Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:13, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение российского рынка тропических плодов, а также их потребительских свойств.
Задачами курсовой работы являются:
1. анализ потребительского рынка тропических плодов;
2. изучение нормативной базы по вопросам качества и безопасности тропических плодов;
3. исследование тропических плодов, представленных в магазинах г. Саратова
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВА ТРОПИЧЕСКИХ ПЛОДОВ
1.1. Формирование рынка тропических плодов………………………………...5
1.2. Классификация плодов и товароведная характеристика тропических плодов…………………………………………………………………………….10
1.3. Требования к качеству и безопасности тропических плодов……………17
1.4. Дефекты и болезни тропических плодов и их влияние на градацию качества…………………………………………………………………………..21
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРОПИЧЕСКИХ ПЛОДОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНАХ
2.1. Характеристика объектов исследования…………………………………..22
2.2. Порядок отбора проб при приемке тропических плодов по качеству…..25
2.3. Результаты исследования качества тропических плодов………………...27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Формирование рынка
тропических плодов………………………………
1.2. Классификация плодов и товароведная
характеристика тропических плодов………………………………………………………………
1.3. Требования к качеству и безопасности тропических плодов……………17
1.4. Дефекты и болезни
тропических плодов и их
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРОПИЧЕСКИХ ПЛОДОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНАХ
2.1. Характеристика объектов исследования…………………………………..22
2.2. Порядок отбора проб
при приемке тропических
2.3. Результаты исследования
качества тропических плодов………
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В структуре питания населения
России свежие фрукты занимают явно недостаточное
место. Отечественное производство
фруктов удовлетворяет
Из зарубежных стран в Россию импортируют различные группы фруктов: тропические, субтропические и некоторые другие. Так, к тропической группе, импортируемой в Россию, относят разные по ботаническому происхождению, но объединяемые по географическому признаку плоды, культивируемые в тропических странах. Они представлены бананами, ананасами, манго, авокадо, папайей и некоторыми другими.
Наибольший удельный вес занимают бананы, которые в настоящий момент получили самое широкое распространение по сравнению с другими тропическими плодами. Далее со значительным отрывом следуют ананасы, авокадо, манго и папайя. В последнее десятилетие стали получать распространение более экзотические сорта тропических плодов, такие как помело, рамбутан и драконовый фрукт
Основными поставщиками тропических плодов являются страны Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Юго-Восточной Азии и некоторые другие с тропическим и частично субтропическим климатом. Климатические особенности стран-производителей этой продукции позволяют им иметь практически непрерывный цикл ее воспроизводства, что обуславливает круглогодичные поставки плодов тропической группы в Россию.
Крупнейшими импортерами тропических фруктов на российский рынок являются следующие компании: питерская группа JFC (около 35 % всех ввозимых на территорию РФ тропических плодов и, в частности, около 60 % бананов), компания Sorns (второй по объему импортер фруктов в Россию), недавно вышедшая на рынок компания Опти-Фуд и множество мелких компаний, чья доля на рынке очень мала по сравнению с вышеперечисленными.
Актуальность темы обусловлена тем, что российский рынок тропических плодов в настоящее время активно пополняется новыми видами фруктов, которые нуждаются в проверке на соответствие стандартам качества и безопасности.
Основной целью данной курсовой работы является изучение российского рынка тропических плодов, а также их потребительских свойств.
Задачами курсовой работы являются:
При написании данной работы использовалась существующая нормативно – правовая база, учебно – методическая литература, периодические издания и ресурсы сети Internet.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключении будут сделаны собственные выводы о проделанной работе и внесены свои предложения на основе данных выводов.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И
1.1. Формирование рынка тропических плодов
Российский рынок
В последние годы в связи
с изменениями в структуре
питания населения России, отмечается
значительный рост потребления фруктов.
Этот рост с 2000 по 2010 год составил 46%.
Среднедушевое потребление
Одновременно с ростом
потребления отмечаются изменения
потребительских предпочтений. Для
современного рынка плодоовощной продукции
является характерным значительное
расширение ассортимента за счет поставок
из-за рубежа плодов ранее являвшихся
достаточно экзотическими для российского
потребителя. Это, в первую очередь,
касается тропических плодов. И хотя
яблоки все еще остаются самыми популярными
плодами (душевое потребление
Таким образом, следует отметить,
что в общем потреблении плодов
доминируют тропические и субтропические
плоды. Современные технологии возделывания
и логистики позволяют
Вопросы оценки пищевой ценности и анализа товароведных характеристик тропических плодов нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей, таких как Т.В. Ларина, А.Ф. Наместников, Ю.Г. Скорикова, А. Г. Ротко J.F. Morton, J. Christiane, R. Jeantet и др.
Среди многочисленных тропических растений наиболее важное значение имеют такие культуры, как бананы, манго, ананас, папайя, авокадо. На ряд продуктов этой группы, в частности на бананы, приняты стандарты (ГОСТ Р 51603-2000). Однако на большинство тропических плодов и в частности авокадо, манго и папайи стандарты России отсутствуют.
В настоящее время на потребительском
рынке имеется достаточно широкий
ассортимент тропических
Гипермаркет «Магнит», ул. Академика Антонова, д. 14 «Б».
Гипермаркет «Реал», ул. Верхняя, д. 17.
Магазин «Рациональ», пр – т 50 лет Октября, д. 132.
Магазин «Пятерочка», пр – т 50 лет Октября, д. 124.
Таблица № 1 – Ассортимент и цены на тропические плоды в магазинах г. Саратова
Наименование продукта |
Цена, руб | |||
Гипермаркет «Магнит» |
Гипермаркет «Реал» |
Магазин «Рациональ» |
Магазин «Пятерочка» | |
Бананы |
35 |
38 |
65 |
41 |
Ананасы |
89 |
87 |
112 |
93 |
Манго |
97 |
97 |
- |
- |
Авокадо |
99 |
93 |
- |
- |
Питахайя (драконий фрукт) |
85 |
- |
- |
- |
На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наиболее широкий ассортимент тропических фруктов – пять наименований, представлен в торговом зале гипермаркета «Магнит». Далее следует гипермаркет «Реал». На последнем месте по количеству видов данной продукции находятся магазины «Рациональ» и «Пятерочка» - всего два наименования тропических фруктов.
Если рассматривать такой аспект как цены на представленную продукцию, то следует отметить, что наиболее высокая стоимость тропических плодов в магазине «Рациональ». Самые низкие цены представлены в гипермаркете «Магнит».
На основе приведенных данных рассчитаем такие показатели ассортимента тропических фруктов гипермаркета «Магнит» как:
Широта ассортимента –
количество видов, разновидностей и
наименований товаров однородных и
разнородных групп. Это свойство
характеризуется таким
,
– действительная широта (фактическое количество видов и наименований товаров, имеющихся в наличии);
– базовая широта (широта
принятая за основу для
Коэффициент широты ( ) равен 0,71. Величина данного коэффициента выше аналогичного среднего показателя по остальным, приведенным выше розничным магазинам
Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления ( ).
К новым товарам, недавно пополнившим ассортимент, относятся манго и питахайя (драконий фрукт).
Н – новые товары (Н = 2)
Коэффициент новизны (0,29) низок, из чего следует, что есть необходимость расширить ассортиментный перечень товара.
Среди поставщиков на российском
фруктовом рынке лидируют три
петербургских компании: Sunway Traders, «СОРУС»
и JFC International. Особенно заметных достижений
эти компании достигли в части
поставок бананов. Объем бананового
рынка страны составляет, по экспертным
оценкам, не менее 750 млн. долларов в
год. По мнению импортеров, «банановый
бум» в России связан прежде всего
с тем, что это дешевый фрукт:
в России его цена, включающая и
расходы на транспортировку за тысячи
километров, и стоимость погрузочно-
На долю «петербургской тройки» по данным за 2011 компаний приходится около 80% ввозимых на территорию России бананов. Доля JFC International в общем объеме бананового импорта составляет около 30%. Компания «СОРУС» занимает около 20% фруктового рынка России. Доля Sunway Traders несколько превосходит долю двух описанных компаний, приближаясь к 30%.
Доля основных импортеров на российском рынке тропических фруктов
В структуре импорта первенство
принадлежит бананам, что связано
с популярностью, которой пользуются
бананы у россиян – по предпочтению
и частоте потребления этот фрукт
является вторым после яблок, а также
тем фактом, что бананы являются
исключительно импортным
Структура импорта фруктов в Россию по видам фруктов, % от объема импорта в натуральном выражении в 2011 г.
В течение ближайших пяти лет рост объемов импорта фруктов в РФ будет опережать рост объемов внутреннего производства, в связи с чем доля традиционных российских фруктов в потреблении может снизиться до 10%.
Основная доля фруктов, официально ввозимых в Россию, доставляется в петербургский порт, пятая часть поставок приходится на порт в Новороссийске.
Структура поставки тропических фруктов в Россию
Во многом именно популярность петербургского порта стала причиной лидерства петербургских компаний-импортеров на российском фруктовом рынке. Эти компании начинали с торговли на рынках, в настоящее время став крупными современными компаниями, которые используют передовые технологии хранения и транспортировки фруктов и практически не имеют в стране легальных конкурентов, соперничая главным образом со структурами теневого фруктового бизнеса.
1.2. Классификация плодов и товароведная характеристика тропических плодов
Плоды обычно подразделяют на группы: семечковые, косточковые, ягоды, субтропические и тропические, орехоплодные.
Семечковые плоды состоят из сочной мякоти и семенного гнезда, в нем мелкие семена располагаются в семенных камерах. К семечковым плодам относят яблоки, грушу, айву, рябину и другие.
Косточковые плоды имеют семя, оно расположено внутри достаточно крупной (по отношению к объему плода) косточки с твердой скорлупой. К косточковым плодам относят абрикосы, персики, черешню и сливы.
Ягоды состоят из сочной мякоти с семенами внутри и кожицей снаружи. Это, например, виноград и крыжовник. Ягоды сложные состоят из сросшихся плодиков – костянок на общем плодоложе (малина и ежевика).