • первый признак - организационное единство, которое предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками;
    • второй признак - имущественная обособленность, которая создает материальную базу деятельности торгового предприятия, т. е. для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию;
    • третий признак - самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что каждое торговое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам на основе имеющегося обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами;
    • четвертый признак - выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде. [3, с. 38]

    Юридическое лицо приобретает  гражданские права и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор), так и одновременно несколько органов (директор и дирекция) управления. Органы управления могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.

    Подводя итог вышесказанному отметим, что торговое предприятие  – это имущественный комплекс, используемый для организации процесса купли-продажи. Торговое предприятие  завершает комплексный торгово-технологический процесс. Торговое предприятие выполняет ряд торговых и технологических функций, среди которых изучение покупательского спроса, формирование ассортимента, реклама товаров и услуг, обеспечение хранения и реализации товаров и др. Торговое предприятие на современном этапе рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.

     

    1.2. Специализация торгового  предприятия. Способы определения специализации

     

    Одним из важнейших условий  повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговых предприятий. Специализация — это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

    Необходимость специализации розничных торговых предприятий вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды.

    Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние  на все стороны организационно-хозяйственной  деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

    Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению  работы с поставщиками, обеспечению  более высокого уровня культуры продажи  товаров, расширению дополнительных услуг  и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значи­тельного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров. [10, с. 114]

    Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.

    При специализации по товарно-отраслевому  признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп  или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим  товарным отраслям:

    • предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.)
    • предметы культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);
    • предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);
    • предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.)
    • прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

     По степени специализации магазины делятся:

    • на узкоспециализированные — реализуют отдельные товары определенной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);
    • специализированные — осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);
    • комбинированные — имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея—парфюмерия, мясо—рыба, овощи— фрукты);
    • универсальные — торгуют большинством товарных групп (Дом торговли, универмаг, универсам, гипермаркет);
    • неспециализированные (смешанные) магазины — реализуют отдельные виды продовольственных или непродовольственных товаров (магазин «Товары повседневного спроса»). [10, с. 115-116]

    Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

    При специализации по комплексности  спроса ассортимент реализуемых  товаров формируется по потребительским  комплексам (магазины «Товары для  детей», «Товары для дома», «Сделай  сам», «Все для садовода» и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос. [12, с. 106]

    Однако необходимо отметить, что  при специализации магазинов  по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров.

    Информация о работе Процесс выбора специализации торгового предприятия ТК «Суворовский»