Растительное масло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Растительное масло – продукт повседневного питания, от качества которого зависит наше здоровье. Оно является не только строительным и энергетическим материалом, но и проявляет функциональные свойства. Растительное масло занимает основную долю отечественного рынка масложировой продукции. В последнее время ассортиментное наполнение масличного сегмента заметно расширилось. Производители освоили выпуск масел из различных плодов, орехов и злаков. Наблюдается рост потребления растительных масел, так как среднедушевое потребление этой продукции в России значительно ниже, чем в развитых странах мира.

Содержание работы

Введение.
1. Литературный обзор
1.1. Структуры ассортимента растительных масел
1.2. Качество растительных масел
2. Анализ ассортимента растительных масел в сети магазинов «Тамара»
2.1. Структура ассортимента растительных масел, реализуемых в продуктовой сети магазинов «Тамара» г. Хабаровск
2.1.1. Структура ассортимента растительных масел по торговым маркам
2.1.2. Структура ассортимента растительных масел по странам происхождения
2.1.3. Структура ассортимента растительных масел по предприятиям-изготовителям
2.1.4. Структура ассортимента растительных масел по видам масла
2.1.5. Структура ассортимента растительных масел по видам и объемам тары
2.1.6. Структура ассортимента растительных масел по ценам реализации
3. Экспериментальная часть
3.1. Требования предъявляемые к качеству растительных масел
3.2. Порядок контроля качества растительных масел
3.3. Определение показателей качества органолептическими методами.
3.4. Дефекты растительных масел
Заключение.
Список литераторы.

Файлы: 1 файл

структура растительных масел.docx

— 64.16 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 9 – Структура ассортимента реализуемого оливкового масла по объёмам тары

 

Объём тары,

мл

Количество наименований в торговой организации, ед.

Доля, %

Артель старателей «Амур»

180

1

1,6

200

1

1,6

Объём тары,

мл

Количество наименований в торговой организации, ед.

Доля, %

250

19

31,2

500

26

42,6

750

10

1 6,4

1000

4

4,4

Итого, ед.

61

100,0


2.1.6. Структура ассортимента  растительных масел по ценам 

реализации

Последний анализируемый признак – цена – складывается под влиянием рассмотренных  выше факторов: страна происхождения, изготовитель, марка, вид и степень  очистки, материал и объём тары. Анализу  подвергли наиболее представленные масла: подсолнечное рафинированное и  нерафинированное в таре из ПЭТ объёмом 1 л, оливковое рафинированное и нерафинированное в стеклянных бутылках 0,5 л. Как видно из табл. 10, цена на подсолнечное и оливковое масло в таре одного объёма и материала, реализуемое в разных торговых организациях, отличалась в 3,2 и 4,4 раза соответственно.

 

Таблица 10 – Диапазоны цен на реализуемое  растительное масло разных видов, руб.

 

Наименование торговой организации

Диапазон цен на масло

подсолн. раф. 1 л ПЭТ

подсолн. раф. 1 л ПЭТ

оливк. раф. 0,5 л ст/б

оливк. раф. 0,5 л ст/б

Артель старателей «Амур»

29,9-96,5

33,7-34,3

169,4-223,3

185,5-523,8

Итоговый диапазон цен

29,9-96,5

33,7-34,3

169,4-223,3

185,5-523,8


 

Разница в цене определяется в частности  страной происхождения, торговой маркой (брэндом) и имиджем фирмы-изготовителя, а также степенью очистки масла. Так, среди испанских масел самым дешёвым было оливковое Иберика, несколько дороже – Маэстро де Олива (одного изготовителя – Olive Line, S.L.), самым дорогим – ИТЛВ (ABP, S.A.); итальянские масла считаются более качественными, поэтому и цена их больше. Выше ценится оливковое нерафинированное масло, как сохранившее все полезные вещества – липовитамины, фосфолипиды. Подсолнечное рафинированное масло дороже нерафинированного, поскольку рафинация – это дополнительная операция, увеличивающая себестоимость продукции.

Не последнюю  роль в формировании цены играет торговая надбавка магазина. Было интересно  рассмотреть её влияние отдельно, тем более что многие розничные торговые предприятия города закупают товар у одного и того же поставщика по единой цене. Колебания цены на масло одного наименования составили:

для оливкового масла – 28-33 %                                          

(например  ,),

для подсолнечного  – 10-13 %.

Наиболее  высокими ценами характеризовались  следующее наименование продукции (табл. 11).    

Таблица 11 – Цены на реализуемое растительное масло разных наименований, руб.

Наименование торговой организации

Цена наименования масла

оливковое раф.

подсолнечное раф.

подсол.-рапс. раф.

Золотая семечка 1 л ПЭТ

Маэстро де Олива 0,5 л ст/б

Иберика 0,5 л ст/б

Аведовъ 1 л ПЭТ

100 рецептов 1 л ПЭТ

Артель старателей «Амур»

177,0

174,0

37,6

29,9

37,5


 

Таким образом, на начало февраля 2008 г. на рынке растительных  масел г. Хабаровска наиболее широко были представлены российское подсолнечное рафинированное масло торговых марок Аведовъ, Злато (ГК «Русагро») и Золотая семечка (ГК «Юг Руси») в ПЭТ бутылках объёмом 500 и 1000 мл, среди зарубежных масел – оливковое нерафинированное масло торговых марок Маэстро де Олива, Иберика, ИТЛВ (Испания), Каса Риналди, Галантино и Монини (Италия) в стеклянных бутылках объёмом 250, 500, 750 и 1000 мл. В незначительном количестве в реализации находилось масло кукурузное, соевое, арахисовое, кунжутное, тыквенное и два вида купажированных масел, производства Аргентины, Греции, Франции, ФРГ, Бельгии и Украины, в стеклянных кувшинах и жестяных банках разных объёмов.

Определяющее  влияние на цену реализации масел  оказывают        торговая марка, предприятие и страна происхождения (для подсолнечного и        оливкового масла разница в цене составила 3,2 и 4,4 раза  соответственно), торговая надбавка магазина (для оливкового масла – 28-33 %,        подсолнечного – 10-13 %), вид масла и степень его очистки, а также вид и объём тары.

По нашему мнению, на рынке масел не сформирован  и не удовлетворяется покупательский спрос на растительное масло в таре небольшого объёма (до 500 мл), которая является более привлекательной для отдельных категорий населения (одинокие, пожилые люди) с точки зрения сохраняемости продукции. Сегодня в реализации в такой расфасовке находится только оливковое масло.

Ниша  для соевого, а также купажированных масел остаётся незаполненной, несмотря на предпосылки к их продвижению на рынок: функциональные свойства (наличие незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, фосфолипидов), наличие мощностей  по производству соевого масла в регионе, низкая себестоимость  производства, а следовательно, и цена этих видов масел. Изготовителям и торговым организациям целесообразно привлекать внимание покупателей к этим маслам, делая акцент на полезных свойствах продуктов.  Как известно, полиненасыщенные жирные кислоты растительных масел, подобно витаминам, не могут вырабатываться в организме, и  отсутствие любой из них вызывает заболевания. Источником этих соединений могут служить различные виды растительных масел: льняное, конопляное, рыжиковое, рапсовое и другие. Однако одни масла  имеют высокую стоимость, другие почти не представлены на местном рынке, имеют несбалансированный состав или содержат вредные для человека компоненты. Эффективным способом удовлетворения потребности человека в незаменимых микронутриентах является купажирование масел для балансирования состава путём смешивания  двух-трёх масел в определённой пропорции. Расширение на рынке сегмента смешанных масел обеспечит реализацию концепции здорового питания, предусматривающей экологичность продуктов, сбалансированность по биологически активным веществам, высокие функциональные свойства, и, безусловно, найдёт успех у потребителя.

 

3. Экспериментальная часть

3.1. Требования предъявляемые  к качеству растительных масел

 

К факторам, формирующим  качество растительных масел, относят  сырье и технологию производства.

Показатели качества одноименных  масел тесно связаны со степенью их очистки. Например, нерафинированные масла обладают интенсивной окраской, имеют ярко выраженные вкус и запах, в них "наблюдаются мутность и  заметное количество отстоя, что обусловлено  сопутствующими веществами. В противоположность этому рафинированные масла прозрачны, лишены отстоя, менее окрашены и не имеют свойственного им вкуса и запаха в случае применения дезодорации. Согласно стандарту растительные масла по их органолептическим и физико-химическим показателям делятся на сорта.

Рафинированные масла  выпускаются одним сортом. [10, с. 52]

Растительные масла одного и того же товарного наименования, но выделенные из семян растений, выращенные в разных районах, отличаются по физико-химическим показателям: йодному числу, числу омыления. Эти показатели характеризуют жирнокислотный состав масла, который при выделении и обработке существенно не изменяется.

Различия в жирнокислотном составе масел обусловлены тем, что процесс

маслообразования в растениях  в значительной степени зависит  от климатических условий. Особенно резко это проявляется в соотношении содержания предельных и непредельных жирных кислот, а также в разной степени непредельности ненасыщенных жирных кислот.

Масличные растения, выращенные в средних и северных широтах  России, содержат больше масла, чем  на юге и юго-востоке. Растения, культивируемые на севере, продуцируют масла с  большим йодным числом (выше процент непредельности жирных кислот). Особенности жирнокислотного состава обуславливают физико-химические константы масел.[6, с. 93]

3.2. Порядок контроля  качества растительных масел

             

Качество масла определяют по лабораторной пробе, которую отбирают от однородной партии продукта, поступившего в магазин.

При приемке масла в  бутылках отбирают из разных ящиков не менее одной бутылки в расчете  на каждую тонну продукта, Что не менее четырех от партии; проверяют  состояние этих бутылок, укупорки, этикеток, массу масла и после перемешивания  содержимого отливают одинаковые порции в чистую сухую склянку для составления средней пробы в количестве 2 л. Если масло поступило в бочках, бидонах, флягах, барабанах, то среднюю пробу отбирают от 10% единиц упаковки, но не менее чем от четырех. При наличии в партии не менее четырех единиц упаковки пробу отбирают от каждой единицы.

Перед отбором пробы масло  должно быть хорошо перемешано путем катания (не менее двух минут) барабанов (бочек). В зимнее время перед отбором пробы застывшее масло в таре подогревают до тех пор, пока оно полностью перейдет в жидкое состояние. При этом не допускают его перегрева и попадания воды.

Масло отбирают трубчатым  пробоотборником, который представляет собой стальную или алюминиевую трубку внутренним диаметром 2,5 см и длиной несколько большей диаметра или высоты тары. Нижний конец трубки имеет небольшое коническое расширение, снабженное деревянной конической пробкой, которая прикреплена к упругому металлическому пруту. Пробоотборник должен быть чистым и сухим, открытым с обоих концов. Его медленно погружают в вертикальном положении в тару с маслом. Когда нижний конец пробоотборника коснется дна тары, пробку при помощи прута устанавливают на место запора трубки.

Пробоотборник вынимают, дают стечь маслу, приставшему к его  наружной части, и, открыв пробку, сливают  масло в чистую сухую склянку. В эту же склянку помещают пробы, взятые из других единиц упаковки.

Отбор проб масла, поступившего в цистернах, производят при помощи крана. Если в цистерне менее 16 т, отбирают 1 л; от  16 до  50  т— 5л;   от 50 до 500 т — 10 л;  свыше 500 т — 20 л.

Отобранную одним из способов среднюю пробу хорошо перемешивают и отбирают лабораторные образцы  по 0,5 л в две бутылки, одну из которых направляют в лабораторию для анализа, а другую сохраняют на случай арбитражного анализа (при температуре не выше 15—20°С, не более трех декад).

Соответствие качества растительных масел требованиям стандарта устанавливают по вкусу, запаху, цвету, прозрачности, цветности, кислотному и йодному числу, содержанию влаги, наличию отстоя и др.[11, с. 25]

  

3.3. Определение показателей качества органолептическими

методами.

 

Перед определением  запаха и цвета  образец  исследуемого масла необходимо профильтровать, а  до определения прозрачности — тщательно  перемешать. Масло, подвергшееся охлаждению, предварительно нагревают при 50°С на водяной бане в течение 30 мин, а  затем медленно охлаждают до 20°С и перемешивают.

Вкус масла определяют опробованием при температуре 20°С.

Для определения запаха масло наносят тонким слоем на стеклянную пластинку или растирают на тыльной поверхности руки. Чтобы отчетливо проявился запах, масло нагревают на водяной бане до температуры 50°С.

Для определения цвета масло наливают слоем не менее 50 мм в стакан из бесцветного стекла и рассматривают на белом фоне сначала при проходящем, а

затем при отраженном свете. Устанавливают также оттенок  масла.

Прозрачность масла определяют после отстаивания в цилиндре предварительно перемешанного образца (100 мл) при температуре 20°С в течение суток. Отстоявшееся масло рассматривают на белом фоне в проходящем и отраженном свете. Масло, не имеющее мути или взвешенных частиц, видимых невооруженным  глазом, считается прозрачным.

По результатам органолептического анализа качества масла можно  судить о соответствии его указанному в документах виду, степени очистки, наличии дефектов.

Каждый вид этого продукта имеет специфичный вкус и запах и не должен

обладать посторонними привкусами и запахами. Степень выраженности вкуса и

запаха масла зависит  от способа получения, степени очистки, условий хранения.

Определение показателей  качества лабораторными методами.

Плотность — типичный для отдельных видов масла показатель, который

Информация о работе Растительное масло