Процесс выбора специализации торгового предприятия ТК «Суворовский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 7.30 Мб (Скачать файл)

Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц («Товары для спорта и туризма», «Товары для детей»).

Перспективными направлениями  специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом  являются:

  • в продовольственной торговле — существенное повышение роли универсамов, супер-, гипермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (минимаркетов);
  • в непродовольственной торговле — возрастание роли универмагов, Домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.). [10, с. 117]

Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным  товарам. На уровень специализации  влияет ряд факторов:

  • характер покупательского спроса (твердо сформированный или импульсивный спрос);
  • степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
  • размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
  • местные условия развития товарооборота;
  • размеры помещений магазина;
  • численность населения городов и т.д. [6, с. 67]

Существует 3 основных метода определения специализации торгового  предприятия.

В 1-ом случае уровень специализации K1 определяется как отношение количества специальных магазинов Мс к общему их количеству Мо:

 

К1=(Мсо) * 100%.                                         (1.1)

 

Погрешность: магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.

Во 2-ом случае уровень специализации К2 может быть определен как отношение товарооборота специальных магазинов Тс к общему товарообороту То:

 

К2 = (Тсо) *100%.                                         (1.2)

 

В 3-ем случае (более точный) уровень специализации К3 как отношения торговой площади специальных магазинов и секций Пс к общей торговой площади По:

 

К3 = (Псо) * 100%.                                            (1.3)

 

В завершение отметим, что специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров (культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности), улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, производительности труда и квалификации работников, расширению дополнительных услуг, и в конечном итоге — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

  • 1.3. Типизация торгового предприятия

  •  

    Под типизацией розничной  торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных  типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.

    Типизация имеет существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама).

    Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической  базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли. [17, с. 166]

    Применение современных  типовых проектов позволяет значительно  сократить сроки и затраты на проектирование, строительство торговых объектов, прежде всего за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.

    Процесс типизации заключается  в следующем: на основе всестороннего  изучения передового опыта определяются объекты торговли, с экономической точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

    Тип магазина определяют следующие основные признаки:

    • ассортиментный профиль магазина;
    • мощность магазина, выраженная в размерах торговых площадей;
    • формы торгового обслуживания;
    • район деятельности магазина. [11, с. 116]

    Типизация товарного  профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.

    Типизация размеров сводится к определению торговой площади  магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Например, типоразмеры универсамов — 400, 650, 1000, 1500 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

    Типизация форм торгового  обслуживания покупателей заключается  в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.д.).

    Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

    • магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне;
    • магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.

    Все типы магазинов сведены  в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные  требования к развитию и организации  торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Данная Номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции действующей торговой сети. [17, с. 168-169]

    Номенклатура типов  магазинов распространяется на организации  розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности и применяется:

    • для разработки перспективных планов (схем) развития и размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;
    • работ по рациональной специализации действующей торговой сети;
    • разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов;
    • планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения;
    • улучшения условий работы персонала магазина и повышения эффективности его деятельности.

    Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.

    Основные типы магазинов  предназначены для строительства  в районах новой жилой застройки  и частично при реконструкции  городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.

    Дополнительные типы магазинов  используются преимущественно в  районах старой застройки, при реконструкции  или расширении действующей торговой сети. Перечень их в Номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов.

    Дополнительных типов продовольственных  магазинов в номенклатуре также  немного. Среди них магазины «Овощи—  фрукты» (30-200 м2), «Хлебокондитерский» (50—200 м2), «Мясо-молоко» (50-250 м2), «Винно-водочные изделия» (30—100 м2), «Кондитерские товары» (30—100 м2), «Рыба» (100-200 м2), «Табак» (20—75 м2), «Птица»(50—200 м2), «Хлеб» (20—50 м2), «Чай—кофе» (20-50 м2), «Колбасы—копчености» (30—150 м2).

    В действующей Номенклатуре отражена тенденция к универсализации  сети продовольственных магазинов, что продиктовано потребностями  населения. Именно поэтому и в  дальнейшем сеть специализированных продовольственных  магазинов может быть сокращена за счет гастронома, винно-водочного, хлебокондитерского и других типов. [17, с. 170]

    В зависимости от численности населения  города в Номенклатуре рекомендованы  примерные типоразмеры и количество тех или иных типов магазинов. Так, для города с населением 50 000—100 000 человек может быть рекомендован универмаг площадью 3500 м2, с населением от 250 000 до 1 000 000 человек — 4500, 6500 м2, с населением более 1 000 000 человек — 6500—8500 м2. В крупных городах могут создаваться универмаги районного значения. Практически все основные типы непродовольственных магазинов имеют городское значение.

    В действующей Номенклатуре значительное внимание уделено специализации  непродовольственных магазинов. В  этом проявилась назревшая необходимость  через специализацию розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров.

    Ниже приведена характеристика основных типов городских магазинов с универсальным ассортиментом товаров.

    Гипермаркет — торговый объект, реализующий  продовольственные и непродовольственные  товары преимущественно по форме  самообслуживания. Торговая площадь  от 5000 м2.

    Универмаг — торговый объект, реализующий главным образом непродовольственные товары универсального ассортимента различными методами продажи. Торговая площадь от 3500 м2.

    Универмаг «Детский мир» — торговый объект, реализующий непродовольственные  товары детского ассортимента. Торговая площадь от 2500 м2.

    Универсам {супермаркет) — торговый объект, реализующий продовольственные  товары универсального ассортимента и  непродовольственные товары массового  спроса методом самообслуживания. Торговая площадь от 400 м2.

    Гастроном — торговый объект, реализующий в основном продовольственные товары с преобладанием в ассортименте гастрономических товаров, с индивидуальным обслуживанием. Торговая площадь от 200 м2.

    Магазин «Продукты» —  торговый объект, реализующий продовольственные  товары узкого ассортимента с индивидуальным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь от 100 м2.

    Дом торговли — торговый объект, реализующий товарные комплексы  для мужчин, женщин, использующий различные формы обслуживания. Торговая площадь от 1000 м2.

    Торговый центр —  совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный  ассортимент товаров и оказывается  широкий набор услуг, расположенных  на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. [17, с. 171-172]

    Дисконтный магазин  — торговый объект площадью от 1500 м2, реализующий продовольственные и непродовольственные товары массового спроса и отличающийся от других магазинов удобным месторасположением (на автозаправках, в местах отдыха, автомагистралях и т.д.), режимом работы (удлиненные часы или круглосуточно), более низкими ценами, совмещением торговых функций с другими (бытовым обслуживанием, закупкой сельскохозяйственной продукции и т.д.).

    Подведем итоги. Типизация магазина есть определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.

    Типизация позволяет  обеспечить лучшую управляемость магазином, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов. Тип магазина определяют такие признаки, как ассортиментный профиль, мощность магазина, формы торгово-технологического обслуживания. Все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Данная Номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов.

    Информация о работе Процесс выбора специализации торгового предприятия ТК «Суворовский»