Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа
Растительное масло – продукт повседневного питания, от качества которого зависит наше здоровье. Оно является не только строительным и энергетическим материалом, но и проявляет функциональные свойства. Растительное масло занимает основную долю отечественного рынка масложировой продукции. В последнее время ассортиментное наполнение масличного сегмента заметно расширилось. Производители освоили выпуск масел из различных плодов, орехов и злаков. Наблюдается рост потребления растительных масел, так как среднедушевое потребление этой продукции в России значительно ниже, чем в развитых странах мира.
Введение.
1. Литературный обзор
1.1. Структуры ассортимента растительных масел
1.2. Качество растительных масел
2. Анализ ассортимента растительных масел в сети магазинов «Тамара»
2.1. Структура ассортимента растительных масел, реализуемых в продуктовой сети магазинов «Тамара» г. Хабаровск
2.1.1. Структура ассортимента растительных масел по торговым маркам
2.1.2. Структура ассортимента растительных масел по странам происхождения
2.1.3. Структура ассортимента растительных масел по предприятиям-изготовителям
2.1.4. Структура ассортимента растительных масел по видам масла
2.1.5. Структура ассортимента растительных масел по видам и объемам тары
2.1.6. Структура ассортимента растительных масел по ценам реализации
3. Экспериментальная часть
3.1. Требования предъявляемые к качеству растительных масел
3.2. Порядок контроля качества растительных масел
3.3. Определение показателей качества органолептическими методами.
3.4. Дефекты растительных масел
Заключение.
Список литераторы.
Свыше 70 % ассортимента российских масел выпустили заводы группы компаний «Русагро» (ОАО МЖК «Краснодарский» и ООО «Лабинский МЭЗ») (30,7 %), ГК «Юг Руси» (ООО «Золотая семечка» и ООО «Лабинский МЭЗ») (27,7 %) и ОАО «Эфко» (12,4 %) – торговые марки Аведовъ и Злато, Золотая семечка, Золотая кукуруза, Южное солнце, Аннинское, Солнечный рай и 100 рецептов, Слобода и Альтеро (табл. 3).
Таблица 3 – Структура ассортимента реализуемого растительного масла по предприятиям-изготовителям
Наименование изготовителя |
Кол-во наименований, ед. |
Доля, % |
Наименование изготовителя |
Кол-во наименований, ед. |
Доля, % |
Olive Line, S.L. |
28 |
24,6 |
ОАО «Ивановский маргариновый завод» |
6 |
4,4 |
ABP, S.A. |
11 |
9,6 |
ОАО «Эфко» |
17 |
12,4 |
Comp. Alim. del S.d.Eur., S.A. |
1 |
0,9 |
ГК «Русагро» (К, Л) |
42 |
30,7 |
Аceites Borges Pont, S.A.U. |
4 |
3,5 |
ООО «Волшебный край» |
7 |
5,1 |
Aceites del Sur, S.A. |
4 |
3,5 |
ОАО «Орёлрастмасло» |
1 |
0,7 |
Monini, S.n.a. |
10 |
8,8 |
ГК «Юг Руси» |
38 |
27,7 |
Leader Price |
2 |
1,8 |
ОАО «Амурагроцентр» |
2 |
1,5 |
Sos Cuetara, S.A. |
1 |
0,9 |
ООО «Сигма» |
8 |
5,8 |
Pietro Corisell, S.p.a. |
1 |
0,9 |
ОАО «Шуйский МЭЗ» |
2 |
1,5 |
Carapelli Firenze, S.p.a |
1 |
0,9 |
ООО «Ароматы жизни» |
2 |
1,5 |
Alis, S.r.l. |
13 |
11,4 |
ООО «Сибирская масляная компания» |
1 |
0,7 |
F.lli Galantino, S.n.c. |
12 |
10,5 |
ООО «Диво» |
1 |
0,7 |
Rafael Salgado, S.A. |
1 |
0,9 |
ОАО МЖК «Хабаровский» |
4 |
2,9 |
Acorsa |
6 |
5,3 |
ЗАО «Янтарное» |
1 |
0,7 |
Aceitunera Envasadora, S.L. |
3 |
2,6 |
ООО Фирма ТД «Ярмарка» |
1 |
0,7 |
Casa Olaria Italianzaa, S.p.a. |
3 |
2,6 |
ЗАО «Невинно- мысский МЭЗ» |
1 |
0,7 |
Euroaliment, S.L. |
9 |
7,9 |
ООО МК «Ниже-городский» |
1 |
0,7 |
Grosetto-Eurofood, S.p.a. |
2 |
1,8 |
ООО «Армавирский МПЗ «Бакар» |
2 |
1,5 |
Collina Toscana |
1 |
0,9 |
Итого, ед. |
137 |
100,0 |
Olis Delturia, S.A. |
1 |
0,9 | |||
Итого, ед. |
114 |
100,0 |
В анализируемый период в продаже находилось 8 видов растительного масла: оливковое, подсолнечное, кукурузное, соевое, рапсовое, арахисовое, кунжутное, тыквенное, а также два вида купажированного масла: подсолнечно-оливковое и подсолнечно-рапсовое (табл. 4).
Таблица 4 – Структура ассортимента реализуемого растительного масла по видам
Вид масла |
Количество наименований в торговой организации, ед. |
Доля, % |
Артель старателей «Амур» | ||
Оливковое: рафинированное |
11 |
16,1 |
нерафинированное |
26 |
38,2 |
помас |
2 |
2,9 |
Подсолнечное: рафинированное |
11 |
16,1 |
нерафинированное |
4 |
5,8 |
Подсолнечно-оливковое рафинированное |
4 |
5,8 |
Подсолнечно-рапсовое рафинированное |
2 |
2,9 |
Кукурузное рафинированное |
3 |
4,4 |
Соевое рафинированое |
1 |
1,4 |
Вид масла |
Количество наименований в торговой организации, ед. |
Доля, % |
Рапсовое рафинированое |
1 |
1,4 |
Арахисовое |
1 |
1,4 |
Кунжутное |
1 |
1,4 |
Тыквенное нерафинированое |
1 |
1,4 |
Итого, ед. |
68 |
100,0 |
Половина ассортимента составили оливковое (57,2 %) и четверть подсолнечное (33,6 %) масла. Экзотические для нашего рынка виды масел –арахисовое, рапсовое, кунжутное, а также тыквенное были представлены одним наименованиями и составили всего 1,4 % от общего предложения.
Данные исследования показывают, что на сегодняшний день российский производитель вытеснил иностранные брэнды с рынка, оставив им сегмент оливкового масла.
Высокая доля оливкового масла обусловлена ориентацией на покупателей с высоким доходом, заинтересованных в рациональном и здоровом питании. Использование в производстве масла экзотических растений (виноград, арахис, кунжут, тыква, абрикос), смешивание различных видов масел (купажированные масла) объясняется популяризацией здорового образа жизни. Однако купажирование масел часто вызвано и чисто экономическими соображениями и не учитывает функциональных свойств полученного продукта.
При рассмотрении структуры ассортимента
реализуемого масла по степени очистки
соотношение подсолнечного
По степени очистки выделяют следующие виды оливкового масла: Extra Virgin (нерафинированное, полученное из отборных оливок первым холодным отжимом), Virgin, 100 % Pure (рафинированное масло) и Pomace (рафинированное масло, полученное вторичным горячим прессованием и действием растворителей на выжимки, оставшиеся после первичной обработки оливок, с добавлением некоторого количества нерафинированного масла Extra Virgin).
Преобладание
на рынке подсолнечного
Реализуемое на рынке масло упаковано в тару различных материалов и исполнения: стеклянные бутылки и кувшины (вложенные в картонные коробки), бутылки из полиэтилентерефталата (ПЭТ), жестяные банки. Более 80 % ассортимента масел было упаковано в стеклянные (53 %) и ПЭТ (32 %) бутылки (табл. 5). Представленное оливковое масло выпущено в основном в стеклянных бутылках (79 %), что определяется традициями промышленного производства (табл. 6). Использование отечественными производителями преимущественно полимерной тары объясняется её низкой себестоимостью, удобством в хранении и транспортировании, прозрачностью материалов и, как результат, распространением автоматизированных линий по производству бутылок из пресформ на масложировых предприятиях.
Таблица 5 – Структура ассортимента реализуемого растительного масла по видам тары
Наименование торговой организации |
Количество наименований по виду тары, ед. |
Всего наименований, ед. | |||
стеклянная |
ПЭТ бутылка |
жест. банка | |||
бутылка |
кувшин | ||||
Артель старателей «Амур» |
52 |
1 |
32 |
7 |
92 |
Итого, ед. |
52 |
1 |
32 |
7 |
92 |
Доля, % |
56,5 |
1,1 |
34,8 |
7,6 |
100,0 |
Таблица 6 – Структура ассортимента реализуемого оливкового масла по видам тары
Наименование торговой организации |
Количество наименований по виду тары, ед. |
Всего наименований, ед. | |||
стеклянная |
ПЭТ бутылка |
жест. банка | |||
бутылка |
кувшин | ||||
Артель старателей «Амур» |
50 |
1 |
3 |
7 |
61 |
Итого, ед. |
50 |
1 |
3 |
7 |
61 |
Доля, % |
82 |
1,6 |
4,9 |
11,5 |
100,0 |
В торговом ассортименте была представлена продукция в таре различных объёмов от 180 до 5000 мл (10 вариантов). Несмотря на широкий разброс, свыше 90 % масла реализовалось в таре четырёх размерных вариантов: 250 (20,7 %), 500 (33,7 %), 750 (4,3 %) и 1000 (31,5 %) мл (табл. 7). Тара других объёмов была распространена незначительно, в том числе и больших объёмов –5000 мл (масло в этой таре позиционируется для рачительных хозяек и предприятий общественного питания).
Таблица 7 – Структура ассортимента реализуемого растительного масла по объёмам тары
Объём тары, мл |
Количество наименований в торговой организации, ед. |
Доля, % |
Артель старателей «Амур» | ||
180 |
1 |
1,1 |
200 |
1 |
1,1 |
250 |
19 |
20,7 |
500 |
32 |
34,7 |
750 |
4 |
4,3 |
870 |
3 |
3,3 |
900 |
1 |
1,1 |
950 |
1 |
1,1 |
1000 |
29 |
31,5 |
5000 |
1 |
1,1 |
Итого, ед. |
92 |
100,0 |
Хотя на тару малой ёмкости – до 500 мл – приходилось 22 % ассортимента, эта доля сформирована в основном оливковым маслом (табл. 7). Распространение фасовки небольшого объёма объясняется высокой ценой этого масла. Тара небольшого объёма является более привлекательной с точки зрения сохранности продукции, но пользуется небольшим спросом, поскольку в торговой сети масло в такой бутылке дороже, чем в таре крупного и среднего размера.
Для преобладающего в исследуемой торговой сети оливкового и подсолнечного масла основными объёмами тары являлись: оливкового – 250 (31,2 %), 500 (42,6 %), 750 (16,4 %) и 1000 (4,4 %) мл, подсолнечного и купажированных масел – 500 (13,1 %), 870 (13,1%) и 1000 (65,2 %) мл (табл. 8 и 9).
Таблица 8 – Структура ассортимента реализуемого подсолнечного, подсолнечно-оливкового и подсолнечно-рапсового масла по объёмам тары
Объём тары, мл |
Количество наименований в торговой организации, ед. |
Доля, % | |||
Артель старателей «Амур» |
|||||
500 |
3 |
13,1 | |||
870 |
3 |
13,1 | |||
900 |
1 |
4,3 | |||
950 |
1 |
4,3 | |||
1000 |
15 |
65,2 | |||
Итого, ед. |
23 |
100,0 |