Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа
Растительное масло – продукт повседневного питания, от качества которого зависит наше здоровье. Оно является не только строительным и энергетическим материалом, но и проявляет функциональные свойства. Растительное масло занимает основную долю отечественного рынка масложировой продукции. В последнее время ассортиментное наполнение масличного сегмента заметно расширилось. Производители освоили выпуск масел из различных плодов, орехов и злаков. Наблюдается рост потребления растительных масел, так как среднедушевое потребление этой продукции в России значительно ниже, чем в развитых странах мира.
Введение.
1. Литературный обзор
1.1. Структуры ассортимента растительных масел
1.2. Качество растительных масел
2. Анализ ассортимента растительных масел в сети магазинов «Тамара»
2.1. Структура ассортимента растительных масел, реализуемых в продуктовой сети магазинов «Тамара» г. Хабаровск
2.1.1. Структура ассортимента растительных масел по торговым маркам
2.1.2. Структура ассортимента растительных масел по странам происхождения
2.1.3. Структура ассортимента растительных масел по предприятиям-изготовителям
2.1.4. Структура ассортимента растительных масел по видам масла
2.1.5. Структура ассортимента растительных масел по видам и объемам тары
2.1.6. Структура ассортимента растительных масел по ценам реализации
3. Экспериментальная часть
3.1. Требования предъявляемые к качеству растительных масел
3.2. Порядок контроля качества растительных масел
3.3. Определение показателей качества органолептическими методами.
3.4. Дефекты растительных масел
Заключение.
Список литераторы.
Таблица 9 – Структура ассортимента реализуемого оливкового масла по объёмам тары
Объём тары, мл |
Количество наименований в торговой организации, ед. |
Доля, % |
Артель старателей «Амур» | ||
180 |
1 |
1,6 |
200 |
1 |
1,6 |
Объём тары, мл |
Количество наименований в торговой организации, ед. |
Доля, % |
250 |
19 |
31,2 |
500 |
26 |
42,6 |
750 |
10 |
1 6,4 |
1000 |
4 |
4,4 |
Итого, ед. |
61 |
100,0 |
Последний анализируемый признак – цена – складывается под влиянием рассмотренных выше факторов: страна происхождения, изготовитель, марка, вид и степень очистки, материал и объём тары. Анализу подвергли наиболее представленные масла: подсолнечное рафинированное и нерафинированное в таре из ПЭТ объёмом 1 л, оливковое рафинированное и нерафинированное в стеклянных бутылках 0,5 л. Как видно из табл. 10, цена на подсолнечное и оливковое масло в таре одного объёма и материала, реализуемое в разных торговых организациях, отличалась в 3,2 и 4,4 раза соответственно.
Таблица 10 – Диапазоны цен на реализуемое растительное масло разных видов, руб.
Наименование торговой организации |
Диапазон цен на масло | |||
подсолн. раф. 1 л ПЭТ |
подсолн. раф. 1 л ПЭТ |
оливк. раф. 0,5 л ст/б |
оливк. раф. 0,5 л ст/б | |
Артель старателей «Амур» |
29,9-96,5 |
33,7-34,3 |
169,4-223,3 |
185,5-523,8 |
Итоговый диапазон цен |
29,9-96,5 |
33,7-34,3 |
169,4-223,3 |
185,5-523,8 |
Разница в цене определяется в частности страной происхождения, торговой маркой (брэндом) и имиджем фирмы-изготовителя, а также степенью очистки масла. Так, среди испанских масел самым дешёвым было оливковое Иберика, несколько дороже – Маэстро де Олива (одного изготовителя – Olive Line, S.L.), самым дорогим – ИТЛВ (ABP, S.A.); итальянские масла считаются более качественными, поэтому и цена их больше. Выше ценится оливковое нерафинированное масло, как сохранившее все полезные вещества – липовитамины, фосфолипиды. Подсолнечное рафинированное масло дороже нерафинированного, поскольку рафинация – это дополнительная операция, увеличивающая себестоимость продукции.
Не последнюю роль в формировании цены играет торговая надбавка магазина. Было интересно рассмотреть её влияние отдельно, тем более что многие розничные торговые предприятия города закупают товар у одного и того же поставщика по единой цене. Колебания цены на масло одного наименования составили:
для оливкового
масла – 28-33 %
(например ,),
для подсолнечного – 10-13 %.
Наиболее высокими ценами характеризовались следующее наименование продукции (табл. 11).
Таблица 11 – Цены на реализуемое растительное масло разных наименований, руб.
Наименование торговой организации |
Цена наименования масла | ||||
оливковое раф. |
подсолнечное раф. |
подсол.-рапс. раф. Золотая семечка 1 л ПЭТ | |||
Маэстро де Олива 0,5 л ст/б |
Иберика 0,5 л ст/б |
Аведовъ 1 л ПЭТ |
100 рецептов 1 л ПЭТ | ||
Артель старателей «Амур» |
177,0 |
174,0 |
37,6 |
29,9 |
37,5 |
Таким образом, на начало февраля 2008 г. на рынке растительных масел г. Хабаровска наиболее широко были представлены российское подсолнечное рафинированное масло торговых марок Аведовъ, Злато (ГК «Русагро») и Золотая семечка (ГК «Юг Руси») в ПЭТ бутылках объёмом 500 и 1000 мл, среди зарубежных масел – оливковое нерафинированное масло торговых марок Маэстро де Олива, Иберика, ИТЛВ (Испания), Каса Риналди, Галантино и Монини (Италия) в стеклянных бутылках объёмом 250, 500, 750 и 1000 мл. В незначительном количестве в реализации находилось масло кукурузное, соевое, арахисовое, кунжутное, тыквенное и два вида купажированных масел, производства Аргентины, Греции, Франции, ФРГ, Бельгии и Украины, в стеклянных кувшинах и жестяных банках разных объёмов.
Определяющее влияние на цену реализации масел оказывают торговая марка, предприятие и страна происхождения (для подсолнечного и оливкового масла разница в цене составила 3,2 и 4,4 раза соответственно), торговая надбавка магазина (для оливкового масла – 28-33 %, подсолнечного – 10-13 %), вид масла и степень его очистки, а также вид и объём тары.
По нашему мнению, на рынке масел не сформирован и не удовлетворяется покупательский спрос на растительное масло в таре небольшого объёма (до 500 мл), которая является более привлекательной для отдельных категорий населения (одинокие, пожилые люди) с точки зрения сохраняемости продукции. Сегодня в реализации в такой расфасовке находится только оливковое масло.
Ниша для соевого, а также купажированных масел остаётся незаполненной, несмотря на предпосылки к их продвижению на рынок: функциональные свойства (наличие незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, фосфолипидов), наличие мощностей по производству соевого масла в регионе, низкая себестоимость производства, а следовательно, и цена этих видов масел. Изготовителям и торговым организациям целесообразно привлекать внимание покупателей к этим маслам, делая акцент на полезных свойствах продуктов. Как известно, полиненасыщенные жирные кислоты растительных масел, подобно витаминам, не могут вырабатываться в организме, и отсутствие любой из них вызывает заболевания. Источником этих соединений могут служить различные виды растительных масел: льняное, конопляное, рыжиковое, рапсовое и другие. Однако одни масла имеют высокую стоимость, другие почти не представлены на местном рынке, имеют несбалансированный состав или содержат вредные для человека компоненты. Эффективным способом удовлетворения потребности человека в незаменимых микронутриентах является купажирование масел для балансирования состава путём смешивания двух-трёх масел в определённой пропорции. Расширение на рынке сегмента смешанных масел обеспечит реализацию концепции здорового питания, предусматривающей экологичность продуктов, сбалансированность по биологически активным веществам, высокие функциональные свойства, и, безусловно, найдёт успех у потребителя.
К факторам, формирующим качество растительных масел, относят сырье и технологию производства.
Показатели качества одноименных масел тесно связаны со степенью их очистки. Например, нерафинированные масла обладают интенсивной окраской, имеют ярко выраженные вкус и запах, в них "наблюдаются мутность и заметное количество отстоя, что обусловлено сопутствующими веществами. В противоположность этому рафинированные масла прозрачны, лишены отстоя, менее окрашены и не имеют свойственного им вкуса и запаха в случае применения дезодорации. Согласно стандарту растительные масла по их органолептическим и физико-химическим показателям делятся на сорта.
Рафинированные масла выпускаются одним сортом. [10, с. 52]
Растительные масла одного и того же товарного наименования, но выделенные из семян растений, выращенные в разных районах, отличаются по физико-химическим показателям: йодному числу, числу омыления. Эти показатели характеризуют жирнокислотный состав масла, который при выделении и обработке существенно не изменяется.
Различия в жирнокислотном составе масел обусловлены тем, что процесс
маслообразования в растениях в значительной степени зависит от климатических условий. Особенно резко это проявляется в соотношении содержания предельных и непредельных жирных кислот, а также в разной степени непредельности ненасыщенных жирных кислот.
Масличные растения, выращенные в средних и северных широтах России, содержат больше масла, чем на юге и юго-востоке. Растения, культивируемые на севере, продуцируют масла с большим йодным числом (выше процент непредельности жирных кислот). Особенности жирнокислотного состава обуславливают физико-химические константы масел.[6, с. 93]
Качество масла определяют по лабораторной пробе, которую отбирают от однородной партии продукта, поступившего в магазин.
При приемке масла в
бутылках отбирают из разных ящиков не
менее одной бутылки в расчете
на каждую тонну продукта, Что не
менее четырех от партии; проверяют
состояние этих бутылок, укупорки, этикеток,
массу масла и после
Перед отбором пробы масло должно быть хорошо перемешано путем катания (не менее двух минут) барабанов (бочек). В зимнее время перед отбором пробы застывшее масло в таре подогревают до тех пор, пока оно полностью перейдет в жидкое состояние. При этом не допускают его перегрева и попадания воды.
Масло отбирают трубчатым пробоотборником, который представляет собой стальную или алюминиевую трубку внутренним диаметром 2,5 см и длиной несколько большей диаметра или высоты тары. Нижний конец трубки имеет небольшое коническое расширение, снабженное деревянной конической пробкой, которая прикреплена к упругому металлическому пруту. Пробоотборник должен быть чистым и сухим, открытым с обоих концов. Его медленно погружают в вертикальном положении в тару с маслом. Когда нижний конец пробоотборника коснется дна тары, пробку при помощи прута устанавливают на место запора трубки.
Пробоотборник вынимают, дают стечь маслу, приставшему к его наружной части, и, открыв пробку, сливают масло в чистую сухую склянку. В эту же склянку помещают пробы, взятые из других единиц упаковки.
Отбор проб масла, поступившего в цистернах, производят при помощи крана. Если в цистерне менее 16 т, отбирают 1 л; от 16 до 50 т— 5л; от 50 до 500 т — 10 л; свыше 500 т — 20 л.
Отобранную одним из способов среднюю пробу хорошо перемешивают и отбирают лабораторные образцы по 0,5 л в две бутылки, одну из которых направляют в лабораторию для анализа, а другую сохраняют на случай арбитражного анализа (при температуре не выше 15—20°С, не более трех декад).
Соответствие качества растительных масел требованиям стандарта устанавливают по вкусу, запаху, цвету, прозрачности, цветности, кислотному и йодному числу, содержанию влаги, наличию отстоя и др.[11, с. 25]
Перед определением запаха и цвета образец исследуемого масла необходимо профильтровать, а до определения прозрачности — тщательно перемешать. Масло, подвергшееся охлаждению, предварительно нагревают при 50°С на водяной бане в течение 30 мин, а затем медленно охлаждают до 20°С и перемешивают.
Вкус масла определяют опробованием при температуре 20°С.
Для определения запаха масло наносят тонким слоем на стеклянную пластинку или растирают на тыльной поверхности руки. Чтобы отчетливо проявился запах, масло нагревают на водяной бане до температуры 50°С.
Для определения цвета масло наливают слоем не менее 50 мм в стакан из бесцветного стекла и рассматривают на белом фоне сначала при проходящем, а
затем при отраженном свете. Устанавливают также оттенок масла.
Прозрачность масла определяют после отстаивания в цилиндре предварительно перемешанного образца (100 мл) при температуре 20°С в течение суток. Отстоявшееся масло рассматривают на белом фоне в проходящем и отраженном свете. Масло, не имеющее мути или взвешенных частиц, видимых невооруженным глазом, считается прозрачным.
По результатам
Каждый вид этого продукта имеет специфичный вкус и запах и не должен
обладать посторонними привкусами и запахами. Степень выраженности вкуса и
запаха масла зависит от способа получения, степени очистки, условий хранения.
Определение показателей качества лабораторными методами.
Плотность — типичный для отдельных видов масла показатель, который